Борцы сумо. Сумо, японская национальная борьба Сумо в новое и новейшее время

Придворное сумо

Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики , книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.

Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи . В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто . По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога .

Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.

Основные сведения

Площадка для борьбы

Площадка для борьбы сумо представляет собой квадратный помост в 34-60 см высотой, называемый дохё. Дохё сделан из утрамбованной глины особого сорта и покрыт сверху тонким слоем песка . Поединок проходит в круге диаметром в 4,55 м, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы (т. н. «тавара»). В центре дохё расположены две белые полосы, обозначающие стартовые позиции борцов. Песок вокруг круга тщательно разравнивается вениками перед началом каждой схватки, чтобы по следам на песке можно было определить, коснулся ли один из соперников земли за пределами круга. На боках дохё в глине в нескольких местах сделаны ступеньки, чтобы борцы и гёдзи могли на него подняться.

Сама площадка и множество окружающих её предметов полны синтоистскими символами: песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту; бросаемая соль символизирует очищение, изгнание злых духов; навес над дохё (яката) выполнен в стиле крыши в синтоистском святилище. Четыре кисточки на каждом углу навеса представляют четыре сезона: белая - осень, черная - зиму, зеленая - весну, красная - лето. Пурпурные флаги вокруг крыши символизирует дрейф облаков и смену сезонов. Судья (гёдзи), в числе прочих обязанностей, выполняет роль синтоистского священнослужителя.

Вход на дохё для женщин по древней традиции запрещён.

Тренировочные дохё сделаны схожим образом, но круг расположен вровень с полом. Для них тоже проводится церемония очищения.

В любительском сумо дохё - просто обозначенный круг, не обязательно расположенный на возвышении. Запрет для женщин не соблюдается, существует и женское любительское сумо.

Гёдзи Кимура Сёносукэ

Одежда и причёска

Единственная одежда на борце во время поединка - специальный пояс, называемый «мава́си». Это плотная широкая тканевая лента, чаще всего тёмных оттенков. Маваси обматывается в несколько оборотов вокруг голого тела и между ног, конец пояса закрепляется за спиной узлом . Размотавшийся маваси ведёт к дисквалификации борца. У борцов высокого уровня маваси шелковый . К поясу подвешиваются свисающие украшения - «сагари», не выполняющие никакой иной функции, кроме чисто декоративной. У борцов двух высших дивизионов есть ещё один, специальный, пояс кэсё-маваси (яп. 化粧回し, 化粧廻し кэсё:маваси ) , внешне напоминающий украшенный шитьём передник, у каждого - на свой лад, который используется только при ритуалах. В любительском сумо маваси иногда носят поверх плавок или шортов.

Волосы собираются в особый традиционный пучок на макушке, в двух высших дивизионах прическа выполняется существенно более сложной. Помимо красоты, такая прическа обладает свойством смягчать удар по темени, возможный, к примеру, при падениях головой вниз.

Одежда и причёска борцов строго регламентируется и вне соревнований. Предписания очень сильно зависят от уровня борца. Как правило, предписываемые в обыденной жизни борцам одежда и прическа весьма архаичны. Оформление причёсок требует особого искусства, практически забытого вне сумо и традиционного театра.

Правила

В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»). Хорошим тоном, равно как и более успешной тактикой, считается наступательная борьба. Трюки, основанные на увёртках (например, такие, как уклонение от контакта в начале поединка), хотя и являются допустимыми, не считаются красивыми. В силу большого разнообразия приёмов, редко кто владеет их полным арсеналом, поэтому бывают борцы, более склонные или к захватам и борьбе в поясе (например, одзэки Кайо), или, напротив, к борьбе толчками на расстоянии (например, Тиётайкай).

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки:

  • коснувшийся первым земли любой частью тела, кроме стоп, считается проигравшим.
  • коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

Телом считается всё, вплоть до кончиков волос. В ряде случаев судья объявляет победителем борца, первым коснувшегося земли. Это происходит тогда, когда у его соперника, пусть бы он и коснулся земли вторым, не было никакого шанса победить: его весьма эффективно бросали, или выносили из круга, оторвав от земли (принцип «мёртвого тела»). К безусловному поражению ведёт и попытка проведения запрещённого приёма, например, захвата волос.

Часто поединок продолжается всего несколько секунд, так как один из борцов быстро вытесняется другим из круга, или сбивается с ног броском или подсечкой. В редких случаях, поединок может длиться и несколько минут. Особенно продолжительные поединки могут быть приостановлены для того, чтобы борцы могли перевести дух или подтянуть ослабевшие пояса. При этом, позиция и захват четко фиксируются гёдзи, с тем, чтобы точно восстановить взаимное положение борцов на дохё после таймаута.

Жизнь борца

Ассоциация управляет значительной частью привлекаемых средств, распределяя их между хэя сообразно уровню выступления их борцов. Кроме того, хэя могут получать финансирование и из сторонних источников, например, спонсорских групп или через одобренных Ассоциацией рекламодателей.

Жизнь ассоциации регулируется множеством неписанных правил.

Договорные поединки в сумо

До самого последнего времени существование платных договорных схваток или безвозмездной «взаимопомощи» борцов не было доказано. Тема была любима «жёлтой прессой », подозрения чаще всего были основаны на том факте, что борцы выступают заметно лучше, если поединок для них много значит (например, при счете 7-7). C другой стороны, такое явление можно было объяснить высокой мотивацией борца. В конце января 2011 года разразился скандал, когда полиция, изучая (совершенно по иному поводу) SMS на телефонах некоторых борцов, обнаружила сообщения, недвусмысленно свидетельствующие о договорных поединках за деньги. Суммы исчислялись тысячами долларов. Разгоревшийся скандал привел к исключительным последствиям, так, отменён мартовский весенний турнир в Осаке (Хару басё) 2011 года и все показательные выступления (дзюнгё) 2011 года. Это свидетельствует о колоссальных проблемах - турниры отменяются крайне редко, в последний раз регулярный турнир отменялся в 1946 году из-за послевоенных трудностей разорённой страны. Всю предшествующую войну , даже после атомных бомбардировок , турниры не отменялись.

Виды

Университетское сумо

Любительское сумо

В 1980 году Федерация сумо Японии провела Первый Всеяпонский любительский чемпионат, на который пригласили команды из-за рубежа для повышения конкуренции. В результате состоялся первый международный любительский турнир по сумо. С этого момента количество иностранных команд, участвующих в этом событии, каждый год увеличивалось, а в июле 1983 года Япония и Бразилия создали организацию, ставшую предшественником современной Международной федерации сумо (IFS). В 1985 году, в связи с увеличением числа команд участниц, название турнира изменилось на Международный чемпионат по сумо. В 1989 в Сан-Паулу прошёл юбилейный 10-й чемпионат. 10 декабря 1992 года в ознаменование создания IFS, название чемпионата вновь изменилось.

Профессиональное сумо

Первый Чемпионат мира по сумо, проведённый под эгидой IFS, собрал в общей сложности 73 участника из 25 различных стран. Турнир стал ежегодным, а число участвующих стран продолжает расти. Чемпионат мира проводится в личном и командном зачётах. Спортсмены разделены на четыре весовые категории: легкий, средний, тяжелый вес и абсолютная весовая категория.

В 1995 году были созданы пять континентальных федераций любительского сумо, которые проводят отборочные турниры за право участия в чемпионате мира. В настоящее время IFS насчитывает 84 страны-участницы. В 1997 году был проведён первый чемпионат мира по сумо среди женщин. Федерация активно пропагандирует женское сумо.

Иностранцы в сумо

Хотя в сумо издавна выступали ассимилированные корейцы, настоящей отправной точкой процесса интернационализации следует считать 1964 год, когда на дохе появился американский сумотори Такамияма , в миру известный под именем Джесси Кухаулуа. Родившийся на Гавайских островах борец стал первым иностранцем, завоевавшим императорский кубок. Он достиг уровня сэкиваке, что есть признак вполне успешной карьеры, и был очень популярен. Он же стал первым иностранцем, возглавившим хэя. Вслед за ним и под его влиянием, в сумо появились такие видные борцы, как Конисики , Акэбоно (лучший ученик Такамиямы) и Мусасимару . Множество иностранных борцов, в частности, китайцы, американцы, бразильцы, аргентинцы и даже сенегальцы, не преуспели и остались незамеченными. С конца XX - начала XXI века наиболее заметен приток борцов из Монголии, а также с Кавказа. Первый одзэки европейского происхождения и первый европеец, выигравший Императорский кубок является Котоосю Кацунори - болгарский профессиональный борец сумо в ранге одзэки.

Ограничения на число иностранцев постоянно ужесточаются. Введенная общая квота (40 человек) была позже заменена на требование: один человек в хэя. В феврале 2010 года совет директоров Ассоциации ещё более ужесточил условия приёма иностранцев: борец считается иностранцем не по гражданству, а по происхождению. Это окончательно закрывает лазейку для оякат, ранее прибегавшим к ухищрениям - собиравших по общей квоте целые землячества (как школа Оосима) или переводящих борцов в японское подданство. Новое ограничение начало действовать по окончании традиционного весеннего набора 2010 года . Отчасти, доступ иностранцев ограничен и предельным возрастом дебютанта, 23 года. Поскольку иностранец поступает в борцы на общих основаниях, проявившие себя любители-неяпонцы весьма часто рискуют не успеть или попадают «на последнюю ступеньку последнего вагона». На практике квота приводит к казусам, например, в разные хэя попадают братья, которые предполагали тренироваться вместе - Рохо и Хакурозан . Существуют хэя, принципиально не принимающие иностранцев, существуют хея, представляющие собой рассадники иностранцев, например, Оосима и Тацунами, активно привлекающие монголов. Квоты не спасают от засилия иностранцев в высших лигах, так, на ноябрьском басё 2010 года в высшей лиге макуути было 20 борцов иностранного происхождения (из 45 позиций), из них в саньяку (звания комусуби и выше) - 7 (из 9 позиций) , в том числе трое одзэки из четырех и единственный ёкодзуна . По состоянию на ноябрь 2012 года, японский борец в последний раз завоёвывал Императорский кубок в 2006 году, остальные взяли монголы, кроме двух кубков, которые взяли болгарин и эстонец.

Ограничения имеют под собой основания, так как принято считать, что сумо - не только и не сколько спорт, и приток иностранцев, с чуждыми манерами и взглядом на вещи, способен нарушить присущий сумо чисто японский дух. Это, как следствие, якобы снизит интерес к сумо в Японии и, в конечном счете (хотя об этом и не принято говорить открыто), доходы Ассоциации. С другой стороны, неоднократно именно иностранцы, такие, как Мусасимару и Акэбоно , а затем Асасёрю , сильно подогревали интерес к сумо, как в Японии, так и в мире.

Иностранец не обладает правами борца в полной мере. Так, иностранные ёкодзуна и одзеки, в отличие от японских коллег, не имеют права голоса в Ассоциации. Без перехода в японское подданство иностранец не может, после отставки, остаться тренером.

В последнее время [когда? ] иностранцы были вовлечены в ряд скандалов, приведших к их дисквалификации: Кёкутэнхо был дисквалифицирован на турнир за вождение автомобиля, Асасёрю - на два турнира за публичную игру в футбол, при том, что он не участвовал в официальных показательных выступлениях, как травмированный, а трое российских борцов - Ваканохо , Рохо , Хакурозан - пожизненно, после скандала, связанного с предполагаемым употреблением ими (а Ваканохо - ещё и доказанным хранением) марихуаны . Последний случай имел большой резонанс и привел к отставке президента Ассоциации, ояката Китаноуми.

Сумо в России

После окончания карьеры Тайхо старался наладить дружественные отношения между Японией и странами бывшего СССР. Он основал ассоциацию сумо в Харькове , городе, уроженцем которого был его отец. Инсульт не позволил Тайхо лично посетить город.

  • В некоторых близлежащих к Японии странах, например Монголии и Корее , распространены виды борьбы, сходные с сумо. Впрочем, монгольская борьба Бух имеет одно существенное отличие: она проводится не на ринге, а в чистом поле, без обозначенных границ.
  • По одной из версий, до XVI века аналог дохё располагался на возвышении, а за его пределами были острые колья . Исторические данные подтверждают наличие такого вида «спорта» , но не выяснено, имеет ли он отношение к сумо.
  • Доля жира в массе среднего сумоиста практически та же, что у среднего обывателя того же возраста. При большом избыточном весе, мышечная масса тоже очень велика. Ряд сумоистов, например, великий борец Тиёнофудзи , были существенно суше среднего.
  • Борцам любого уровня запрещено самостоятельно водить автомобиль. Нарушившего это правило ждет наказание, так, уличенный 2007 году Кёкутэнхо был дисквалифицирован на один турнир, что означало существенную потерю в ранге. Обычно, борцы ездят на такси или их возят на специальных микроавтобусах.

См. также

  • Список рекордов в сумо (

У историков нет достоверных данных о том, возникла ли эта борьба собственно в Японии или она была привнесена с материка. Однако японские специалисты, дотошно изучающие историю возникновения и развития сумо, небезосновательно полагают, что сумо появилось на Японских островах не менее 2 тысяч лет тому назад.

Среди японских мифов и легенд есть немало сказаний, связанных с сумо. Так, в древнейших японских летописях "Кодзики" ("Записи о делах древности") рассказывается о том, как богиня солнца Аматэрасу-омиками (главная синтоистская богиня, сотворившая Японские острова) направила к богу Окунинуси-но микото, управлявшему страной Идзумо, нового назначенца Такэмидзути-но ками с тем, чтобы он принял бразды правления в свои руки.

Сын и наследник Окунинуси - бог Такэминаката-но ками (тогда все правители были богами), рассчитывавший получить власть над страной из рук стареющего предка, не посмел напрямую ослушаться приказа верховной богини и заявил богу-назначенцу: "Давай померяемся силами, поборемся, и тот, кто победит, тот и станет правителем". И вот, сошлись в борцовском поединке два бога. Такэмидзути победил и стал правителем страны Идзумо.

Легенда эта во многом знаменательна.

Во-первых, это, вероятно, был первый в истории Японии поединок сумо, и состоялся он во времена незапамятные - никто из историков не возьмется даже приблизительно определить, когда жили и правили страной Идзумо эти боги.

Во-вторых, одно из первых самонаименований Страны восходящего солнца созвучно с сумо. Может быть, древние японцы само становление своей страны связывали с сумо?! И самое интересное! Это, видимо, был первый в истории случай относительно мирного исхода борьбы за власть!

В других древних японских свитках - "Нихонсёки" ("Японские хроники") изложена легенда о том, как в 7-ой день, 7-го месяца, 7-го года эпохи Суйнин (29 г. до н. э. - 70 г. н. э.) пред очи Императора, а он по преданию был уже одиннадцатым императором страны, в поединке сумо сошлись два знаменитых воина - Номиносукунэ и Тайманокэхая.

По древнему (лунному) календарю 7-ой месяц приходился на август - период сбора первого урожая риса. Видимо, поединки сумо уже в те времена проводились регулярно в дни празднеств - благодарений богам за богатый урожай и были частью религиозного ритуала.

Благодаря легенде, победитель этого поединка - Номиносукунэ - был обожествлен, стал одним из синтоистских богов, и до сих пор почитается в Японии как родоначальник сумо.

Сумо в древней Японии

К 3-6 вв. н. э. относятся археологические находки, свидетельствующие о широком распространении сумо и приобретении им новых функций.

В те времена существовал обряд захоронения правителей в высоких могильных холмах - кофун. Этот период в истории Японии так и называется эпоха Кофун.

Среди вещей, найденных при раскопках могильных холмов, были обнаружены глиняные фигурки ханива, исполненные в виде рикиси (борцы сумо, дословно - сильный воин), а также ритуальная и бытовая глиняная посуда, на которой сохранились росписи с изображением сценок поединков сумо.

Видимо, поединки сумо становятся также частью погребального ритуала. Интересно, что бог-основоположник сумо Номиносукунэ почитался также как родоначальник клана гончарных мастеров, ответственных за изготовление ритуальной посуды для погребения императоров.

Знаменательно, что на росписях изображались не только пары рикиси, сошедшиеся в поединке, но и фигурки зрителей. А это значит, что сумо в те времена уже было зрелищем.

Первым исторически обоснованным фактом проведения турнира по сумо, видимо, можно считать свидетельство из тех же "Японских хроник" (Нихонсёки)

Император Когёку в первый год своего правления (642 г. н. э.), 22-го дня, 2-го месяца, принимая посланника страны Кудара (южная часть Корейского полуострова), собрал со всей страны, лучших, избранных воинов-силачей (по-японски - кондэй, то же, что по-русски - богатырь) и устроил в его честь турнир по сумо.

Япония в те времена была если не колонией, то "младшим братом", сателлитом корейского царства: государственность на Корейском полуострове начала складываться несколько раньше, чем на Японских островах. Потому-то принимал Император Когёку посланника из страны Кудара как особу высокопоставленную.

Проведение в честь корейского посланника турнира по сумо свидетельствует о том, что сумо к тому времени становится также неотъемлемой частью придворного, светского ритуала.

Сумо в раннем средневековье.

В эпоху Нара (710-794 гг.) начинает складываться придворный ритуал "лицезрения сумо" (сумай-но сэтиэ). Турниры по сумо устраиваются прямо в императорском дворце. Ритуальным становится появление Императора и его свиты на почётных зрительских местах, выход борцов и судей на площадку для состязаний.

В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) турниры по сумо при императорском дворе регулярно проводятся уже несколько раз в году. Главный турнир организовывался 7-го числа, 7-го месяца в честь поединка между Номиносукунэ и Тайманокэхая. Правда, с течением времени эти даты соблюдались уже не так строго.

Борцов, а их называли тогда сумаибито, собирали по всей стране. В роли селекционеров выступали высшие чины императорской гвардии, которые перед каждым турниром разъезжались по самым дальним уголкам Японии и отбирали среди сильнейших воинов-сумаибито.

К этому времени уже сложилась турнирная система, система правил и судейства.

В день турнира борцов условно делили на две группы - "правых" и "левых" (по правую и левую руку от императора). На первом этапе "правые" и "левые" боролись только между собой. Каждый сумаибито за время турнира проводил примерно 20 поединков.

Дохё (площадка для борьбы) тогда не было; борьба проходила на ничем не ограниченной площадке, и победителем в поединке становился тот, кто опрокидывал своего соперника на землю. Борцам было запрещено хватать соперника за волосы, бить кулаками в голову и пинать ногами.

А победитель турнира, как и ныне, уже тогда выявлялся по соотношению побед и поражений. Если у двух сумаибито этот показатель оказывался равным, между ними устраивалась решающая схватка.

Рефери именовался тогда идэи, и был он главным и единственным арбитром. Однако, если императору казалось, что исход поединка сомнителен, по его знаку начальник гвардии мог дать указание провести повторную схватку (торинаоси).

Существовали понятия изготовки, стартовой позиции (нэриай) и повторного старта (сикиринаоси), а стало быть, рефери должен был следить за синхронностью старта борцов и назначать сикиринаоси, если кто-либо из них совершал фальстарт.

В этот период сложился и определенный турнирный ритуал, была регламентирована и экипировка сумаибито. На поединок борцы выходили в набедренных повязках, которые именовались тогда тосаги. Правда, не ясно, повязывались ли они также, как в современном сумо или просто обвязывались вокруг пояса.

Перед турниром все сумаибито для торжественного выхода пред очи Императора поверх тосаги надевали специальное охотничье кимоно каригину, а на голову нахлобучивали особой формы остроконечный с короткими, загнутыми вверх полями головной убор цвета вороньего крыла, который назывался эбоси.

В более поздние времена каригину и эбоси становятся основными элементами повседневной одежды придворной знати самураев, а в современном одзумо - униформой рефери (гёдзи).

В дальнейшем по мере усиления воинского сословия (буси) и ослабления императорской власти придворные турниры стали проводиться с большими перерывами, а в 4-й год эпохи Сёан (1174 г.) "лицезрение сумо" как придворный ритуал было проведено в последний раз, и четыре века эта страница императорских ритуалов была закрыта.

Сумо в феодальной Японии.

В период феодальной раздробленности, в эпоху Камакура (1185-1333 гг.), когда в стране окончательно устанавливается власть сёгуна (верховного военного правителя) и, особенно, в эпоху Муромати (1392-1568 гг.) сумо широко распространяется как вид прикладного боевого искусства, средство (путь) воспитания духа и укрепления тела воинов-самураев.

В известных хрониках того периода "Восточное зерцало" (Адзумакагами), составленных правительством Минамото (династия сёгунов, правивших в эпоху Камакура), целые разделы посвящены "лицезрению сумо", как ритуалу, проводимому при дворе сёгуна.

В "Зерцале" особо подчеркивается, что сёгун обязательно присутствовал (а может быть и сам участвовал) и на рыцарских турнирах, регулярно проводимых при главном храме Бога войны Хатимангу в городе Цуругаока, что неподалеку от тогдашней ставки верховного правителя, и наблюдал за состязаниями конных лучников (ябусамэ), скачками (кэма) и поединками сумаибито.

В более позднее время, в эпоху Муромати, когда правила династия сёгунов Асикага, при храме Хатимангу появляются даже специальные священнослужители - сумосёку, которые отвечали за проведение турниров по сумо. Турнирный ритуал, правила борьбы и регламентация судейства совершенствуются, и, по сути дела, в этот период закладываются основы профессионального сумо.

Наряду с прикладным, воинским видом этой борьбы по всей стране широко распространяется "народное" сумо. "Народное" сумо ведет свое начало от самых древних ритуальных поединков в дни празднеств - благодарений богам за урожай.

Турниры по сумо, посвященные сбору урожая, началу строительства или открытию нового моста проводятся во всех уголках Японии.

В большинстве случаев это было так называемое сумо-жертвоприношение. Поединки сумаибито были частью мольбы об урожае или ритуального благодарения за урожай. Позже широко стали проводиться благотворительные турниры по сумо, на которых собирались пожертвования на строительство дорог, мостов и другие общественные работы.

В таких турнирах принимают участие крестьяне, ремесленники, торговцы и другие простолюдины. Поединки часто проходили прямо на улицах и площадях городов и поселков и собирали несметные толпы зевак. Ни дохё, ни рефери, ни ритуального одеяния борцов на таких поединках не было. Победитель выявлялся самым демократическим путем, им становился тот, кто заваливал соперника на землю или выпихивал его в толпу зрителей.

Образ этого сумо в наши дни угадывается в различных народных празднествах и синтоистских обрядах, до сих пор широко проводимых по всей Японии.

В период Сэнгоку дзидай (эпоха Воюющих провинций) (1467-1568 гг.), во второй половине правления династии сёгунов Асикага, когда феодальная раздробленность достигла своего предела, сумо становится по-настоящему массовым народным зрелищем. Процветает и рыцарское, и "народное" сумо.

Крупные землевладельцы, князья-даймё, стремясь перещеголять друг друга и даже сёгуна, устраивали в своих замках пышные массовые турниры по сумо, в которых принимало участие несколько сот сумаибито.

Так в один только 1568 г. были проведены два крупнейших турнира, которые, наверное, смело можно назвать Играми сумо, поскольку в одном из них, в провинции Омиэ приняло участие 300 борцов, а в другом - в Киото, собралось 1500 (!) сумаибито.

В конце этой эпохи появляются первые профессиональные объединения сумотори - прообраз современных профессиональных домов-клубов (хэя). Они даже имели свой устав, но были крайне малочисленны - 8-10 человек, и во многом зависели от финансовой и материальной поддержки местных даймё.

"Золотой век" сумо.

Новый импульс для дальнейшего развития сумо получило в эпоху Эдо (1703-1868 гг.), когда после объединения страны усилиями сёгуна Токугава Иэясу, в Японии складывается новая политическая и социально-экономическая ситуация, благоприятная для развития торговли, ремесел, искусств.

Особенно бурно в этот период распространяется "народное" сумо. Поединки и массовые турниры по сумо регулярно проводили крестьянские общины, сообщества ремесленников и торговцев. Обеспокоенный угрозой размывания устоев "чистого", рыцарского сумо, сёгунат пытался в начале 18 в. специальным указом запретить "уличное" сумо.

Попытка эта была, естественно, неудачной, и через несколько лет указ был практически аннулирован. Новым указом поощрялось проведение в специально отведенных местах "благотворительных" турниров.

На "уличное" сумо были наложены ограничения, поскольку при определении победителей поединков, проводившихся на площадях и перекрестках городов без всякого судейства, возникали массовые потасовки и даже вооружённые столкновения горожан.

В трех крупнейших городах Японии - Осака, Киото и новой столице Японии - Эдо (Токио) в 18 в. уже действовали профессиональные Сообщества рикиси, наподобие объединений ремесленников.

Однако сумотори имели более высокий социальный статус, нежели ремесленники и торговцы. Поскольку большинство из них были выходцами из военной среды, они были приравнены к беспоместным самураям.

Сёгунат разрешительными мерами начал регламентировать деятельность сообществ рикиси. В "благотворительных" турнирах с конца 18 в. имели право участвовать только члены этих сообществ. От этих турниров уже напрямую ведется история современного сумо.

В этот же период появляются специальные площадки для проведения поединков сумо. Они были поначалу квадратными, позже внутри площадки мешками с землёй стали выгораживать круг, в котором и проходил поединок. Таким образом, родилось дохё, придавшее древней борьбе особую зрелищность и эмоциональную окрашенность.

Окончательно складываются правила борьбы, регламент и ритуал турниров, утверждается система судейства, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней. В это же время начала складываться и система рангов в сумо. появился и высший пожизненный титул ёкодзуна.

Эпоху Эдо справедливо называют "золотым веком" в становлении и развитии сумо. Турниры профессиональных рикиси (басё) с конца 18 в. проводятся регулярно два раза в год.

Став неотъемлемой частью жизни японского народа, сумо оказало серьезное влияние на культуру и искусство страны. Появляются литературные произведения, в которых в летописно-репортажном стиле описываются турниры по сумо, в традиционном японском театре Кабуки ставятся спектакли, где главными действующими лицами становятся популярные рикиси.

В ныне всемирно известной цветной японской гравюре укиёэ сложился даже самостоятельный жанр - сумоэ. Цветные гравюрные портреты борцов - любимцев публики или картинки-зарисовки жарких поединков сумо по цене были доступны даже малоимущим японцам, и расходились по всей стране громадными по тем временам тиражами. Этот жанр укиёэ жив и процветает в современном одзумо.

Сумо в новое и новейшее время

Тяжелые времена японскому сумо пришлось пережить после Реставрации Мэйдзи 1868 г., когда в стране был свергнут режим сёгуната, восстановлена самодержавная императорская власть, и на политическую арену поднялась молодая буржуазия.

Япония после почти трех веков затворничества, под угрозой орудий американской эскадры была открыта для внешнего мира и жадно начала впитывать все новое, западное.

Стремительная модернизация Японии оказала огромное влияние на нарождающееся общественное мнение. Сторонники исконно японских, самобытных явлений в культурной и общественной жизни страны громогласно объявлялись ретроградами и реакционерами. Яростным нападкам подвергалось и сумо.

Самые ретивые японские прогрессисты требовали в законодательном порядке запретить сумо как пережиток феодальной эпохи.

Сумо лишилось поддержки своих меценатов. Профессиональные клубы (хэя) и целая армия рикиси остались без средств к существованию. Популярнейшие борцы были вынуждены искать дополнительные источники доходов.

Так, в Эдо, переименованном в Токио, по решению Сообщества сумо было организовано самостоятельное пожарное подразделение, в котором героически трудились 56 рикиси целого профессионального дивизиона.

Кризис был преодолен благодаря всеобщей народной любви и усилиям самих сумотори. Сообщество было преобразовано в Токийскую Ассоциацию Сумо, которая под влиянием общей демократизации внесла несколько прогрессивных поправок в турнирный регламент.

В 1873 г. на турниры по сумо разрешили допускать женщин-зрительниц, которые сразу стали яростными болельщицами и сторонницами возрождения былой славы сумо.

Точку в борьбе за будущее древнейшей японской борьбы поставил император. По его высочайшему соизволению в 1885 г. в специальном зале Энрёкан в присутствии Его Величества был проведен показательный турнир по сумо. Император, таким образом, напомнил своим подданным о ритуале "лицезрения сумо" и ясно дал понять, что сумо находится в сфере его пристального внимания и заботы.

Вплоть до начала Второй мировой войны сумо в Японии развивалось без каких-либо катаклизмов, окончательно завоевав любовь и поддержку всей нации от императора до простолюдина.

История сумо в этот период отмечена такими важными событиями, как строительство в 1909 г. в Токио, в районе Рёгоку Дворца Сумо - Кокугикан, в котором отныне проводились все токийские басё, и объединение в 1927 г. региональных Сообществ Сумо в единую Ассоциацию Сумо Великой Японии, которая стала организацией коммерческой, т.е. сугубо профессиональной.

Самой популярной фигурой в одзумо этой эпохи был ёкодзуна Хитатияма, который за время выступлений в высшем дивизионе - макуути - добился выдающегося результата: его соотношение побед и поражений составило 150-15. Хитатияма был, ко всему прочему, человеком интеллигентным, высокообразованным.

Благодаря его усилиям, в одзумо был принят новый регламент поведения рикиси в обществе, согласно которому сумотори должны были являться в свет "одетыми строго и красиво" в соответствующее своему рангу кимоно и "вести себя учтиво и вежливо, как подобает рыцарю".

Хитатияма вел широкую просветительскую деятельность, всячески содействовал популяризации сумо, причем не только в Японии, но и за рубежом. В 1909 г. он побывал в США, где был принят президентом Т. Рузвельтом и провел несколько показательных выступлений.

Важным этапом в развитии сумо в 1928 г. стало начало прямых радиотрансляций с турниров по сумо. Некоторые изменения произошли в правилах проведения поединков: на дохё стали наносить две белых стартовых линии - сикирисэн, а сам дохё несколько расширен в диаметре с 13 (около 4 м) до 15 сяку (4,55 м).

Было увеличено количество судей: к рефери на дохё - гёдзи и четырём боковым судьям - симпан добавился главный судья - симпантё. Турниры, благодаря этим нововведениям, стали проходить более динамично и зрелищно.

Предвоенные годы были отмечены появлением ярчайшей звезды одзумо Великого Ёкодзуна - Футабаяма. Поднявшись на вершину сумо весной 1936 г., Футабаяма в течение трёх лет не знал поражений. Он победил в 69 поединках и с абсолютным результатом выиграл 5 басё подряд.

В марте 1939 г., на следующий день после первого за три года поражения Футабаяма от известного рикиси Акиноуми, все японские газеты разразились специальными выпусками и раскупались огромными тиражами. Это было событием общенационального масштаба, гораздо более значимым, чем отставка Кабинета министров.

В 1941 г. началась Тихоокеанская война, и жизнь одзумо, как и все в Японии, замерла на долгие пять лет.

В первые послевоенные годы сумо снова пришлось пройти через испытание. На пике новой волны демократизации рьяные сторонники модернизации страны вновь пытались предать анафеме историческое достояние японского народа. Но, как и веком ранее, всенародная любовь и внимание высших слоев японского общества помогли сумо выстоять.

Уже весной 1946 г. в Токио был проведен первый послевоенный турнир, а с 1947 г. в одзумо под влиянием общедемократических процессов был проведен ряд реорганизаций. Был в частности несколько изменён порядок проведения басё, увеличено с 3 до 6 их количество (теперь они проводятся не только в Токио, но и в Осака, Нагоя и Фукуока).

С середины 60-х годов Ассоциация Сумо Японии в целях пропаганды одзумо начала регулярно проводить показательные зарубежные выступления, причём первые гастроли японских рикиси состоялись в 1965 г. в Москве и в Хабаровске. Так что, россияне познакомились с сумо раньше многих других народов.

Чтобы быть спортсменом, совсем необязательно беспокоиться о подтянутости и красоте своего тела. Сумоисты, например, едят до отвала, регулярно пьют пиво, лениво спят после обеда и жиреют со всей присущей японцам ответственностью.

Константин Кудрявцев

Благодарим за помощь в подготовке материала нашего эксперта, трехкратного чемпиона Европы, президента Федерации сумо Москвы, заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера России. Если ты захочешь узнать о сумо больше, чем узнали мы, зайди на moss

Cчитается, что сумо появилось в Японии более двух тысяч лет назад, а первый поединок, если верить летописям, прошел между синтоистскими богами Такемиказуки и Такеминаката, спорившими за власть над Японскими островами. Такемиказуки стал победителем, а потому японские императоры считают его родоначальником своей династии.

Впрочем, основателем сумо признаны не воображаемые божества, а реальный борец Номи-но-Сукунэ. Известно, что в начале нашей эры он участвовал в боях во дворце императора Суйнина, проходивших в честь хорошего урожая. Номи-но-Сукунэ сломал своему противнику Тайма-но Кехая сначала ребро, потом той же ногой - поясницу. Видимо, именно за это он был не только назван отцом сумо, но и обожествлен. Тогдашние схватки были привилегией воинов и знати и проходили в присутствии императоров. Правда, похожи они (схватки, а не императоры) были не на современное сумо, а на бои без правил: побеждал тот, кто выиграет большинство поединков, при этом весовых категорий не было.

Новая история

Расцвет сумо пришелся на XVIII столетие: тогда сумо занималось примерно столько же людей, сколько сейчас фотографией. Успешные борцы становились кумирами страны, а писаки вроде нас посвящали им стихи и пьесы. Тогда же появился титул «ёкодзуна» (великий чемпион), который присваивается пожизненно и является вершиной профессиональной карьеры борца.

Правда, купались в народной любви сумоисты недолго: в 1868 году Япония перестала быть закрытым государством, и для сумо, которое объявили пережитком, наступили сложные времена. Интерес к борьбе вернулся только спустя несколько десятилетий. К этому времени европейцы стали завозить в страну хлеб (раньше местные обходились без выпечки, питаясь рисом), а запреты на употребление мяса были сняты. С появлением новых продуктов борцы стали усиленно набирать массу и называться «рикиси» (богатырь). В 1909 году в Токио открылся дворец сумо Кокугикан для проведения ежегодных турниров, а в 1927-м региональные сообщества решили объединиться во Всеяпонскую ассоциацию сумо.

На любителя

В сумо два направления: профессиональное и любительское. Профессиональное сумо (одзумо) существует только в Стране восходящего солнца и курируется Все­японской ассоциацией сумо (JSA). В организации порядка тысячи человек: около восьмисот борцов, ояката (тренеры-наставники), гёдзи (судьи), ёбидаси (вспомогательные судьи) и токояма (парикмахеры - борцам положены специальные прически). Ассоциация каждый год проводит шесть больших турниров - басё. Сумоист, выступающий на таких соревнованиях, обязан входить в один из 52 клубов (кстати, в каждом клубе может состоять ограниченное число иностранцев).

Что же касается любительского сумо, то для него создана Международная федерация сумо (ISF) со штаб-квартирой в Токио.

Только спокойствие

В основе поведения профессионального борца лежит понятие достоинства - хинкаку, которое объединяет все, что касается облика, мировосприятия и поступков сумоиста. За хинкаку борца следит ояката, руководитель клуба. Любой сомнительный поступок (разрыв помолвки, игра на тотализаторе и т. п.) негативно сказывается на карьере борца (например, он рискует никогда не получить звание ёкодзуна). Одно из проявлений хинкаку - спокойствие. «Что бы ни произошло вокруг, будь то наводнение или землетрясение, великая скорбь, великая радость, победа или поражение, - рикиси должен оставаться невозмутим. Какие бы эмоции ни бушевали у него внутри, снаружи он должен быть непроницаем как броня», - рассказывает наш эксперт, трехкратный чемпион Европы, президент Федерации сумо Москвы Игорь Куринной. Хинкаку прививается в клубах, где профессиональные борцы живут постоянно. В любительском сумо нет ни трепетного отношения к хинкаку, ни правила постоянного проживания в школе.

Рабочий день

Итак, о самом интересном - суровом режиме тренировок профессиональных борцов. Молодые рикиси просыпаются рано: около пяти утра начинается первая тренировка. Старшие товарищи подтягиваются позже (в сумо почитается дедовщина: новички даже стирают одежду и моют спины более опытных коллег). На тренировках борцы отрабатывают умение твердо стоять на ногах, гибкость и силу. Во время разминки помимо знакомых отжиманий и приседаний спортсмены сотни раз делают основное упражнение на растяжку (сико), поднимая то одну, то другую ногу на максимальную высоту. Следующее упражнение (тоже на растяжку) называется «матавари» и выполняется с участием партнера, который аккуратно давит на спину сумоиста, а тот, максимально разведя ноги (почти на шпагате), наклоняется вперед и старается коснуться земли животом. Ударная и толкательная техника отрабатывается у высокого деревянного шеста (тэппо), по которому борец лупит голыми ладонями. После разминки спортсмены спаррингуются либо по системе мосяй-гэйко (победитель борется с новым партнером), либо буцукари-гэйко (спортсмен стоит в стойке, а его товарищи друг за другом врезаются в него с разбега, пытаясь вытолкнуть с арены). «Редкий день обходится без ушибов и синяков, ведь спарринги проходят в спартанских условиях - на глине с песком», - говорит эксперт. В 11 часов наступает первый перерыв: борцы принимают горячую ванну и устраивают трапезу. «Нагуляв отменный аппетит, едят спортсмены без ограничений», - облизывается наш консультант. После еды все рикиси наслаждаются послеобеденным сном, а затем отправляются на вечернюю тренировку. Заканчивается день ужином, на котором, кстати, уставшие спортсмены не особо ограничивают себя в спиртном - пиве или саке.

Дедовщина в сумо - добрая традиция. Начинающий сумоист терпит унижения от более успешных коллег, а денег едва хватает на еду

Рабочий день сумоистов-любителей проходит в более гуманных условиях. Начинаются тренировки не так рано и проходят не на глиняной арене - дохё, а на более мягкой пластиковой арене. У любителей даже есть выходной - как правило, понедельник. «В субботу и воскресенье проходят усиленные тренировки, чтобы приучить биоритмы спортсменов к всплеску нагрузок в конце недели, когда обычно устраиваются соревнования», - объясняет эксперт.

Дело техники

В сумо всего 82 приема, пять хиги (собственные ошибки, за которые засчитывается поражение, - например, касание земли без помощи противника) и четыре запрещенных действия (нельзя бить кулаками, дергать за волосы, душить и заламывать пальцы). Приемы сумо делятся на три группы техник: удары, толкания и захваты с бросками. Схватки сумоистов быстротечны: победитель обычно определяется уже через несколько секунд после начала схватки. Если поединок затягивается, судья подбадривает борцов криком «Нокота!» («Нет еще!»). Чем ближе борцы к краю арены, тем быстрее произносится команда. По окончании поединка герой скромно садится на корточки и ждет объявления своего имени, затем касается сердца рукой и благодарит богов за победу, а спонсоров - за призовые деньги (кэсё), которые он через мгновение получит прямо на арене. Кстати, спонсоры поддерживают не все, а только самые интересные схватки борцов высших категорий. Однако жест благодарности зачем-то делают все борцы.

За обе щеки

Происхождение слова «сумо»

По одной из версий, название борьбы произошло от слова «сумау» - «бороться, танцевать голым». По другой - от древней китайской борьбы сянпу: японское прочтение обозначающих ее иероглифов созвучно с «сумо».

Сохранение равновесия - главный принцип сумо. Какими бы эффективными и красивыми ни были броски, потеря равновесия даже на мгновение приведет к проигрышу. Чтобы занизить центр тяжести и стать устойчивее, рикиси упорно толстеют. Для профессиональной карьеры масса борца должна быть больше 120 кг, идеальный боевой вес чемпионов составляет 130–160 кг. Если сумоист легче или тяжелее, у него ничтожно мало шансов на блестящую карьеру. Подбор оптимального веса для каждого спортсмена происходит опытным путем. Для этого наставники оценивают результаты выступлений и частоту травм (начиная с ссадин и ушибов и заканчивая повреждениями суставов). Еда тяжеловесов называется «тянко» и готовится так: в котле варится бульон, куда закладывается винегрет продуктов - мясо, овощи, грибы, морепродукты, соевый соус и приправы. За день борец может съедать до 3 кг тянко и 0,5 кг риса.

Тяжело в бою

Поединки в любительском и профессиональном сумо проходят по одинаковым правилам. Различий, по большому счету, три: в любительском спорте на соревнования допускаются женщины, спортсмены делятся на весовые категории, а ритуалов практически нет. «Были случаи, когда перспективные спортсмены из любителей, особенно коренные японцы, переходили в более престижное одзумо», - говорит эксперт. На соревнованиях борцы сходятся на дохё. Победы можно добиться тремя путями: вытолкнуть соперника за арену, заставить его коснуться земли рукой или дождаться, пока у оппонента развяжется маваси - шелковый или хлопковый пояс, в котором спортсмены выходят на ринг (из одежды рикиси больше ничего не надевают).

Табель о рангах

Высшее звание в профессиональном сумо - ёкодзуна. Остальные борцы высшего дивизиона, называемого «макуноути», имеют звания (по возрастанию): маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки. Чтобы стать ёкодзуна, нужно в титуле одзэки выиграть подряд два чемпионата, иметь безукоризненную репутацию и обладать хинкаку. Решение о присвоении этого титула принимает Ассоциация сумо по своему усмотрению. «Второй, более низкий, профессиональный дивизион называется дзюрё и состоит из 28 борцов. Все остальные дивизионы (их четыре) являются ученическими», - рассказывает наш консультант. Переход борца из дивизиона в дивизион (как вверх, так и вниз) осуществляется по соотношению побед и поражений в турнирах. Хоть профессиональное сумо и закрытый спорт, чужакам иногда удается не только стать достойными спортсменами, но и добиться абсолютного успеха. Действующий ёкодзуна Хакухо, например, родился в Монголии и приехал в Страну восходящего солнца в 17 лет (весил он тогда ничтожные 72 кг). В какие бы школы он ни обращался, учителя отвечали отказом. Когда отчаявшийся юноша, всю сознательную жизнь мечтавший стать сумоистом, начал паковать чемоданы для возвращения домой (помимо прочего, заканчивалась японская виза), один ояката сжалился над ним. Через два года мир узнал имя нового великого чемпиона (он весил уже 160 кг). В любительском спорте звания зависят от страны, где тренируется борец. Например, в Японии спортсмен получает даны. В России по сохранившейся от СССР классификации сперва присваивают третий разряд, потом второй и первый, после - кандидата в мастера спорта и, наконец, мастера спорта. А если много работать, можно стать заслуженным мастером спорта.

Вам повестка

Сезонные распродажи еды и скидки на гамбургеры не сделают из тебя сумоиста. Чтобы попасть в профессиональное сумо, борец должен окончить девять классов, иметь крепкое здоровье, рост не менее 167 см, вес от 67 кг и понравиться ояката (учителю). Десять лет - оптимальный возраст для старта карьеры. «В сумо принимают до 23 лет, но чем раньше борец начнет заниматься, тем больше шансов стать великим чемпионом, - говорит эксперт. - В российских же секциях конкретных возрастных рамок для приема нет». Дети у нас обычно начинают заниматься с десяти лет, а уже спустя год выступают на соревнованиях. «В секции приходят как совершенно обыкновенные подростки, так и те, кому по природным данным вход в другие виды спорта закрыт. Например, десятилетний парень с весом 60 килограммов никогда не будет принят в гимнастику, плавание или волейбол. А тренер по сумо с удовольствием начнет с ним работать, подарив насыщенную событиями юность, поможет побороть комплексы и стать уверенным в себе», - уверяет наш консультант. Кроме детей и простых смертных в секции приходят бывшие спортсмены из других видов борьбы, для которых участие в соревнованиях по сумо - отличный способ продлить карьеру, ведь быстротечные схватки не требуют столь высокой выносливости, как, например, в самбо и дзюдо.

О деньгах и терминах

Достигшие высоких результатов борцы получают не только безграничную любовь народа и право давать автографы в виде отпечатков собственной ладони, но и крупные счета в банках. Придя в одзумо и выступая в ученических дивизионах, борец терпит унижения, а призовых денег с турниров хватает лишь на карманные расходы. Ситуация меняется, если спортсмен упорно тренируется и побеждает. Сначала Ассоциация сумо назначает первое небольшое жалованье. Сумоисту есть куда стремиться: рикиси категории дзюрё получают около 8 тысяч долларов ежемесячно, ёкодзуна - более 20 тысяч долларов. Ты удивишься, но жалованье не является основным доходом именитых борцов. Призовые спонсорских клубов, подарки от групп поддержки могут стоить сотни тысяч долларов. Иногда спонсоры предоставляют призы натурой - в виде годового запаса риса, бочки саке или нескольких тонн бензина.

Сумо — это вид борьбы в набедренной повязке (маваси) на специально оборудованной площадке (дохё).

В соревнованиях по сумо определены следующие весовые категории:

  • Юноши 13-18 лет: до 75 кг, до 100 кг, свыше 100 кг и абсолютная весовая категория.
  • Мужчины: до 85 кг, до 115 кг, свыше 115 кг и абсолютная весовая категория.
  • Женщины: до 65 кг, до 80 кг, свыше 80 кг и абсолютная весовая категория.

Одежда

Участники соревнований должны надевать набедренный пояс-повязку — маваси. Однако в любительском сумо разрешено под маваси одевать плавки или облегающие шорты черного цвета. Ширина маваси составляет 40 см, определенная длина не предписана, но длина маваси должна быть достаточной для того что бы его можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз.

Спортсменам запрещается выходить на схватку с надетыми на себя предметами, которые могут травмировать противника. Это в первую очередь относится к металлическим украшениям (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть совершенно чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены. Эмблему клуба, федерации, номер и т.д. разрешается прикреплять (привязывать) к маваси.

Место проведения соревнований — дохё

Соревнования по сумо проводятся на квадратной площадке со стороной 7,27 м, которая называется дохё.

Существуют два типа дохё:

  • мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
  • хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.

Арена схватки представляет собой круг диаметром 4,55 м, центром которого является пересечение двух диагональных линий квадрата, указанного в п.5.1. Арена схватки по периметру ограничена жгутом из рисовой соломы — себу-давара.

В центре круга с восточной и западной стороны дохё на поверхность наносят на расстоянии 70 см друг от друга две стартовые линии белого цвета (сикирисэн). Длина сикирисэн — 80 см, ширина — 6 см.

Внутри круг посыпается песком. Песок разбрасывается также и снаружи круга, вдоль себу-давара, на ширину около 25 см, чтобы образовалась «контрольная» полоса — дзяномэ. В спорных случаях наличие или отсутствие следов на дзяномэ помогает правильно определить исход схватки.

Состав судейской коллегии

В судейскую коллегию входят: главный судья соревнований, заместитель главного судьи, главный секретарь, судьи, информаторы и другой обслуживающий персонал.

Главный судья несет ответственность за исполнение всех положений, относящихся к общим правилам судейства, включая назначение судейских бригад.

Состав судейской бригады

Судейская бригада должна состоять из 6 человек:

  • руководитель бригады — симпанте,
  • рефери — гёдзи,
  • 4 боковых судьи — симпаны.

Правила борьбы

За исключением особых ситуаций, нижеследующие положения определяют победителя схватки:

  • побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела за пределами себу-давара;
  • побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела, кроме подошв ступней, в пределах себу-давара.

К особым ситуациям относится положение синитай («мертвое тело») — полная потеря равновесия, неизбежно приводящая к поражению.

Атакующий не проигрывает схватку, касаясь дохё рукой, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаитэ.

Атакующий не проигрывает схватку, заступая за себу-давара, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаиаси.

Атакующий не проигрывает схватку, заступив за себу-давара, когда он, подняв противника выносит и опускает его за себу-давара. Данная ситуация называется окуриаси. Однако атакующий проигрывает схватку, если, проводя это техническое действие, выходит за себу-давара спиной вперед.

Атакующий не проигрывает схватку, если при выполнении победного броска подъем его ноги касается дохё.

Не является поражением, если горизонтальная передняя часть маваси (орикоми) касается дохё.

Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях:

  1. Если он не может продолжать схватку из-за травмы,
  2. Если он проводит киндзитэ (запрещенные действия),
  3. Если он самостоятельно заканчивает схватку,
  4. Если он умышленно не поднялся из исходного положения,
  5. Если он не выполняет команды гёдзи,
  6. Если он не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
  7. Если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.

Если схватка длится дольше установленного времени, но победитель не определен, она останавливается и проводится повторная схватка.

Запрещенные действия (киндзитэ):

  • Удары кулаком или тычки пальцами.
  • Удары ногами в грудь или живот.
  • Захваты за волосы.
  • Захват за горло.
  • Захваты за вертикальные части маваси.
  • Заламывание пальцев соперника.
  • Кусание.
  • Прямые удары в голову.

Ритуалы

В сумо, как и в других традиционных боевых искусствах Японии, сохраняют и чтят ритуалы и этикет.

Ритуалы состоят из рицу-рей (поклон стоя), тиритедзу (очищение водой) и сикири (изготовка).

Тиритедзу — это уникальный ритуал, ведущий свое начало от древнего японского обычая омовения воина перед битвой.

Тиритедзу выполняется обоими борцами одновременно при выходе на дохё. Они опускаются на корточки в позу соноке, балансируя на носках. Пятки оторваны от пола, туловище и голова держатся прямо, руки опускаются на колени. Борцы опускают руки вниз и кивают друг другу. Затем спортсмены сводят вытянутые руки на уровне груди, разводят их в стороны ладонями вниз и вновь сводят спереди с хлопком ладонями, выпрямляют руки и разводят их в стороны параллельно земле ладонями вверх, а в завершение ритуала поворачивают ладонями вниз.

Сикири — предстартовые подготовительные движения. Борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед. Бедра и плечи при этом держат горизонтально, а руками, стиснутыми в кулаки, опираются на поверхность дохё вдоль сикирисэн, не касаясь, что соответствует положению «готов!»

Переход из сикири в татиай (стартовый рывок-подъем) должен осуществляться спортсменами одновременно.

Ритуалы являются неотъемлемой и важной составной частью сумо и должны выполняться без спешки, достойно и спокойно, подчеркивая гармонию и величие сумо.

Схватка

Продолжительность схватки составляет:

  • для возрастной группы 13-15 лет — 3 минуты;
  • для возрастной группы 16-17 лет — 5 минут;
  • для взрослых 18 лет и старше — 5 минут.

Если после указанного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).

Какой-либо перерыв между схватками не установлен. Следующая схватка начинается сразу по окончании предыдущей.

Вызов участников

Участники соревнований выходят на дохё-дамари в следующем порядке:

  • в командных соревнованиях две команды, которым предстоит выступать следующими, должны выйти и расположиться в дохё-дамари до окончания предшествующей встречи;
  • в личных соревнованиях борец должен находиться в дохе-дамари за 2 схвати до своей собственной.

Находясь на дохё и дохё-дамари, участники соревнований должны вести себя достойно, не допускать грубых выражений, чтобы не ущемлять чувства окружающих.

Борцы приглашаются на дохио судьей-информатором по микрофону громким и внятным голосом 2 раза. Если после второго официального вызова участник не выходит на дохё, ему засчитывается поражение.

Представление участников

Борцы принимают участие в соревнованиях под теми номерами, которые они получили на жеребьевке. Судья-информатор представляет всех борцов в каждой весовой категории в начале соревнований поименно. Перед началом каждой схватки участников представляют поименно с указанием их данных (возраст, рост, вес), титулов и званий.

Начало схватки

Схватка начинается по команде гёдзи после выполнения необходимых ритуалов.

Остановка схватки

Гёдзи может остановить схватку один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника.

Время, затраченное на перерывы на одного борца, может быть установлено Положением о соревнованиях.

Конец схватки

Схватка заканчивается, когда гёдзи, определив исход схватки, объявляет: «Себу атта!» — и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель. Борцы по этой команде должны прекратить борьбу.

Объявление победителя (катинанори)

После окончания схватки и объявления «Себу атта!» гёдзи и борцы возвращаются на исходные позиции.

Проигравший выполняет поклон (рэй) и покидает дохё. Победитель принимает позу сонкё и, после того как гёдзи, указывая на него рукой, объявит: «Хигаси-но кати!» («Победа Востока!») или «Ниси-но кати!» («Победа Запада!»), протягивает правую руку в сторону и вниз.

В случае прекращения схватки из-за применения одним из борцов запрещенного прием объявление победителя происходит в установленном порядке.

В случае невозможности продолжения схватки одним из борцов из-за травмы его противник принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядок объявляет его победителем.

В случае неявки одного из борцов вышедший на дохе борец принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядке объявляет его победителем.

Современное сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новый могущественный класс искал новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением стала борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Для того чтобы победить в сумо, достаточно вытолкнуть соперника за пределы круга или вынудить его коснуться поверхности круга какой-либо частью тела, кроме ступней. Из-за небольшого размера ринга малейшая оплошность, допущенная борцом, приводит к поражению. Поэтому в сумо спортсмен должен постоянно следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры.

Составляющих победы в сумо три: бойцовский дух, техника и масса.

Причем именно в таком порядке. Масса спортсмена стоит только на третьем месте. Интересно проследить, как менялся вес сумоистов. С древних времен и до 1910 года к сумоистским схваткам допускались люди, имевшие вес не менее 52 кг. Требований к росту не существовало никаких. Это объяснялось тем, что японцы питались в основном растительной пищей (буддизм запрещал есть мясо, а мучные продукты еще не были завезены из Европы) и были одинаково низкорослы.

Сумо хорошо известна своей системой строгой иерархии. Борцы состоят в "комнате" (хэя), которой управляет ояката, являющийся тренером и наставником. Младшие борцы должны каждый день готовить и обслуживать более опытных. В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10-15 лет. Хотя предпочтение отдаётся мальчикам крепкого сложения и высокого роста, никто из них, конечно, даже отдалённо не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счёт увеличения мышц и наращивания веса

СУМОТОРИ

Встретив сумотори в городе, вы сможете вычленить его из толпы низкорослых японцев по габаритам и характерной прическе, знающий человек без особого труда определит и его ранг. Осмотр для определения его статуса следует проводить снизу вверх: деревянные шлепанцы (гэта), одетые на босую ногу означают, что вы имеете дело с борцами двух низших дивизионов. Если борец при этом носит традиционный домашний халат (юката) - он, без сомнения, из низшего дивизиона (дзёнокути), а если кимоно, то из следующего - дзёнидан.
Если рикиси (борец профессионального сумо) на босу ногу надел сэтта (сандалии на кожаной подошве), да вдобавок он одет в национальную парадную одежду (хаори, хакама) - значит он из четвертого дивизиона - сандаммэ.

Наличие носков (таби) вдобавок к сэтта и пальто-накидки вдобавок к (хаори, хакама) означают принадлежность к третьему дивизиону макусита.

Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода "в отставку" многим рикиси удаётся путём специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в "обычного" человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощрённые ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с лёгкостью выполнять гимнастический мостик, "шпагат" и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчёркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси.

Также большое внимание уделяется колоритным причёскам, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ - пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья не достигшие ещё звания мастера, довольствуются более скромной причёской - тён-магэ. По всей Японии насчитывается немногим более тридцати настоящих знатоков сумоистских причёсок, первоклассных цирюльников-токояма. Большинство клубов обходятся услугами подмастерьев.

День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций. Какую же пищу предпочитают великаны?

Завтрак (тянко-набэ) тяжеловеса всегда состоит из тянко - высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочерёдно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает "китайское рагу".

После завтрака следует двух-трёхчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин. Любопытно, что рикиси в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.

Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствуют быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.
После каждого чемпионата появляются новые одзэки, но высшее звание ёкодзуна присуждается редко, раз в несколько лет.

БАНДЗУКЭ - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ОДЗУМО

Профессиональное сумо (одзумо) имеет строгую иерархическую структуру. Оно подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги наподобие спортивных разрядов, высший из которых - ёкодзуна - дается пожизненно, остальные - одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира - завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров. Ранги борцов низших дивизионов - дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути - именуются также как название дивизиона с добавлением номера, соответствующего положению в рейтинге.

Иерархическая структура одзумо, ранжирование рикиси, статус судей и прочее, в общем всё, что определяет положение членов Ассоциации отражается в уникальном рейтинг-листе, именуемом бандзукэ и тоже имеющем многовековую историю.

Бандзукэ - это, прежде всего, рейтинг-лист сумотори, публикуемый в понедельник за 13 дней до начала каждого из шести басё. Исключение составляет только бандзукэ, публикуемый перед январским Хацу басё, поскольку он выпускается еще перед новогодними праздниками, примерно за 16 дней до турнира.

Традиция бандзукэ ведет свое начало с конца 17-го века, когда был изготовлен первый рейтинг-лист, который представлял собой деревянную дощечку с именами рикиси.

Этот документ и сейчас создаётся вручную гёдзи высокой категории, который вписывает в него имена всех действующих сумотори, используя особый способ написания иероглифов - сумомодзи.

На всеяпонских чемпионатах со времён позднего средневековья и до наших дней все участники распределялись по географической принадлежности между командами "Восток" и "Запад". В первую входили представители восточных и северо-восточных провинций Японии с центром в столице сёгуната - Эдо. Во вторую - представители западных и юго-западных провинций с центром в богатом и купеческом городе Осака.

На турнирах рикиси трех низших дивизионов выступают в маваси из хлопка.
Рикиси и зарплату, и иные вознаграждения получают в соответствии со своим положением в табели о рангах. Так, сумотори, выступающие в четырех низших дивизионах, получают деньги только за участие в турнирах - соответственно 700, 750, 850, и 1200 дол., а за победу на турнире в своем дивизионе 1000, 2000, 3000 и 5000 дол. (естественно в иенах). Правда, живут они на всем готовом.

Разрыв между четырьмя низшими и двумя высшими дивизионами - колоссален. Рикиси двух высших дивизионов именуются сэкитори, и они уже получают регулярно каждый месяц зарплату. Иными словами, сэкитори - это профессионалы высшего разряда.

На турнирах они облачаются в шелковые маваси со шнурками того же цвета (сагари), которые крепятся к маваси спереди и снимаются после схватки. Более богаты и разнообразны и ритуалы в схватках сэкитори. Они имеют право разбрасывать перед поединком соль и пить "воду, дающую силу" (тикара-мидзу), а также участвуют в торжественном выходе на дохё (дохё-ири), надев церемониальный фартук - кэсё-маваси.

Привлекательна жизнь сэкитори, но, как свидетельствует многолетняя статистика, лишь один из 10 рикиси достигает этого статуса.

Они имеют право на отдельную комнату, встают позже других, освобождаются от всякой домашней работы (приготовление еды, покупки, стирка и т.д.), на тренировки повязывают белый маваси, первыми принимают ванну и садятся за стол. Для поддержания дисциплины и воспитания нерадивой молодежи им разрешается пользоваться бамбуковой тростью. Они имеют право на ординарцев (цукэбито), которые им всячески прислуживают, а во время выхода в город, являются еще и их телохранителями. Помимо этого сэкитори получают право давать автографы в виде отпечатка своей ладони (тэгата), иметь свой клуб болельщиков (коэнкай), использовать зонтик (представители младших дивизионов мокнут под дождем), делать прическу оитё, а также носить свои вещи в специальном бамбуковом чемоданчике - акэни.

Зарплата сэкитори составляет 8700$, а вознаграждение за победу на турнире - 20 000 долларов США.

В свет они выходят обувшись в таби и сэтта и облачившись в специального покроя хаори и хакама, а от представителей макусита их, в первую очередь, отличает прическа и вся остальная упомянутая атрибутика - акэни, зонтик, цукэбито.

Сэкитори, выступающие в высшем дивизионе - макуути, а их всего 40 человек, могут иметь один из 5 рангов: маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки и ёкодзуна. Три ранга - комусуби, сэкивакэ и одзэки имеют одно обобщенное название - санъяку. Зарплата в макуути составляет от 11 000 у низшего ранга до 20 000 долларов США - у высшего. Помимо этого существует различное количество бонусов и премиальных.

ЕЖЕГОДНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ СУМО

Сейчас в Японии ежегодно проводятся шесть больших чемпионатов сумо: три в Токио и по одному в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Участники соревнований делятся по традиции на две команды - "Восток" и "Запад". Чемпионат длится 15 дней. Каждый участник борется один раз в день с разными противниками. Победитель в день окончания соревнований награждается императорским кубком. Кроме того, учреждены еще три премии: мастеру, наиболее удачно выступившему в схватке с чемпионом, за боевой дух и за техническое совершенство. Чтобы заслужить любую из наград, борец должен выиграть не менее восьми схваток из предложенных ему пятнадцати.

Турниры - басе - проводятся на специальной арене - дохе. Она сделана из глины (причем добывают ее в строго определенных местах, о которых знают лишь "посвященные"), сверху насыпают тонкий слой песка. Дохе можно построить в любом зале. На это отводится 72 часа, не больше и не меньше. Занимаются сооружением арены ровно 42 йобидаси: они и строители, и в дальнейшем - ведущие турнира. При строительстве дохе они обязательно выполняют священный ритуал: в центре закапывают каштан, плод китайского мисканта, сушеную каракатицу, морские водоросли, мытый рис и соль. Перед началом турнира все это поливают освященным саке. Женщинам ступать на дохе категорически запрещено. Впрочем, этих ритуальных таинств зрители не видят.

Зато они становятся свидетелями грандиозной церемонии, открывающей турнир - дохеири (вступление участников турнира на помост): облаченнные в специальные одеяния - кэсе-маваси (это сшитые вручную шелковые пояса, расшитые золотыми и серебряными нитями, предназначенные только для церемонии открытия), под ритмичные звуки деревянных палочек на дохе выходят борцы сумо. Каждый обязательно хлопает в ладоши, что символизирует избавление от злых духов. Затем наступает самый торжественный момент: на помост вступает йокодзуна - борец, достигший высшего титула в борцовской иерархии. Его сопровождают два оруженосца. Йокодзуна хлопает в ладоши, привлекая внимание богов, затем вытягивает руки ладонями вверх, показывая, что он безоружен, и, наконец, высоко поднимая ноги, топает, изгоняя злых духов с дохе. Заключает торжественную церемонию выход на помост судей - гедзи, одетых в старинные кимоно. В руке каждого гедзи - веер, которым он будет указывать победителя поединка. По завершении церемонии начинаются собственно соревнования. Завершается турнир также впечатляющей церемонией: победитель исполняет танец с луком (ритуал сохранился с давних пор, когда победитель получал лук в награду).

Расписание чемпионатов сумо на 2016 год:

Расписание чемпионатов сумо на 2017 год: