Что необходимо для путешествия в европу автостопом. Путешествие Автостопом по Европе — Мои Советы по Безопасности и Основным Правилам. Какие основные правила путешествий автостопом

Автостоп – это путешествие на попутном транспорте, когда водитель по желанию может взять попутчика и бесплатно подвезти его до обговоренного места. «Платой» считается живое общение, ради которого большинство водителей и соглашаются взять на борт незнакомцев.

Путешествие автостопом выбирают особо отчаянные и авантюрные. Но действительно ли это опасно? Автостоп в разной степени развит по всему миру, где-то это обычное дело, в другом месте это рисково, а в третьем вообще не принято.

Мой опыт «автостопщика» насчитывает несколько стран, но я плотно занималась этим вопросом и расскажу об особенностях путешествия автостопом по Европе. Но, для начала расскажу о неписаных законах автостопщика, которые актуальны по всему миру.

  • будьте общительны, искренни и вежливы;
  • не будьте слишком навязчивы;
  • не забудьте обговорить все условия до начала поездки: до куда вас смогут довезти, и не ожидает ли водитель чего-то взамен своих услуг;
  • перед выездом хорошенько подготовьтесь, возьмите карту узнайте о культуре страны, где вы собираетесь путешествовать. Мало знать язык, важно знать тонкости менталитета. Даже язык жестов может кардинально отличаться;
  • если погода плохая, возьмите зонт ли укройтесь от дождя. Никому не нужны следы от вашего мокрого плаща на сиденье;
  • если дорога ведет в несколько направлений, подготовьте карточку с местом, куда вы хотите попасть, или номером трассы;
  • заранее продумайте, где будете ночевать. В палатке, в ближайшем городе, в хостеле или пользуясь каучсерфингом, а возможно, удастся переночевать в машине местного «дальнобойщика». Хотя, конечно, точно предугадать, в каком месте вас застанет ночь.

На фото – наша палатка на одной из «неработающих» автобусных остановок Амстердама.

Европа – как маленькая планета, и в каждом уголке свои обычаи, так же и автостоп, по-своему отличается в разных странах. Итак, наиболее «расположенные» к автостопу страны: Германия, Голландия, Бельгия, Италия, Швейцария, Болгария, Чехия, Словакия.

Сложно найти водителя будет во Франции, Испании, Швеции, Греции, Португалии. Хотя, конечно же, это не означает: «не ездите автостопом во Франции!». Я сама, в своё время, без особых проблем добралась из Парижа до Лилля, пусть с временными затратами, но автостопом. Останавливаются машины редко, поэтому придется подольше подождать. Например, на фото французский дедушка, с которым я общаюсь до сих пор. Он довез меня лишних 50 километров, что было ему не по пути, взял номер телефона и теперь периодически интересуется состоянием моего здоровья.

Так что, всё зависит от вас и от доли везения. Наверняка, у кого-то есть опыт удачного и быстрого автостопа в «сложных» странах.

Путешествие автостопом в Германии показалось мне, да и многим знакомым наиболее простым.

Единственное, что важно знать – голосовать, да и находиться на автобане запрещено .

Вам нужно просить водителя высадить вас на автозаправке или на стоянке, где можно будет спросить у остановившихся людей, смогут ли они вас довезти. Не зная этого нюанса, я около часа стояла на автомагистрали, отчаявшись и боясь быть сбитой каждой проносящейся машиной.

В Бельгии мне встречались добрые, надежные водители. Один из них дал мне этот светоотражающий жилет. Кстати, очень нужный предмет гардероба автостопщика.

Но, конечно же, за время моих путешествий, не обошлось и без щекотливых ситуаций. Один «спасший» меня водитель на выезде из Парижа настойчиво предлагал поехать к нему домой на «чашку чая». Но мне удалось его убедить, что никак не получится сейчас, возможно, в другой раз. К счастью, больше водитель уговаривать не стал, а я стала более внимательно подходить к «выбору» водителя.

Также обратите внимание на выезд из города на трассу. Посмотрите в интернете, спросите у местных, возможно, какое-то время вам придется пройти пешком. В самом городе лучше пользоваться общественным транспортом.

Замечательный сайт , который я могу посоветовать путешественникам со знанием английского – http://hitchwiki.org/ . Там есть несколько статей и на русском языке, советы, карты и много чего интересного.

Безопасность

«Постопив» одной я могу сказать, что риск опасности всё же есть.

Если вы девушка, вас будут «подбирать» на трассе быстрей, но лучше путешествовать в компании подруги или друга. Проще уехать паре ж-ж или м-ж, а вот двум мужчинам придется долго ждать желающего подвезти.

Если вы всё же едете один/одна, отправьте номер машины и место нахождения друзьям, на всякий случай. Если уж совсем боитесь, можно для уверенности взять с собой газовый баллончик. Но здесь тоже будьте осторожны: в некоторых странах(например, в Бельгии) они запрещены.

И самое главное, как и в любом деле, не бойтесь сказать «нет» . Не понравился внешний вид, смутил взгляд или манера говорить, лучше не рисковать. Извинитесь и ищите другой автомобиль.

Заключение

Безусловно, данный вид путешествий имеет множество плюсов. Это и возможность сэкономить, рассказать о себе, своей стране и городе, узнать мнение иностранцев о ситуации в мире и их государстве, пообщаться с коренными жителями, почувствовать разницу акцентов и говоров в разных уголках планеты…

К минусам можно отнести присутствующую в деле автостопа опасность, человеческий фактор, вероятность встретить плохого человека небольшая, но всё же она существует. Помимо того, от долгого автостопа устаешь: постоянные разговоры, ответы на одни и те же вопросы, когда тебе хочется просто посидеть и посмотреть в окно, поспать и расслабиться, а нужно быть начеку.

Несмотря на эти минусы, я всё же советую вам хоть раз попробовать автостоп на себе. Это не просто передвижение в компании, это целое захватывающее приключение, где в любой момент ты можешь поменять свой пункт назначения, ты не знаешь, что будет завтра, живешь здесь и сейчас и наслаждаешься дорогой и её «промежуточными станциями».

Путешествие автостопом — весьма экономичный вариант, поэтому может подойти студентам, которые хотели бы узнать страну не через окна автобусов. Тем не менее, бытует мнение, что это опасно и вообще опрометчиво. Так это или нет — узнали от студентки ОП «Логистика» питерской Вышки Алины Адаевой. Для нее это не только множество воспоминаний, но и своего рода практика, так как постоянный выбор маршрута учит более грамотно рассчитывать время и выбирать место

Об автостопе

Важно понимать, что автостоп – это как каучсерфинг, то есть ты едешь бесплатно, но все-таки должен что-то отдать взамен. И взамен ты должен отдать себя и свое общение

И какой бы ты ни был уставший, вымотанный, ты должен дать им это общение просто потому, что этот человек помог тебе. Помоги ему в ответ.

У автостопа много достоинств, и свобода – самое главное. Кроме того, это мобильно, дешево, и позволяет по-новому взглянуть на место, в котором ты находишься

И ты уже чувствуешь страну изнутри. Но минусы, конечно, есть. Это внутренние установки в голове: если ты боишься или тебе навязано общественное мнение, что это страшно, что девушке одной нельзя, все что угодно. Мне очень много чего говорили, и это может стать очень большой преградой к получению всего кайфа.

Насчет того, сколько приходится ждать машину, – во-первых, зависит от твоего внутреннего состояния, во-вторых, от времени суток. И от места — это тоже важно. Зависимость от времени суток обусловлена тем, что, когда ты ближе к вечеру стоишь, начинаешь нервничать сам, и поэтому сложно поймать машину, а когда ты ловишь утром, ты соглашаешься на все, потому что понимаешь, что у тебя впереди еще целый чудесный день и ты успеешь доехать до пункта.

Внутреннее состояние – нужно улыбаться, несмотря ни на что: даже если дождь или снег. Что бы у тебя ни происходило, нужно быть настроенным на дорогу. У водителя должно что-то сработать, чтобы он остановился, внешний фактор или внутренний

О пройденном пути


Путешествия автостопом начали приобретать популярность довольно недавно, года три назад, когда начали появляться первые блоги о путешествиях. Все тогда начали потихоньку выползать из своих гнездышек и смотреть этот большой и красивый мир.

Мой автостоп начался с прошлого лета, хотя мы летом до этого с подругой тоже пробовали, но у нас был немного иной формат.

Вообще, сложно сказать, сколько раз я путешествовала автостопом, потому что почти всегда, когда у меня была поездка, мне говорили: «Давай поедем автостопом?» «А, давай!» Например, в Улан-Удэ у нас был поезд до Иркутска, но на следующий день мы встретили ребят, которые сказали, что поедут автостопом, и мы решили поехать тоже

Мы не планировали заранее, что будем вот так ездить. В Лиссабоне мы тоже думали, что поедем обратно на автобусе, но попали на штраф Райнэйра, и у нас не осталось денег ни на что. Тогда мы поняли, что автостоп – единственный вариант. И чаще всего я путешествую в компании. Однако одной путешествовать тоже не страшно, так как бояться нечего.

Я считаю, что нет такого понятия, как опасность в путешествиях. Опасность есть в жизни. Если у тебя голова на плечах, ты не попадешь в опасную передрягу, а если и попадешь, то сможешь из нее выбраться

Об особенностях автостопа в разных странах


В основном мой автостоп - это Россия, Грузия. В Европе я путешествовала, но не по всей части – Португалия, Прибалтика, Польша, немного в Италии. В принципе, везде, где я была, водители охотно берут попутчиков, включая Россию и Европу

Нам просто было так страшно ехать в Португалию, потому что, мне кажется, это единственная европейская страна, про которую мало информации, связанной с автостопом. Мы ездили в Португалию втроем, и, хотя мы все равно успешно добирались, были дни, когда мы не успевали выполнить весь маршрут, но нагоняли на следующий день. Португальцы – хороший народ, открытый, но у них, мне кажется, очень схож менталитет с русскими: либо тебя подберут только очень богатые люди, которым не страшно что-либо потерять, либо очень бедные люди, которым вообще нечего терять. Средний класс не берет. И в Европе, мне кажется, почти везде так.

О подготовке к поездке


Есть несколько вещей, которые нужно учесть перед поездкой.

Будьте готовы ничего не планировать заранее. Главное — внутренняя готовность к тому, что ты можешь остаться на дороге. Потому что это вероятно. Вопрос в том, опустишь ли ты руки.

При переезде границ проблем нет, потому что ты едешь на машине. Границы с Россией чаще всего не пешеходные и их пересекать нельзя, просто ты договариваешься с водителем, он говорит, что он твой дядя или ты его тетя — все, что угодно, ибо большинству таможенников это не так важно. Я слышала, что есть такие проблемы в Южной Америке, потому что границы там не принято пересекать, они не для пешеходов, поэтому часто у путешественников возникают проблемы, но здесь такого нет. Или, если брать границы с Финляндией, ты всегда можешь спокойно переехать, потому что всегда куча машин и к русским напроситься непроблематично. А граница с Эстонией пешеходная, так как находится в городе, где можно и Нарву перейти.

О впечатлениях


Моим первым впечатлением от автостопа было то, что это невероятно удобно. Потому что настолько непривязанным, мне кажется, ты больше ни в каких способах путешествия себя не чувствуешь

Потому что ты садишься в машину и по ходу дела понимаешь, куда этот человек едет, куда ты едешь вместе с ним, и это круто, потому что есть возможность всегда поменять планы. Вообще главная вещь, которой я научилась за все это время, – не загадывать. Никогда не знаешь, что будет через минуту, через час или год, и строить какие-то далекие планы – это вообще не про меня. Так намного больше возможностей поймать крутой момент.

Был один опасный момент, когда я, честно, уже готова была расплакаться, уже просто не знала, что делать. Мы возвращались из Польши в Питер.

Все шло хорошо: Польшу мы прошли примерно за полдня, с Варшавы до границы с Латвией, дальше на границе с Латвией мы поймали фуру, она нас невероятно спасла, потому что нужно было проделать огромное расстояние, а фура едет долго

Но в Европе фуру словить практически невозможно, потому что им запрещено брать попутчиков. В России тоже запрещено, но на это закрывают глаза, так как все понимают, что расстояние огромное и полицию в пути практически нигде не встретишь, когда как в Европе с этим посложнее.

Мы остановились тогда на заправке, к нам подошел водитель-дальнобойщик и сказал, что, если мы ляжем в кузове, он нас подвезет. Мы, естественно, согласились, потому что и так уже готовы были лечь – спали только в аэропорту, точнее, почти не спали

И он нас довез до границы Латвии и Эстонии, за 450 километров, что примерно 1/3 нашего пути. Но приехал он туда в 10 или 11 вечера, а границы там как таковой нет, просто в лесу стоит заправка, он на этой заправке ночует и говорит – ну все, до свидания. Выходим, на улице -6, мы в кроссовках после Португалии, где было очень тепло. Зима, лес, мы на границе двух стран, где населенных пунктов толком нет, стоим на трассе втроем. Простояли минут сорок, мимо нас проехали машины четыре – никто, конечно, не остановился, хотя мы в них светили фонарями, кричали, я уже готова была лечь поперек дороги, чтобы они притормозили.

В первые годы после университета мне довелось объехать автостопом большинство стран Шенгенского соглашения. Подробные материалы о маршрутах и особенностях стран появятся у нас на сайте в ближайшее время, но начну я эту длительную и увлекательную историю, пожалуй, с обобщающего материала. Ведь любое путешествие начинается с и идеи и с понимания того, что в общем ждет на пути к воплощению идеи.

1. Начинайте путешествовать автостопом по Европе в юном возрасте

Подростки, изучающие мир, вызывают умиление и желание помочь, рассказать о себе и показать свой любимый город. Когда вам под тридцать, меркантильные европейцы не очень понимают, почему они должны работать на налоги и социальную страховку, а вы – кататься с ветерком по их уплаченным налогам. По собственному опыту я заметила, что уехать в 20 было гораздо проще, чем уехать в 27. Также в последние годы я много слышала о том, что и студентов на трассе почти не осталось. Это связано с появлением лоукост-авиакомпаний или автобусных перевозчиков, а также сервисов вроде . Доехать или долететь с ветерком за 10-20 евро через пол-Европы – это реальность сегодня, если планировать маршрут заранее. Даже для наших Венесуэл это обозримые деньги, для них – вообще гроши. Примерно во столько же обойдется поездка на окраину города, чтобы добраться до трассы. Так что в путешествии автостопом экономии ради смысла уже нет, но по-прежнему есть смысл это делать, чтобы лучше погрузиться в мир по другую сторону границы.

2. Говорите, спрашивайте, проявляйте интерес

Автостоп сегодня – это не про экономию денег. Это лучший способ погрузиться в другую культуру, если у вас нет возможности пожить где-то достаточно долго, чтобы познакомиться и подружиться с местными. Пообщаться с разными слоями населения. С представителями разных культур. Особенно если вы юны и не боитесь трудностей. Тишиной и комфортом можно насладиться позже, взрослых людей на трассе подбирают неохотно. Но молодежи проще. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте о своей стране. Лучше уж вы, чем телеканал Russia Today.

3. Будьте толерантны

Респектабельные европейцы на дорогах чаще сменяются иммигрантами из бывших колоний или из мусульманских стран. Кого-то религия, кого-то сочувствие, кого-то интерес заставляют останавливаться и подбирать вас. Если в моей первой поездке в 2008-м году мне довелось покататься только с европейцами, то в 2012-м больше половины добрых людей на дороге составили иммигранты из арабских стран и из Марокко.

4. Учите европейские языки, но не замыкайтесь, если считаете, что ваши знания слабы и вы делаете ошибки; выбирайте в попутчики людей, которые знают иные языки

Так будет больше шансов, что найдется общий язык с драйвером из экзотической страны. Да-да, особо полезными будут арабские и персидские группы языков. Иммигранты в Европе тоже катаются на автомобилях между городами. Выходцы из мусульманских стран весьма охотно подбирают попутчиков – им Коран велит. Но я бы советовала девушкам, путешествующим без компании юношей, избегать таких машин. Особенно, если за рулем турок – те чаще европейцев пытаются перейти границы дозволенного. Если едете с парнем, то такой проблемы возникнуть не должно.

Нормальному европейцу в голову не придет собирать попутчиков по ночам

Если ваш английский или французский слаб, старайтесь выражать мысли любым доступным способом. Не зажимайтесь. Этого достаточно. Через неделю — две вы научитесь понимать иностранный язык. Если он близок к известным вам языковым группам. В Западной Европе пригодится французский и английский, в Центральной — немецкий и английский. В Германии и Австрии много русскоязычного населения, но молодежь знает английский. В Восточной Европе и в Прибалтике взрослое поколение понимает русский. Но английский тоже лишним не будет. Польза от знания украинского языка будет ощутима в Украине, Словакии, Чехии, южных странах, где пользуются языком славянской группы. А вот в Польше лучше русский.

5. Планируйте поездку только на светлое время суток

Не надейтесь на ночь. Это в России или Украине можно глубокой ночью постоять часик-другой под кабаком и застопить дальнобойщика. Нормальному европейцу в голову не придет собирать попутчиков по ночам. Вас могут подобрать только сочувствующие соотечественники, которые тут могут быть по делам. Или какие-нибудь венгры или словаки. Они еще не настолько оевропеились, видимо.

6. Лучше выбирайте места, где по закону можно останавливаться. Хотя если вас захотят подвести, остановятся где угодно, просто желающих будет меньше

Не заставляйте европейских автомобилистов нарушать закон. На автобанах разрешенных мест для остановки мало: это зона отдыха, заправки, зона оплаты дороги (а в Германии и такой нет), повороты на стоянки. Но стоять лучше на них. В Европе уже почти везде установлены камеры наблюдения, не вынуждайте людей нарушать. Кому захочется платить за вас штраф, если вам вздумается останавливать машины в аварийном кармане? Нет, есть, безусловно, граждане Евросоюза с жизненной позицией fuck the system. Но их реально меньшинство. В лучшем случае за вами приедет дорожная полиция – нажурит, проверит документы, вынесет предупреждение и отвезет туда, где стоять безопасно. В худшем – проведете в неугодном месте много часов.

7. Не надейтесь на фуры

Лет пять назад можно было прокатиться с европейским дальнобойщиком. При условии, что в одной кабине едет один человек рядом с водителем. Теперь законы Евросоюза поменялись. В случае ДТП если выясняется, что с водителем был кто-то, кто не является сотрудником компании, водитель не получает страховку. Это крупная сумма, которой никто не захочет рисковать ради милых ребят.


8. Выбирайте для автостопа страны с высоким или растущим уровнем жизни

Расчет простой – чем выше уровень жизни, тем более открытые люди. Чем безопаснее в стране, тем охотнее кто-то поможет незнакомцу. В странах, где в данный момент происходят перемены к лучшему (та же Польша, Чехия), люди также больше расположены к чужакам. Германия, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург богаты отзывчивыми людьми на дороге. Часто они путешествуют семьями. Но если в машине есть место, вам наверняка его предложат. В Италии грустный автостоп (во всяком случае на севере, на юге не была), в Северной Италии, в предгорье, есть места, где он и вовсе запрещен. Во Франции лучше, но ненамного. Как в Крыму примерно. То есть или везет и везут, или стоишь весь день.

9. Если есть время, стоит прокатиться по второстепенным трассам

Хотя бы часть путешествия. Все красоты природы, все маленькие ухоженные европейские деревеньки находятся там, а не на стремительных автобанах. Горы, поселки, озера, замки… И для водителя проще найти место, чтобы вас подобрать, тоже там. Плюс по таким дорогам чаще ездят местные, которые могут много рассказать о своем крае. Так, во Франции лучше любого путеводителя жители деревень расскажут о местном вине, покажут никому не известный водопад или крепость. К сожалению, на второстепенной трассе выше вероятность встретить человека, который не говорит по-английски.


Отличное место для автостопа где-то на границе Франции и Германии: машин мало (не автобан же), но останавливаются охотно

10. В Европе, как и в странах типа Грузии или Армении, также вас могут подобрать гостеприимные местные, которые всенепременно захотят показать свой город – соглашайтесь, если вас не торопят обстоятельства и только если вам пообещают отвезти потом обратно на трассу

Посетить еще пару городов по дороге – прекрасный бонус, людям приятно делиться любимыми местами. Никто, лучше местных, не способен открыть прелести своего города. Но если вам потом из этих красот придется выбираться на автобан самостоятельно, трижды подумайте. Почему? Об этом в следующем пункте.

11. Не планируйте посетить много городов

Каждый выезд из города, особенно если город большой, как Париж или Лион, например, занимает чудовищно много времени и сил. Автобаны строились для машин, а не для автостопщиков, там все сделано так, чтобы машины могли от города к городу мчаться не отвлекаясь. Если у вас есть 4 дня на Францию и денег только на бесплатное путешествие, их стоит посвятить Парижу, а не разъезжать по Лионам и прочим городам помельче.


Есть в Европе такие заколдованные города, из которых можно выезжать сутками из-за сложных транспортных развязок

12. Стоя на трассе, подавайте водителю знаки, которые не могут быть истолкованы двусмысленно

Пусть по вам будет сразу понятно, в какую сторону вы едете, если вам довелось стопить перед развилкой. А такое случается. Рано или поздно вас в любом случае кто-то подберет, но пусть это лучше будет рано.


13. Следите за чистотой одежды. Следите за гигиеной. Не распространяйте запахов. В любой ситуации. При любой погоде

Вообще-то это обязательное правило №1 в любой поездке, но некоторые, особо увлекшиеся персонажи, порой о нем забывают. Вот и приходится напоминать первым делом.

Представьте себя на месте владельца авто: вам было бы приятно взять такого человека к себе? Вам простят, если вы будете неграмотны или неразговорчивы, это все человеческий фактор, который забывается. Но по такому сильному впечатлению об одном человек, как гигиена, владелец автомобиля может сформировать свое представление об автостопщиках в целом. Особенно, если он остановился на дороге в первый раз. Если завоняете машину, в следующий раз ее обладатель вряд ли рискнет подбирать котят на дороге, если только у него самого нет за спиной такого же многолетнего опыта поездок автостопом по миру. Еще – старайтесь выглядеть нейтрально и универсально, если это не противоречит вашим принципам. Люди больше склонны выбирать себе в попутчики кого-то понятного, а не экзотического. Иногда, конечно, и такие «цепляют». Но чаще всего консервативные европейцы тянутся к себе подобным, да еще и таким, от которых вроде и понятно чего ожидать.

Европа для россиян, наверное оптимальное место для отдыха - под боком, да ещё Шенгенское соглашение даёт классную возможность попутешествовать. Ниже - том, как сделать поездку дешевле и интереснее

  • Кизиров Илья 20 января 2011
  • 20288
  • 12

После выхода пошловатого роуд - муви "Евротур" путешествие по всему ЕС стало навязчивой идеей почти каждого встречного. Да и не зря - уж очень много интересного и колоритного собралось на относительно небольшом клочке земли (по сравнению с Россией, конечно). Ну вот от Амстердама до Парижа, к примеру всего каких-то там четыреста км. Разве это расстояние? Но ладно, не о том статья.

Первая проблема любого путешественника - получение визы. Если у вас есть родня или друзья в Европе, то проблема отпадает сама собой. Они высылают вам приглашение, а вы с авиабилетом и справкой с работы\учёбы идёте в посольство. Проблем возникнуть не должно. Всё становится немного сложнее, когда родственников\ друзей не оказывается. Понятное дело, что любому посольству нужно подтверждение того, что гость их страны не будет спать в подворотне и клянчить мелочь у прохожих. Но вы же не будете, правда?

Лучшим вариантом будет забронировать номер в отеле и запросить по почте подтверждение брони. Обычно они высылают его в течении суток. С с бронью идём в посольство, а после получения заветного шенгена успешно от неё отказываемся. Бюрократическая машина обманута, дело в шляпе.Страны Шенгенского соглашения. С недавних пор и со Швейцарией.

Если вы хотите въезжать в ЕС автостопом, то лучше всего и для посольства и для вас будет взять железнодорожные билеты до страны выдавшей визу и обратно. Дело в том, что в отличие от авиабилетов от них можно отказаться даже за день до отправления. Но сама поездка автостопом по маршруту Москва - Смоленск - Минск - Брест и т.д. По-моему это утомительно и долго. Легче всего взять авиабилеты до первого пункта назначения. Если планировать поездку заранее, то можно наткнуться на уйму классных предложений. К примеру, Air Berlin предлагают за сорок девять евро слетать в Вену этим августом. В Вену! Чёрт, да мне однажды такси до Подольска столько стоило!  Список лоукостеров вам в помощь - http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_low-cost_airlines 

До отправления советую зарегистрироваться на www.couchsurfing.org  и попробовать напроситься к кому-нибудь в гости. Если вы не знаете о том, что такое каучсёрфинг и с чем его едят, то прочтите на досуге весьма неплохую статейку, описывающую все прелести этого вида путешествий - . Лучше я вряд ли напишу, так что и не буду пытаться. Способ поскучнее - забронировать место в хостеле. За четыреста - пятьсот рублей в сутки тысячи таких общежитий предлагают койку в комнате на шестерых и сейф. Самый большой плюс хостела в возможности пообщаться то с парнем из Сиднея, то с сударыней из Рио а то с кем-то ещё, чью родину вы видели только на цветных картинках в National Geographic.  И ещё один ресурс в помощь - http://www.hostelbookers.com

Автостоп. Этому виду путешествий можно посвящать отдельные статьи, монографии и трёхтомники. Я же попытаюсь уложиться в пару абзацев. На первое путешествие автостопом решиться всегда крайне сложно. Помню, я сам с ощущением лёгкого дискомфорта и смущения впервые встал у окраин Дюссельдорфа и поднял картонку с надписью "Amsterdam". Но через пятнадцать минут я уже сидел в неплохом микроавтобусе и беседовал с голландцем, который постоянно ездил в Германию заправляться. Особенности автостопа в Европе следующие:

Во-первых - просто так на шоссе вы не попадёте. А если у вас это и получиться, то первыми вас подвезут местные копы. С этим там строго. По-этому стоять следует у въезда на шоссе или на заправочной станции. В Германии автостопщики и вовсе не стесняясь подходят к машинам и просят подвести. Почти всегда не безуспешно. Легче всего голосовать в Нидерландах. Там к хитч-хайкерам относятся так лояльно, что даже делают для них специальные площадки на выездах из городов.

Во-вторых - тщательно спланируйте маршрут, и всегда спрашивайте водителя куда именно он едет и где сможет вас высадить. Однажды в Чехии меня совершенно случайно занесло в какой-то местный ПГТ, из которого я пол-дня тщетно пытался выехать. Чтобы не повторить моей ошибки держите под рукой карту, и не стесняйтесь о месте назначения спрашивать дважды или трижды.

В-третьих - пишите таблички. Как правило, они привлекают куда больше внимания, чем просто вытянутая рука с большим пальцем вверх.

В четвёртых - просто поверьте, что добрые люди есть везде и, что их просто навалом. К примеру, один парень из Бельгии под конец моего пути подкинул меня и ещё троих (парня из Франции и двух девушек – из Португалии и Уругвая) от Берлина на семьсот пятьдесят километров до Эйндховена, что в Нидерландах – не взяв с меня не копейки и настояв на том, что купит мне пару пива в местном баре. А вот и Википедия для автостопщиков. Выезды из городов, заправки, площадки для голосования и многое другое - http://hitchwiki.org/

Вот, пожалуй и всё. Удачных вам путешествий!

У большинства людей найдется список мест, где они хотели бы побывать. Останавливают лишь собственная нерешительность и придуманные нами же обстоятельства. Мы поговорили с девушками, которые не понаслышке знают, что путешествовать не так сложно, как многим кажется, главное - желание и тщательная подготовка.

Яна и Даша с марта 2017 года успели побывать в Финляндии, Швеции, Норвегии, Литве, Эстонии, Польше, Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Франции и Чехии. Об их путешествиях автостопом по Центральной Европе, а также о том, как отправиться в свой первый трип и сделать его незабываемым, нам рассказала Яна Никитина.

Когда ты впервые услышала об автостопе?

Впервые об автостопе я услышала осенью 2016 года: после поступления в универ познакомилась с Дашей (с которой теперь мы и ездим в трипы), она так путешествует вот уже на протяжении почти 5 лет . Я вдохновилась ее историями, постоянно спрашивала о чем-то, так все и закрутилось.

Что подтолкнуло тебя отправиться в Карелию автостопом?

Я давно никуда не выезжала, летом все время работала. Мы с Дашей разговорились о том, что я люблю лес, костры, сон в палатках, она тут же предложила мне поездку в Карелию, но про автостоп ничего не сказала.

Я долго мялась, потому что не знала, все ли у меня есть из необходимого, и, вообще, готова ли я морально к поездке. А потом подумала:

«Так, минуточку, чего это я такая неуверенная? Как я узнаю, что это такое, если на себе это не испытаю? Ну все, погнали!»

Не было страшно решиться на такое приключение?

Было, конечно, но Даша убедила меня, что будет классная компания, и поеду я с парнем, что сделает эту поездку более надежной.

Какие впечатления ты получила от первой поездки?

Было забавно! Мы ездили компанией из 7 человек, все ребята очень открытые и дружелюбные, проблем с общением точно не было! Особенно запомнились вечера с девчонками в палатке с вином (смеется). Также меня впечатлил парень Даши, Лев. На тот момент ему было всего 19, но для меня он был подкован в сфере путешествий на все 200%, лес для него - второй дом.

Что особенного в путешествиях автостопом?

Наверное, то, что ты никогда не можешь загадать наперед, где именно окажешься сегодня . Бац, и ты вообще в другой стране (в Европе такое часто случается). На многое смотришь иными глазами, кое-что в новинку. В таких путешествиях понимаешь, что можно обходиться меньшим: зачастую одного рюкзака предостаточно, бывает, что вещей в нем даже слишком много для поездки.


Какие основные правила путешествий автостопом?

Во-первых , нужно понимать, что это не ты такой крутой, что катаешься автостопом, это водители крутые, потому что помогли тебе сдвинуться с места .

Во-вторых , важно всегда стоять на местах, где будет удобно остановиться водителю, если стопишь ночью, надевай отражающий жилет.

Нельзя забывать об отношении к тому, кто тебе помогает: уважай каждого водителя, будь вежлив, разговаривай с ним, если ему это необходимо . Но и про уважение к себе нельзя забывать: если водитель предлагает совсем не уместные вещи, нужно быстро покинуть машину .

Иногда автостоп «ломается», что-то идет не по плану, главное - самому не сломаться в этот момент, уметь сохранять спокойствие в сложной ситуации. И конечно, не забывайте чистить карму (смеется). Важно самому делать добро, помогать окружающим, тогда и тебе на пути будут попадаться в большинстве своем отзывчивые люди.


Как сделать поездку незабываемой?

Даша как-то предложила 14 пунктов крутого трипа, мы уже оценили свои путешествия по этим критериям.

Критерии Даши Павловой:

1) Неограниченность времени трипа.

2) Достаточная сумма денег для стандартного путешествия автостопом, но не слишком большая.

3) Хороший план о том, чем заняться в каждом пункте назначения. Он должен нравиться не только вам, но и попутчикам. Кроме того, важна гибкость плана и возможность изменить его в любой момент.

4) Проверенный попутчик.

5) Степень опасности автостопа в стране должен нивелироваться наличием представителей сильного пола и возможностями попутчика/-цы.

6) Наличие и знание карты.

7) Необходимые одежда и снаряжение (наличие палатки, спальника, горелки, котла позволяет быть независимым).

8) Соблюдение маршрута и таймингов.

9) Неторопливость: нужно успеть все посмотреть, послушать, пообщаться со всеми, но при этом не тратить время впустую.

10) Баланс между природными локациями и городами, а также между простыми и сложными (горы, перевалы) ландшафтами.

11) Иметь небольшой бюджет для того, чтобы в каждом городе посетить самые интересные места.

12) Не уставать раньше времени.

13) Заранее планировать встречи и ночевки у знакомых.

14) Готовность помогать тем, кто помог тебе.

Какие особенности путешествий в летний и зимний сезоны?

Особенности летнего трипа заключаются в том, что ты путешествуешь в комфортных условиях. Легко найти место для ночлега. Помыться, например, для тебя уже не такая большая проблема. Зимой немного сложнее ночевать в палатках (хотя совсем недавно в Финляндии установили рекорд: в −16 спали в спальниках, рассчитанных на +10). Утром просыпаться соответственно сложнее, хочется ещё полежать в тепле. Но самый главный плюс в автостопе - это то, что водители, которые нас подвозят, могут предложить ночлег. Зимой жалеют нас, таких «отмороженных» . (смеется)

Расскажи, пожалуйста, три самых запоминающихся случая, которые произошли с тобой в путешествиях?

Первый случай произошел во время нашего путешествия в Норвегию. Приключение длилось уже неделю, и с севера мы спустились на самый юг страны. Шутка состояла в том, что на севере (г. Тронхейм) мы ходили в куртках и зимней обуви несмотря на то, что был май, а в Осло было +25!

Мы гуляли по столице, наслаждались теплой погодой в парке, и вдруг я увидела съемочную группу: «Даша, там наверное новый сезон Skam (популярный норвежский сериал) снимают. Пойдем посмотрим!» . Тогда я говорила все это не всерьез, но подойдя ближе к месту съемок, поняла, что это правда были съемки сериала, который я так люблю. Сердце забилось в бешеном ритме, я протирала глаза снова и снова и ничего не могла сказать. Я попросила Дашу подождать, когда закончатся съемки и можно будет поговорить и сфотографироваться с актерами. И да, я сделала это! Это было круто.

Второй запоминающийся момент был тоже в Осло. Мы уже насладились закатом, попрощались с городом и собирались ехать в следующий пункт назначения. Когда проходили по одному из спальных районов и услышали музыку (какую-то очень ритмичную), начали танцевать. Мимо нас проходил парень и говорит: «О, девчонки, классно танцуете. Не хотите на вечеринку?» Конечно же, мы согласились. На вечеринке мы болтали с разными ребятами, танцевали и просто наслаждались атмосферой. Именно тогда я поняла, что этот город точно останется в моем сердце навсегда.

Третий случай произошел в Берлине. Здесь у нас не было хоста (человека, у которого можно было бы переночевать), но мы не расстроились и решили устроиться прямо в центральном парке Берлина напротив Бранденбургских ворот. Настало утро, мы завтракали в этот день круассанами и кофе, как истинные эстеты. Вдруг мы заметили большое скопление людей и полицию. Сначала подумали, что в городе какой-то праздник, раз собралось такое количество людей, и остались наблюдать за происходящим. Видим, из Бранденбургских ворот выходит пара с охранниками, и они машут людям руками. Кто это? Что происходит? Выяснилось, что это Кейт Миддлтон и принц Уильям.

Пара выездов будет в конце марта и в апреле в Финляндию, нам нужно прокатать визу. В мае снова отправимся в горы, скорее всего, это будут Карпаты. На июль планируется трип в мою любимую страну - Норвегию. Путешествий много не бывает!

ЯНА НОВИКОВА

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЯНЫ НИКИТИНОЙ