Чайный путь на карте подробно. Чайный путь: путешествие чая из Китая в Россию. О разных Путях

— караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов, в развитии экономики и культуры.

«Чайные пирамиды во время проведения Ирбитской ярмарки» фото из архива Ирбитского историко-этнографического музея

На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Общая протяженность пути составляла около 10 тысяч километров. Наряду с такими путями, как нефритовый, шелковый, солевой, коричный, оловянный, винный, невольничий, Великий чайный путь сыграл огромную роль в истории развития человечества и установлении торгово-экономических, дипломатических и культурных связей между народами. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель.

История Чайного пути – это продолжение истории развития дипломатических, торговых и культурных связей между народами Евразии в средние века. Первый в истории Евразии торговый нефритовый путь сложился в каменном веке, в эпоху существования великих кочевых цивилизаций в Центральной Азии сложились все основные пути, связывающие Восток и Запад континента. Во время господства государств Хань и Хунну появился Великий шелковый путь и были проложены пути, на которых в XVI- XIX веках появился Великий чайный путь.


Цибик — так назывался ящик для сухопутной транспортировки чая. По одной версии, название его происходит от монгольского «плетушка», поскольку ящик оплетался камышом в два-три слоя. По другой, оно ведёт происхождение от греческого «», «» (куб, кубический) и латинского «cubicus». Цибики бывали полуторными и квадратными и вмещали от 25 до 35 кг чая. Позднее значение слова стало более широким и до сер. ХХ в. так могли называть любую пачку чая.

Чайный путь изменил жизнь во многих провинциях и губернских городах, а жители получили возможность не только покупать и обменивать товары, но и работать на пути. Благодаря чайной торговле появился ряд профессий, которых раньше не было. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями. Чайная торговля оказалась очень выгодным предприятием. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени и нередко финансировали проекты развития городов, различные благотворительные программы, а также ссужали деньги для государственных нужд. Купцы-меценаты оказывали большую помощь в развитии науки и образования, воспитании молодежи, поддержке культуры и искусства. Принесенная из Китая национальная культура чаепития на территории России и стран Европы породила оригинальные национальные культуры.

Начинался Чайный путь в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов. Движение караванов из России в Китай и из Китая в Россию шло по следующему пути: Москва, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Вологда, Устюг Великий, Нижний Новгород, Ирбит, Соликамск, Екатеринбург, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Ишим, Новосибирск, Красноярск, Канск, Енисейск, Илимск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Сайшана, Урга, Эрн-Хото, Калган, Пекин и другие города и поселки. В Пекине действовала русская купеческая фактория, которая играла большую роль в развитии торговли.

На многих участках дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей, от него отходили ответвления в разные российские губернии. На пути работало несколько торговых ярмарок, причем ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним — 5. Основную массу составляли малые ярмарки, их насчитывалось 96. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки.


В районе Байкала действовали сухопутные пути через Хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге. Ни них строились села Кабанск, Мысовая (ныне город Бабушкин). В конце XVII — начале XVIII века этот путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, дальше — по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в город Нерчинск, который стал главным центром торговли с Китаем. Этим путем долгое время велись торговые и дипломатические сношения России с Китаем. Кроме того, через Верхнеудинск по реке Селенге проходила дорога в Монголию, где в городе Урга (ныне город Улан-Батор – столица Монголии) велись торги. По этим двум путям двигались большие казенные караваны, ездило много служилых людей, а также купцов, которые вели частную торговлю.

В 1666 году из Москвы в Китай был отправлен первый торговый караван, во главе которого были поставлены боярский сын Иван Перьев и бухарский купец Сектула Аблин. Бухарские купцы часто выполняли роль посредников в торговых отношениях России со странами Востока. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог торговли Аблина в Китае оказался весьма выгодным для русской казны. Прибыль от торговли в Пекине составила почти 100%. Привезенные в Россию китайские товары дали прибыль более 300%. Это вызвало исключительный интерес к торговле с Китаем в правительственных и торговых кругах России. В то же время на пути её развития стояли серьезные трудности — дальность пути через калмыцкие и монгольские земли, грабительские налёты на караваны кочевников. Опорными пунктами, которые давали защиту караванам, и одновременно были торговыми центрами, стали остроги, строительство которых началось в Сибири и в Забайкалье. Особое значение стали играть Иркутский острог, Удинский острог (позднее город Верхнеудинск, ныне город Улан-Удэ — столица Бурятии) и Нерчинский острог (ныне город Нерчинск Читинской области). Первые русские торговые караваны начали проходить через Удинский острог с 1680 года, а после подписания послом России Федором Головиным в 1689 году «Нерчинского трактата» об установлении свободной торговли между Россией и Китаем Удинский острог стал прикрывать от наступлений кочевников с Юга и Запада долину реки Уды, по которой пролегал главный путь в Нерчинский край.


Торговля в Нерчинске не приобрела ожидаемого размаха, поступление товаров с обеих сторон было не систематическим, торговля прерывалась из-за частых стычек с местным населением, кроме того, ей противодействовали манчжурские власти. В связи с этим в 1719 году в Пекин было направлено посольство, во главе которого был министр, капитан гвардии Лев Измайлов. Егo сопровождал секретарь Лоренц Ланг, который в результате поездки собрал интересные материал по истории русско-китайских отношений и Сибири, а так же написал труд «Описание государства Китайского». Была составлена также новая, более подробная карта пути. В Пекине Измайлов был встречен с большими почестями, имел 12 аудиенций у императора, поднес подарки, но, кроме разрешения оставить Ланга в качестве торгового агента и возобновления торговли, ничего не добился. Такое положение дел не устраивало русское правительство. В 1727 году императрицей Екатериной I был отправлен в Китай посол Савва Лукич Владиславич-Рагузинский. После продолжительных переговоров у речки Буры он заключил с Китаем новый трактат, ратификация которого в несколько измененном виде была совершена 1728 году на речке Кяхте. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска. На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли.


«Символ трансграничного проекта «Великий чайный путь» в Ирбитском музее народного быта» фото из архива М.И. Смердова

После строительства Кяхты значение Верхнеудинска как главного перевалочного и товарораспределительного центра сохранилось. Здесь взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 году известный путешественник А.Мартос отмечал: «При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Казенные караваны, направляемые в Китай, имели довольно сложную организацию. Караван возглавлялся доверенным купцом, к которому приставлялись правительственный комиссар, четыре целовальника, гвардейский офицер с военной охраной в составе 100 казаков. Общая численность администрации и охраны казенного каравана достигала 200 человек. Караваны организовывались один раз в три года, их движение в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.

На протяжении XIX века Москва продолжала оставаться хотя и не единственным, но доминирующим распределительным центром в Европейской части России. В столицу страны Санкт-Петербург чай завозили из Москвы. До середины XIX века в Петербурге был один чайный магазин, в то время как в Москве в I647 году было свыше 100 специализированных чайных магазинов и более 300 чаепитейных заведений.

Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. Расцвет чайной торговли с использованием сухопутного пути продолжался вплоть до конца XIX века. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым. Многие кяхтинские и верхнеудинские купцы переехали в Санкт-Петербург и Москву, переведя туда свои капиталы. Большую часть чая стали перевозить морским путем. Из г. Ухань, куда чай свозили из южных провинций Китая, он направлялся в город Ханькоу. Здесь работал самый крупный в Китае чайный рынок. В 1861 году русскими купцами был построен морской порт, из которого чай на судах перевозили в Европу и Россию.

После того, как Англия стала импортировать чай из своих индийских колоний, объемы продаж китайского чая в Ханькоу резко сократились. Благодаря этому усилилось влияние России, к которой перешел контроль за чайным рынком. Русский купец А.Д.Старцев построил первую железную дорогу Китая. С 1863 по 1873 год в Ханькоу русскими купцами был построено 8 чаеперерабатывающих заводов, часть которых сохранилась до настоящего времени. Успехи купцов были высоко оценены правительством России. Многие из них были отмечены наградами. В 1891 году наследник русского престола, цесаревич Николай, путешествовавший по России на Дальний Восток, посетил чайный завод «Синтэй» в городе Ханькоу в год празднования 25-летнего юбилея завода.

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби. Этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу — и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара — чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилизации народов по значению, которое они имели, предназначено быть всемирно-историческими городами».

Сухопутный маршрут Великого чайного пути в России проходил через города Троицкосавск (Кяхта), Селенгинск (Новоселенгинск), далее путь разделялся на несколько ветвей, которые сходились в Мысовой (Бабушкин).Правая ветвь: Гусиноозерск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (Бабушкин). Левая ветвь: Удунга, Удунгинский купеческий тракт через горы Хамар-Дабана, Мысовая (Бабушкин). Через горы Хамар-Дабана было проложено несколько купеческих трактов: Хамар-Дабанский, Игумновский, Ивановский, Тункинский, Удунгинский. Из Троицкосавска (Кяхты) шел также сухопутный (Иркутский тракт) и водный маршрут по р. Селенге до Верхнеудинска (Улан-Удэ). Из Мысовой (Бабушкина) шел сухопутный маршрут через Слюдянку и водный маршрут через озеро Байкал в Иркутск. Далее путь разделялся на две ветви. Правая ветвь шла по реке Лене в Якутск, далее на Аляску. Левая ветвь проходила через Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Ачинск, Мариинск (Анжеро-Судженск), Ботогол, Томск, Новосибирск, Колывань, Чулым, Барабинск, Каинск (Куйбышев), Татарск, Калачинск, Омск, Тара, Ишим, Тюкалинск, Ялуторовск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Соликамск, Ирбит, Пермь, Кунгур, Нижний Новгород, Макарьев, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. В Омске от маршрута отделялась левая ветвь, которая вела в Казахстан и Среднюю Азию. Из Санкт-Петербурга маршруты вели в страны Западной Европы. По территория России пролегал также водно-сухопутный маршрут: Забайкальск, Нерчинск, Верхнеудинск (Улан-Удэ).


Чайная торговля по сухопутному пути продолжалась до 1929 года. К началу XIX века Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира: во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты — самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное — крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи — обеду или ужину. Кроме того, в любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал непременным и самым любимым напитком каждой русской семьи.

В настоящее время многие участки Чайного пути превратились в действующие железнодорожные и автомобильные магистрали и вошли в общую транспортную сеть, связывавшую регионы Азии и Европы. На Чайном пути продолжается торговый обмен между Россией, Монголией и Китаем. В список исторических населенных пунктов Российской Федерации, расположенных непосредственно на Великом Чайном пути, включены: Республика Бурятия — Улан-Удэ, Бабушкин, Кяхта; Республика Тыва — Кызыл; Республика Хакасия: Абакан; Алтайский край — Бийск; Красноярский край — Красноярск, Ачинск, Енисейск, Канск; Иркутская область — Иркутск, Нижнеудинск; Кемеровская область — Мариинск; Новосибирская область — Куйбышев, Колывань; Омская область — Омск, Тара, Тюкалинск; Томская область — Томск, Нарым; Тюменская область — Тюмень, Ишим, Тобольск, Ялуторовск.

История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов.

В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. Великий чайный путь проходил по городам Пермского края Соликамск, Пермь, и Кунгур, бывший некогда «чайной столицей Российской империи». В XVII веке торговый путь из Китая в Россию проходил через территорию Тары — старейшего города Омской области. Тарские купцы с XVII века были одними из поставщиков чая в Россию. Так, в 1659 году тарский боярский сын Иван Перфильев возглавил одно из первых русских посольств в Китай и привез оттуда в подарок царю десять пудов чая, что послужило основой для заключения официального договора на поставку «сушеной китайской травы».

В Свердловской области разрабатывается тур «Чайными дорогами Урала», имеющий маршрут: Екатеринбург — Камышлов — Ирбит — село Речкалово — село Коптелово — Екатеринбург. Для Свердловской области проект интересен тем, что «чайный» маршрут проходил по Большому Сибирскому тракту, а также имел опорную точку на одной из самых известных российских ярмарок — Ирбитской. Талица, Пышма, Камышлов, Богданович, Красноуфимск и, конечно, Ирбит, где ярмарка возрождается как яркое событийное мероприятие, являются участниками огромного международного проекта.

«Великий чайный путь» — это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать. На всем протяжении Великого чайного пути находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами, культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников. Целый пласт культуры составляют традиции приготовления и потребления чая, окруженные народными преданиями, обычаями, обрядами, ритуалами, верованиями, нашедшие отражение в народном быту и искусстве.

Путь Воина, Путь Отшельника, Путь Мага… Среди множества Путей – малоизвестный, странный, таинственный Путь Чайного Мастера. Можно ли идти таким Путем в нашей обычной жизни, и если да — как Путь Чая соотносится с духовными поисками современного человека?

О Духовности

Понятия «обычная жизнь» и «духовный путь человека» для меня идентичны. Но, оказывается, эту точку зрения разделяют далеко не все. В чем же загвоздка?

Когда люди говорят о своей «обычной жизни», они имеют в виду каждодневный распорядок дня: семейные обязанности, работу, отдых, хобби, занятия спортом и т.д.

Говоря о «духовном пути», некоторые имеют в виду — церковь, другие – йогу и восточные учения, третьи – специфические духовные практики и медитацию, четвёртые – все сразу.

В целом, люди начинают задумываться о своем духовном пути, когда по тем или иными причинам теряют ясность в вопросах «зачем жить?» и «кто я?», и начинают по необходимости или просто ради интереса искать истинный смысл своих поступков и смысл жизни.

Но поскольку вопрос духовного пути, как таковой, отсутствует в нашем образовании и представлен либо церковью, либо самоучками-эзотериками, основная проблема большинства кроется именно в сознательном отделении духовности, то есть смысла жизни, от того, что мы делаем ежедневно, — то есть, от самой жизни. Получается, что жизнь, теряющая свой смысл, обрести его не может, будучи отделенной от «духовности». В итоге мы получаем несчастного человека, который вынужден работать ради денег, осознавая бессмысленность своей каждодневной деятельности по сравнению с теми духовными знаниями и благостными идеями, которыми он напичкал себе голову. Следствием этого является отсутствие связи между идеями и их воплощением. Идей существует очень много, законченных образов и схем реализации — меньше, самой реализации – ничтожно мало. Многие «духовные» люди имеют доступ к красивым и вкусным духовным идеям, но в связи с жесткостью нашего мира не находят в себе силы их воплотить в жизнь. Как результат, большинство идей остаются мёртвыми, а их носители продолжают страдать.

Вероятно, многим знакома сентенция: «Совсем не одно и то же: знать о Пути, встать на Путь, идти по Пути и самому стать Путем». Это как раз о том, что вся каждодневная жизнь, начиная с режима дня, заботы о здоровье, определения вашего круга общения, творческих занятий, любимого человека и заканчивая вашими духовными практиками, и является вашим истинным Путем.

Следуя этому принципу, например, в древнюю оккультную школу Пифагора не принимали людей без семьи, не достигших определённого возраста и социального положения. Истории не известны случаи, когда не реализованные в обычной жизни люди были бы допущены к каким-либо тайным знаниям, дающим им реальную возможность воздействовать на себя и на мир.

О разных Путях

Каждый человек абсолютно уникален и приходит в этот мир, неся в себе особые качества и предрасположенности. Можно сказать, что у Бога для каждого человека есть специальный план его развития, а у человека, соответственно, есть задача следовать этому плану. Если человек ему соответствует, он становится ближе к Богу, то есть, к самому себе, становится счастлив. Если человек выбирает не следовать плану и не использовать данные ему качества характера, он как бы изменяет себе и может начать разрушать себя и мир вокруг.

Чтобы ответить для себя на вопрос «Кто я?», описать свои предрасположенности, можно использовать астрологию или пройти как можно больше психологических тестов, расспросить ваших знакомых – какие качества характера в вас им наиболее ярко видны, наконец, понять – что вы в своей жизни не можете не делать? Или поступить как-то иначе. Для ответа на вопрос «Кто я?» важно иметь лишь терпение и желание получить на него ответ.

Если сгруппировать людей по свойственным им качествам и наложить результат на нашу социальную реальность, то мы получим восемь классических направлений деятельности, в которых люди духовно развиваются, или восемь типов людей: 1. Бизнес. 2. Искусство. 3. Политика. 4. Религия. 5. Наука. 6. Учительство. 7. Целительство. 8. Синтез направлений.

Остановлюсь на тех из них, которые могут иметь отношение к феномену чая.

О Пути Чая

Классически китайцы выделяют три вида взаимодействия с чаем:

  • Чай как дело
  • Чай как искусство
  • Чай как Путь

Понятие «Чай как дело» в наибольшей степени относится к «людям бизнеса», т.е. к тем, кому максимальное счастье приносят конкретные действия и их конкретные результаты. Сделать из чая свое дело означает — начать зарабатывать чаем. Вашей изначальной и главной целью в этом случае будет получение прибыли, в какой бы форме это ни происходило – торговля чаем как товаром, создание чайных клубов, проведение чайных церемоний, фестивалей, коллекционирование чая, который со временем дорожает и т.д.

Для людей, основной предрасположенностью которых является стремление к конкретным материальным вещам («людей бизнеса»), такой подход к чаю вполне может быть их духовным путем, т.к. на нём они будут реализовывать себя, и будут счастливы.

Выражение «Чай как искусство» имеет отношение к тем, кто живет созданием прекрасного. Искусство в своей сути не имеет никакой конкретной цели, кроме создания шедевров красоты и гармонии; «чайное искусство» не является исключением. Идущие этим путем, проводят чайную церемонию так, что она завораживает, открывает людям иные миры. Основой в этом случае является создание утонченного продуманного ритуала, который всегда будет стремиться проявить себя в различных формах — начиная от традиционной церемонии и заканчивая, например, чайным театром, живописью, музыкой, кино. Человек свободен в форме самовыражения, и если он избрал в качестве временного посредника для этого именно чайную культуру, он должен привнести в неё себя, создав нечто новое и сохранив, таким образом, традицию — живой, а себя — счастливым.

Отвечая на вопрос, что такое «Чай как Путь», необходимо понять склонности человека, для которого реальным стал именно такой вид духовного пути.

Вероятно, он должен начать с заботы о самом растении, с познания всех тонкостей его растительной жизни. Эта форма деятельности – постоянная забота – является неотъемлемой частью его натуры. Растения реагируют на любовь к себе и платят людям тем же. Кроме того, человек должен обладать острым обонянием и развитой интуицией, чтобы понимать, как обрабатываются листья чая для получения изысканного и полезного напитка.

Громким титулом «Чайный мастер» можно назвать только того человека, который создал продукт под названием «Чай» от начала до конца. То есть – вырастил его, обработал, приготовил, смог правильно заварить и подать тому, кому он был нужен в подходящее для этого время. При этом совершенно необязательно устраивать чайную церемонию.

Чай по своей сути является очень сильно действующей лекарственной травой, и, следовательно, основным направлением деятельности человека, идущего «Путем чая», должно быть именно Целительство – в истинном смысле слова, то есть работающее с чертами характера человека, исцеляющее душу, а потом уже тело. При этом характер самого чая очень медитативный — не зря исторически выращиванием самых изысканных сортов занимались монахи и отшельники. И «человек чая» должен этому соответствовать – пребывать в том возвышенном состоянии, свойственном чаю.
Нельзя забывать и о таком аспекте, как настроение. В повседневной жизни чай помогает поддержать беседу, сгладить шероховатости в общении — сегодня это одна из важнейших его функций. Именно поэтому чай – самый популярный, после воды, напиток. Тот, кто заваривает чай, должен обладать всеми позитивными качествами, свойственными бармену: угадывать, что необходимо человеку в данный момент, и самим действием по созданию напитка творить определенное настроение. Например, в Японии чайный мастер готовил чай самураям перед боем. Это была своего рода настройка: чайный мастер передавал таким образом свое внутреннее уравновешенное и отстраненное состояние, необходимое в бою.

Занимаясь делом своей жизни, человек не должен отвлекаться на что-либо ещё. Поэтому в идеале чайное дело должно быть выстроено таким образом, чтобы «кормить» человека и приносить достаточный для жизни доход. Круг полностью замкнется, а идущий по «Пути чая» получит ресурсы, необходимые для перемен и преобразований.

Фотограф Дмитрий Преображенский.

Великий Устюг.
Картина В. Березина, 1795 г.

Великий Устюг: исторические связи с Китаем

Старинный русский город Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области в 600 км от Вологды, основан в 1147 г. Он славится своей многовековой историей. Это ¬– город-заповедник, словно нетронутый временем с целыми улицами сохранившихся до наших дней домов, построенных в XVIII–XIX веках, т.е. в те времена, когда Великий Устюг был одним из значимых пунктов Великого чайного пути и великоустюгские купцы активно участвовали в торговле с Китаем.
Великий чайный путь начинался в Китае, пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Он разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, имел множество дорог, волоков, водных путей по рекам и морям. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Уде), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Новосибирск, Ишим, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Кунгур, Соликамск, Ирбит, Нижний Новгород, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее – через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Хпрбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.
В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.


В 1727 году между Россией и Китаем был подписан Буринский трактат, а затем на его основании – Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска (город в Бурятии, на границе России и Монголии, в середине 1930-х годов был объединён с торговой слободой Кяхта и стал называться по имени этой слободы). На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. В середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России с азиатскими странами. В 1762 году Екатерина II провозгласила полную свободу торговли в Кяхте, в том числе пушниной. К этому времени пушнина составляла около 85 % российского экспорта в Китай. В дальнейшем её доля снижалась, но она по-прежнему значительно превосходила объёмы торговли металлами, тканями, скотом, кожей и другими товарами. Из Китая в Россию ввозились чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится ряд вещей, привезенных в те времена их Китая – это в первую очередь китайская посуда и ткани.
Движение торговых караванов в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.
В 1800 году принимаются правила торговли с Китаем. Правила устанавливали фиксированные расценки товаров, разрешены только бартерные операции. Цены устанавливались «общим уговором» торгующих в Кяхте российских купцов. Запрещены покупка и продажа за деньги, а также кредитные операции. Торговля с Китаем была очень прибыльной и вызывала большую заинтересованность в правительственных и торговых кругах России. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени.
В качестве примера можно привести деятельность представителей купеческой семьи Захаровых. Григорий Федорович Захаров (1713 г. р.) появился в Великом Устюге в середине XVIII в. У него была большая семья: три сына (Лев, Иван, Петр) и дочери Мария и Анна. Г. Ф. Захаров, его сыновья и внуки занимались торговым промыслом, ездили в Сибирь, торговали пушниной и «выменными» китайскими товарами. Эти долгие путешествия по бескрайней Сибири и к китайской границе были не безопасны и рискованны, но торговля с Китаем приносила в то время значительные прибыли устюжским купцам.
Разбогатевшие великоустюгские купцы активно занимались строительством в родном городе. Одними из самых щедрых благотворителей были уже упоминавшиеся купцы Захаровы. В 1781 г. Г.Ф.Захаров внес в Вологодский приказ общественного призрения 6000 рублей серебряной монетой, чтобы проценты с данного капитала обращались в пользу бедных и неимущих людей в Устюге. В 1787–1788 гг. Захаровы выстроили на свои средства двухэтажный каменный воспитательный дом на Набережной, известный в прошлом в Устюге как Захаровская богадельня (бывшее хирургическое отделение больницы). На содержание богадельни они вложили в сиротский суд 17200 рублей. От членов семьи Захаровых в Вологодский приказ общественного призрения и в здешний сиротский суд в разные годы было внесено 40200 рублей. В 1812 г., когда Отечество подверглось нападению французов, Григорий Львович одним из первых пожертвовал 1000 рублей на ополчение. Когда в апреле 1817 г. в Устюге было очередное большое наводнение он двое суток «пропитывал и покоил» значительное число людей, пострадавших от наводнения.
Члены купеческой семьи Захаровых активно проявляли себя в общественной жизни. Не случайно в конце XVIII в. Григория Федоровича, а в начале XIX в. Льва Григорьевича избирали на пост городского головы Великого Устюга.
Купец первой гильдии Лев Григорьевич (1738–1809) жил со своей семьей в сохранившемся до наших дней каменном доме на улице Большой слободе о восьми теплых покоях (ныне здание детской художественной школы). В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится его портрет, написанный в начале XIX в., на обороте которого имеется надпись: «Великоустюжский первой гильдии купец Лев Григорьев сын Захаров. Родился 15 февраля 1738 года. Скончался 27 марта 1809 года, пожертвовавший в здешний сиротский суд двенадцать тысяч рублей на содержание убогих».
На Великом чайном пути работало несколько торговых ярмарок. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним – 5. Основную массу составляли малые ярмарки – 96.
Приказчик Российско-Американской компании, первенствующим директором которой был устюжский купец Михаил Матвеевич Булдаков, устюжанин Николай Иванович Коробицын в своих «Записках» пишет о поездке из Устюга на Макарьевскую ярмарку, об обмене в Кяхте пушнины на китайские товары (чаи, ткани), о продаже этих товаров на Макарьевской ярмарке и о доставке их в Москву. Когда Коробицын был направлен Российско-Американской компанией в качестве приказчика в первое русское кругосветное плавание 1803–1806 годов, он написал о таком поручении, данном ему компанией: «Поступившия в груз корабля Невы товары должны быть в моем ведении, которыя по благополучном в Америку прибытии здать тамо находящейся компанейской конторе, а при отправлении оттуда в обратной вояж, по назначению Главнаго компании правления, получа от тамошней конторы в свое ведение, погрузя в корабль; и на обратном оттоле пути, ежели обстоятельства позволят, зайти в китайской порт Кантон, то оныя, смотря и соображая обстоятельствам, к пользе компании променять на китайския товары».
Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Монополия Кяхты в торговле с Китаем закончилась. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.
Великий чайный путь оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями.
К началу XIX века Россия уже была самой «чаепотребляющей» страной мира. Во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты – самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи – обеду или ужину. В любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал любимым напитком каждой русской семьи. Не были исключением и жители Великого Устюга. Здесь, как и в других русских городах, самовар стал непременным атрибутом семейной жизни. Об этом свидетельствует замечательная коллекция самоваров, хранящаяся в Великоустюгском государственном музее-заповеднике.
История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов. В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Вологодская область тоже могла бы стать участником этого проекта – для этого у нее имеется значительный потенциал.
Для развития взаимного сотрудничества с Китаем гостиница Великий Устюг, ООО «Гостиный двор» предлагает открыть в Великом Устюге в купеческом особняке Неледина (XVIII век, ул. Красная, 76), расположенном на территории гостиничного комплекса, представительство Китая.




Китайские вещи XVIII – XIX веков из собрания Великоустюгского музея-заповедника
Ткань конца XVII века. Китай из собрания Великоустюгского музея-заповедника Риза XVII века из собрания Великоустюгского музея-заповедника

В 15-16 вв. между Европой и Азией пролегал Великий чайный путь. Это дорога, по которой шли караваны с чаем. Путь считался вторым после Великого шелкового пути по объемам торгового оборота. Он шел из Китая по территории Монголии и России. Просуществовавший более 200 лет путь сыграл неоценимую роль в развитии взаимоотношений народов этих стран, оказал большое влияние на развитие экономики, торговли, культуры.

Чайный путь проходил по Сибирскому тракту, старинному сухопутному маршруту. Так называли его южную ветку, которая начиналась от Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) до Кяхты. Все началось с подписания в 1727 году Буринского договора, согласно которому были установлены границы около будущего города Кяхты. Чуть позже был заключен Кяхтинский трактат об определении торговых и политических отношений между Россией и Китаем.

Был заложен город Троицкосавск, а рядом с ним торговая слобода Кяхта и город Маймачен со стороны Китая. Кяхта стала центром торговли между двумя странами. Большую роль в торговых отношениях сыграл Верхнеудинск, там был перевалочный и товарораспределительный узел, а позже пункт оптовой торговли. В нем проводились крупные торговые ярмарки, регулировалась торговля с Монголией и Китаем.

Чай был одним из важнейших предметов торговли, несмотря на то, что долгое время в России чай оставался напитком аристократов и стоил очень дорого. Со временем китайский чай стал популярным и у простого народа. Россия превратилась в одну из самых чаепотребляемых стран мира.

В первой половине 19 века через Кяхту проходило в шесть раз больше чая, чем в конце 18 века. Китай был заинтересован в экспорте чая в Россию и интерес к русскому рынку только рос. Через Кяхту чай поступал во многие города России, а также на Аляску, в Западную Европу. К концу 19 века популярность Кяхты выросла настолько, что город стали именовать «Российской столицей чая» и «городом-миллионером». В Кяхте было около 100 купеческих торговых домов, которые принадлежали купцам-миллионерам. Торговый оборот достигал 30 млн. рублей.

Как доставлялся чай

Чай в Китае закупался в обмен на пушнину, икру и другие продукты. Процесс закупки был тщательно продуман. Сначала русские купцы получали от китайских продавцов узоры, так назывались образцы продукции от всех поставщиков. После определения качества каждого товара составлялось секретное положение, где была представлена сравнительная оценка китайских и русских товаров. Высоко оценивались цветочные чаи, в составе которых были типсы, покрытые белым пушком. Остальные чаи делились на три сорта.

В 18 веке зеленый чай, поставляемый в Кяхту, был более высокого качества, чем тот, который получала Европа через Кантон. В 19 веке в Кяхту стал поступать плиточный и . Весь товар проверялся на таможне. После чего ящики с чаем обшивались выделанными шкурками, мехом вовнутрь. Такую тару в народе прозвали цибиками. Они были квадратными или прямоугольными. Стандартный квадратный цибик вмещал 24-26 кг чая, а его вес с обшитым ящиком составлял около 47 кг. Прямоугольные цибики были больше и могли вместить до 36 кг, полный вес составлял до 55 кг. Ящики грузили на верблюдов. Каждый верблюд вез на себе до 220 кг груза, из которых 150 кг составлял чай.

Караваны верблюдов двигались по нескольким маршрутам. Некоторые из них были очень сложными. Из Кяхты в центр России чай переправляли по рекам Селенге, Ангаре, Байкалу до Енисейска. Оттуда груз должен был добраться по суше до реки Кеть. Далее снова по реке до города Колпашево. Следующим перевалочным пунктом был город Тобольск. До него ящики с чаем шли по рекам Иртыш и Обь. Путешествие было долгим, зимой из Тобольска чай увозили на санях до реки Чусовая. И только летом оттуда его доставляли по воде в Нижний Новгород, в Ирбит и на Макарьевскую ярмарку. Позже чай поступал в Москву.

Путь чая из Китая в Москву составлял 11 тысяч километров. По времени он занимал от шести месяцев до года. Казенные караваны организовывали раз в три года. Такой караван возглавлял доверенный купец, сопровождал правительственный комиссар, гвардейский офицер с охраной в составе 100 казаков и 4 целовальника (должностные лица по сбору податей). Численность казенного каравана достигала 200 человек.

Чай в России 19-20 века

На Европейской части России Москва в 19 веке являлась главным распределительным центром. В Северную столицу оттуда привозили весь чай. В это время в Москве было открыто уже более 300 чайных, 100 чайных магазинов, а в Петербурге только одна чайная лавка.

В середине 19 века наступил кризис в торговой области Кяхты. Причина - популярность морского пути через многочисленные порты. Доставка морем делала чай дешевле. В результате этого был заключен Петербургский договор между Россией и Китаем, торговые обороты возросли, но не для Кяхты. После того, как был построен Суэцкий канал, значение Кяхты, как крупного торгового города, заметно снизилось. Производство чая началось на Цейлоне и в Индии, через Суэцкий канал доставка чая в Европу стала более дешевой.

Караванная торговля потерпела полный крах в 1903 году, когда была построена Транссибирская магистраль. Поезда доставляли чай в Москву быстрее, это было более выгодно, чай заметно подешевел и стал доступен обычным людям. Многие купцы переехали из Кяхты и Верхнеудинска в Москву и Петербург.

Русские купцы сыграли большую роль в развитии чайного производства в Китае и в торговле между нашими странами. Самый крупный чайный рынок располагался в городе Ханькоу. Русские купцы построили в 1861 году порт, откуда чай перевозился морем в Россию и Европу. Первая железная дорога Китая была построена русским купцом А. Д. Старцевым. За десять лет в конце 19 века русские купцы открыли в Ханькоу восемь перерабатывающих чай заводов. Великий чайный путь просуществовал до 1929 года.

Великий чайный путь в наши дни

Сейчас многие участки, входившие в знаменитый Великий чайный путь, превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали. Они продолжают использоваться для осуществления торговли между странами. Многие города считаются исторически значимыми объектами: Кяхта, Улан-Удэ в Бурятии, Енисейск, Ачинск в Красноярской области, Колывань в Новосибирской области, Тобольск, Ишим в Тюменской, Кызыл в республике Тува и другие населенные пункты.

В 1992 году был разработан туристический проект «Великий чайный путь». В его создании приняли участие представители Монголии, России и Китая. На сегодняшний день это самый длинный сухопутный туристический маршрут, который позволяет познакомиться с культурой стран, узнать много исторических интересных фактов. На всем протяжении маршрута расположены исторические объекты, воссоздающие определенные моменты истории и культуры разных народов.

Корелова Диана

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Значение Чайного пути в истории России»

  1. Введение.
  2. Глава I.
  1. Чайный путь-путь побратимов.

3. Глава II.

4. Заключение. ……………………………………………………………………………….

5. Приложение. …………………………………………………………………………..

1.Введение

В Монголии и Китае помнят и чтут историю, что подтверждает проведение различных конференций и форумов международного значения по этой теме. А если проследить Чайный Путь, можно увидеть памятники, скульптуры посвящённые чаю и Великому чайному пути в разных городах России и Китая. В городе Мейтан построен огромный заварочный чайник-музей, в городе Уишань огромная скульптура чайный лист посвящённый Великому чайному пути, в Кунгуре стоит памятник чаеторговцу Алексею Губкину, в Тюмени скульптура перед чайным домом, в Екатеринбурге своды нового железнодорожного вокзала расписаны сценами из Ирбитской ярмарки самой большой на то время, в Иркутске открыт музей чая.

В настоящее время Великий Чайный Путь из некогда связующего экономического моста между тремя странами -Китаем, Монголией и Россией превратился в один из популярных туристических маршрутов. Но к сожалению, в туристических проектах Республики Бурятия он не получает должного развития.

Целью нашей исследовательской работы является изучение истории Чайного пути, его значения в развитии государств Азии,представление доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи :

1.Изучить литературу и архивные документы по данной теме.

2.Посетить краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта,Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр

3.Осуществить сбор информации на территории Монголии.

5.Оформить исследовательскую работу.

6.Выступить научно-практической конференции «Первые шаги» Лицея №27

4 Выступить с творческим проектом на Международном Культурно-образовательном форуме в городе Улан-Батор.

Методы исследования:

Подготовительный этап (изучение и анализ литературных источников, интернет- ресурсов, архивных документов г. Верхнеудинска, материалов Кяхтинского музея по данной теме),

Основной этап (интервьюирование, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение результатов).

Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в следующем: собранный и подготовленный теоретический материал и проектная часть нашей работы могут быть использованы учителем на уроках окружающего мира (в качестве национально-регионального компонента), в создании туристических маршрутов на территории республики, при проведении международных форумов, конференций.

2.ГлаваI.

  1. История и значение Чайного Пути в экономическом развитии Китая, Монголии и России.

Чтобы иметь представление о том, какое значение Великий Чайный Путь сыграл в истории трёх народов. Мы обратилась к литературным источникам и материалам музеев, которыми богат бывший путь следования чайных караванов, и выяснили для себя множество интереснейших фактов.

Чай был известен в Китае почти 5000 лет, где долгое время был своеобразным напитком-лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы. Сведения о производстве чая сохранялись в секрете: его выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными. Лишь к IX веку чай превратился в национальный напиток китайцев, а в XVI веке стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая по всему миру.

Великий чайный путь, пролегавший в ХVI-ХIХ веках между Азией и Европой, по объемам торгового оборота считался вторым после Великого шелкового пути. География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии, России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь, который действовал более 200 лет, был не только торговой дорогой - он способствовал экономическому развитию и культурному обновлению многих стран.

Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск - Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань и разделялся на множество дорог, волоков, речных путей - маршруты проходили через более чем сто пятьдесят городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.

Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан - Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Водно-сухопутный маршрут шел по р. Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луйшунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. В России чайный путь шел по рекам и речным долинам.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный - через озеро Байкал и по реке Селенга.

Некоторое количество чая перевозили по маршруту Великого шелкового пути через Среднюю Азию, откуда он с караванами бухарских купцов попадал в Астрахань и Казань. Этот путь, возможно, начал функционировать даже раньше, чем Великий чайный путь.

Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путем через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток.

Сведения о Китае в Руси появились только в XV веке: сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.

Первые же контакты с Китаем состоялись на реке Амур и они были далеко не мирными. Официальные отношения между Россией и Китаем устанавливаются с 1689 г., когда был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей.

Изучая архивные материалы мы натолкнулись на интереснейший факт

Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 г. известный путешественник А.Мартос отмечал: «…При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби……этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу – и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара-чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилиза¬ции народов по значению, которое они имели, предназначено быть все¬мирно-историческими городами».

Изучая материалы Кяхтинского музея,мы выяснили,что в 1725 г. Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Лукичом Рагузинским-Вячеславовичем. Непростые двух летние переговоры завершились подписанием Буринского договора об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинского договора, определившего политические и торговые отношения между странами.

Возникший интенсивный товарообмен между странами продолжался более двухсот лет. Караванный путь чая южных и срединных областей Китая, через степи и пустыни Центральной Азии подходил к границе России и пересекал ее с востока до запада. Чай перевозился во вьюках на лошадях и верблюдах, степенно вышагивающих через пустынные области северного Китая и Монголии.

«Основными перевозимыми товарами, были: пушнина, кожи, мануфактура, галантерея, трикотаж, сукно, пенька, бакалея, тюменские ковры, томская крупчатка, мед, масло, мороженая рыба (стерлядь, сиг, нельма), стеариновые свечи, мыло, железные изделия, скобяной товар.

Для более подробного анализа протяжённости и расположения маршрута мы рассмотрели карту Великого чайного пути и отметили на нём наиболее значимые пункты.

Наиболее значимые пункты сухопутного пути:

На территории Китая: Тяньмынь, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган, Пекин.

На территории Монголии: Эрдэнэт, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтанбулак).

На территории России: Троицкосавск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Ирбит, Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва» .

Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Стремительно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

Посетив Национальный архив Республики Бурятия, мы узнали, что в Верхнеудинском уезде проводились следующие ярмарки: Баргузинская -(город Баргузин-с 26 декабря по январь. Улюнская (село Улюнское Баргузинской волости-с 2 по 6 января. Ирконская (село Иркон Верхнеангарского отдельного общества- с 14 ноябряпо15февраля. Нижнеангарская (Нижнеангарское родовое управление с 6 до 20 декабря). Январская (Верхнеудинск с 18 января по 1 февраля) . Крестовоздвиженская (Верхнеудинск с 15 по 28 февраля). Анинская (село Анинское, Голзотойской волости-декабрь. Тарбагатайская(село Тарбагатай-с 6 по 13 января). Петровскозаводская (Петровский Завод- январь). Кабанская (село Кабанское, Кабанской волости- с 6 по 9 декабря и с 9 по 11 мая). Кударинская-Екатерининская (село Кударинская, Кударинской волости-с 24 по 26 ноября).

Торговлю с монголами вели даже жители отдалённых от этих ярмарок сёл и деревень.

В подтверждение этого мы выяснили, что жители села Новая Брянь также активно участвовали в ярмарках, несмотря на то,что село находится в стороне от маршрута Великого чайного пути. Из беседы с местными старожилами мы выяснили что, раньше до города была конная дорога через Белогорье вдвое короче. Даже сохранилась легенда: «Однажды жена забыла положить мужу ложку на стол для обеда, на что муж не говоря ни слова, запряг лошадь и поехал в город за ложками…». Хоть это и легенда, но можно сделать вывод: для жителей села поездка в Верхнеудинск за покупками была привычным делом.

Паок Нина Изотьевна рассказала её дед Заиграев Николай, по конной дороге возил мясо в город, обратно привозил монгольскую обувь. Семейские женщины любили шить яркие сарафаны «из китайского ситцу». Зубакина Евдокия Ивановна вспоминает у её деда, была мельница на дамбе, излишки муки он отвозил в город «на ярмарку- монголам».

С развитием торговых отношений с Монголией постепенно началось и развитие сельских поселений,получивших возможность приобретать товары первой необходимости на ярмарках.

Изучив архивные документы и фонд музе села Новая Брянь, мы нашли подтверждение этому. Село было основано в 1742 году несколькими семьями староверами, ушедшими из Старой Бряни. что в начале 19 века в селе проживало всего несколько семей, а «в 1851 году, ко времени девятой ревизии, здесь проживало 790 человек (366 мужчин и 424 женщины). К началу XX века население села превышало тысячу жителей» В конце 19 века по словам Елены Владимировны-библиотекаря Новобрянского Информационно – Культурного Досугового Центра,в селе уже было два магазина, в числе прочих товаров в продаже имелся чай, который можно было привезти только с Верхнеудинской ярмарки.

Всё это позволило нам думать о том что, полученные нами архивные данные полностью совпадают с рассказами жителей села, они в то время были действительно активными участниками торговли на Великом чайном пути.

По обе стороны границы началось строительство торговых центров.

Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров

Исходя из результатов проделанной работы мы можем сделать первый вывод:

Город Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Интенсивно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

2.Чайный путь-путь побратимов


г. Эрдэнэт Монголия (2002 год)


г. Дархан Монголия (1967 год)


г. Аньян, Республика Корея (1997 год)


г. Хух-Хото КНР (2000 год)


г. Маньчжурия АРВМ, КНР (1993 год)


г. Румои Япония (1972 год)


г. Улан-Батор Монголия (2000 год)


г. Хулунбуир АРВМ, КНР


г. Тайбэй Тайвань,Китай (1996 год)


г. Ямагата Япония (1992 год)


г. Чанчунь КНР (2000 год)


г. Донецк, Украина (2011 год)


г. Бердянск, Украина (2012 год)


г. Хэчжу, КНДР (2012 год)


г. Ёнгволь, Республика Корея (2014 год)

Российско-китайские отношения играют крайне важную роль в дипломатических отношениях между странами, а также являются существенным фактором при формировании структуры международных отношений

Сделаем второй вывод: Развитие экономических отношений повлекло за собой развитие побратимских отношений между государствами и городами.


2.Глава II.

Перспективы развития Чайного Пути как международного туристического маршрута

Сегодня «Великий чайный путь» – это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Кроме того, он позволяет воспользоваться теми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Маршруты «Великого чайного пути» могут привести в страны Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Это достаточно близкая перспектива развития проекта. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

В 2012 году в городе Эрлянь состоялся Международный форум "Чайный путь",

На котором была запланирована встреча участников из России, Китая и Монголии, посвященная вопросам развития трансграничного туризма. Представители трех стран намерены создать международный союз городов "Великого чайного пути" и выработать платформу их сотрудничества.
Встреча в Эрляне станет второй большой акцией, посвященной "Великому чайному пути", в нынешнем году.

В Бурятии состоялся Международный туристический форум "Великий чайный путь" с участием около 200 специалистов туриндустрии из девяти регионов России, КНР, Монголии, Испании, Франции, США, Тайваня и Японии.
Туристический маршрут "Великий чайный путь" уже несколько лет разрабатывают туроператоры России, Китая и Монголии.

В рамках многочисленных международных мероприятий монгольской стороной организован Международный Культурно- образовательный форум «Интеграция на великом чайном пути»,в работе которого приняли участие мы со своим творческим проектом «Туристичесие маршруты села Новая Брянь. Их развитие и популяризация».Работа частично представлена в приложении.

Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение предлагает придать трансграничному туристическому маршруту "Великий чайный путь" / Россия- Китай-Монголия/ статус проекта, реализуемого под эгидой Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/.

Российско-китайско-монгольский туристический маршрут "Великий чайный путь" стал маршрутом международного автопробега. Он стартовал в городе Эрлянь, прошёл через столицу Монголии Улан-Батор, проследовал по территории Бурятии до особой туристической зоны "Байкальская гавань".

Сам собой напрашивается вывод о том,что Чайный путь исключительно интересный туристический маршрут,в развитии которого заинтересованы три государства.

4.Заключение

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. «Великий чайный путь» по объемам торгового оборота был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности, а также по тому, какое влияние он оказывал на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, он сравним с «Великим шелковым путем.

Мы считаем, что Чайный путь с его многовековой историей и колоссальной значимостью не должен прерываться в городе Кяхта,а должен развиваться,хотя может теперь и в другом направлении.

Целью нашей исследовательской работы было изучение исторических фактов и доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели решили следующие задачи :

Изучили литературу и архивные документы по данной теме. С целью всестороннего изучения темы исследования, посетили краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта, Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр. Для подтверждения архивных исторических материалов была проведена работа со старожилами села Новая Брянь. Осуществляли сбор информации на территории Монголии. Выступили и получили высокую оценку проектной работы Конференции,……в городе Улан-Батор.

Накопленные нами материалы, позволили оформить и представить исследовательскую работу на научно-практической конференции «Первые шаги» на базе Лицея №27 и получить номинацию «За полноту исследования».

Для популяризации маршрута «Чайный Путь» на территории Бурятии нами были представлены доказательства его важности для международного туризма.

Нами был разработан дизайн туристической продукции– календарей, брелоков и декоративных магнитов.

А почему бы в Улан-Удэ тоже не увековечить память созданием памятника,например, «Чайному цибику».Ведь чай –это товар,благодаря которому развился и вырос наш город.

Так как наш исследовательская проектная работа носит долгосрочный характер, нам необходимо осуществить следующие задачи:

1.Создать сайт,

2.Снять фильм об истории Чайного пути.

3.Представить свою исследовательскую работу на английском языке на Международной конференции в г.Улан-Батор.

Приложение

Первая точка маршрута «Культура семейских» ,которая позволит туристам познакомиться с культурой старообрядцев, увидеть «живой» дом-музей, угоститься национальными блюдами, увидеть представление с народным фольклором, услышать историю села, о первых поселенцах. В чем же загадка культуры семейских, почему ей интересуются, почему о ней надо рассказывать и непременно сохранять. Переселённые 250 лет назад в далёкую Сибирь, семейские сумели сохранить свою веру, традиции, быт и культуру речи. Мы решили расспросить свою бабушку, потомственную семейскую, какие традиции сохранились в нашей семье. Она рассказала, что помнит,как её мама и бабушка крестились двумя перстами, а из одежды носили сарафан и кичку, из украшений бусы на шее. На Пасху в селе дети катают пасхальные яйца, а взрослые играют в кости. В быту бабушка употребляет такие слова: браво –хорошо, морок - чёрные тучи, тарочки - булочки, шибко - сильно. Ещё одна отличительная черта семейских- это их трудолюбие, вокруг Новой Бряни стоят многокилометровые поля отвоёванные у леса и возделанные за 250 лет.

Что можно сделать, чтобы привлечь больше людей и рассказать им об исчезающей культуре семейских. Мы предлагаем создать герб для нашего села, чтобы по нему нас везде узнавали. На гербе слева - часть конька избы, рубленного топором с надписью – годом основания, справа колесо от санопрядки – эти два элемента символизируют искусность и трудолюбие семейских. Жёлтый цвет - солнце, справа зелёный цвет - поля и горы. Голубая извилистая лента – река Брянка, на которой было основано село. Красный орнамент символизирует верность традициям. Шестерёнка посередине герба означает,прославивший Новую Брянь в Советское время, завод.

Посещение «Мельничного жернова» , по легенде жил силач - Мерколя, однажды он так рассердился, что вырвал мельничный жернов и унёс его на край села, говорят до сих пор он лежит на том месте.

Вторая точка маршрута – «Шаман-гора» , отношения к «Великому Чайному Пути» и семейской культуре не имеет, но заслуживает внимания, так как имеет историческую и археологическую ценность. В районе Шаман-горы около 17 тысяч лет назад располагалось поселение древних охотников. Мы посетили этот маршрут, кратко я расскажу о нём. Скала, именуемая Шаман-горой, стоит на вершине пологой сопки, неприступно возвышаясь над окружающим лесом, каменная поверхность покрыта округлыми извилинами, складывающимися в причудливые узоры. По легенде, когда-то давно здесь жил один из последних шаманов, изгнанный из села старообрядцами. Он предавался молитвам и медитациям, в особые дни поднимался на самую вершину и подолгу оставался там. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь, и если человек приехал с добрыми помыслами, он обязательно поможет. Выветренные щели на верхушке нависшего над поляной утёса и в правду образуют очертания, напоминающие сморщенное лицо очень старого человека с густыми бровями, усами и бородой. Если осмотреть скалу вблизи, первое, что бросается в глаза – огромная, высотой где-то метра три, расщелина с волнистыми краями-небольшой грот. Её называют «Чрево матери». Справа от грота, в средней части скалы высечена странная фигура - вертикальная линия, перечеркнутая косым крестом. Несколькими метрами правее, где-то на высоте полутора метров, если присмотреться, можно различить рисунки-петроглифы: вертикальные черты, выполненные чёрным, либо кресты, нарисованные оранжевой охрой. Крест, и рисунки по словам археологов принадлежат древним людям и обозначают птицелюдей. Рисунки за минувшие века почти стёрлись, чтоб различить их, приходится смачивать водой шершавую поверхность. Ещё правее, уже ближе к краю стены, на высоте трёх-четырёх метров, из углубления в скале сочится «каменное масло» - на поверхности камня в этом месте чернеет огромное влажное пятно. Окрестные жители собирают это «масло» в лечебных целях, к влажному пятну можно добраться по деревянной лестнице-настилу. Поднявшись наверх скалы по узкой тропинке, нам открывается чудесная панорама окружающей долины.

Список литературы

1. www.visit-baikal.ru

2. Национальный архив Бурятии: фонд 207, опись 1, дело 1689