Флаг монголии - описание, символика, история, цвета, фото. Герб и флаг монголии Флаг и герб монголии

Флаг Монголии поделен на три вертикальные полосы: по одной полосе красного цвета у каждого края, и синего цвета посередине.

На красной полосе у древка желтым цветом изображен «Соембо», государственный символ Монголии. Символ Соембо является иероглифом в монгольском алфавите, он также находится на гербе Монголии. Красный цвет флага обозначает силу Монголии, и суровые условия окружающей среды. Синий цвет символизирует небо.

Соембо состоит из нескольких символов. Вверху него изображено пламя, обозначающее процветание и богатство, каждый язычок пламени символизирует время – один язычок для прошлого, один для настоящего, и один для будущего. Под пламенем изображено солнце над полумесяцем, олицетворяющее вечное существование Монголии. Два треугольника, направленных вниз, рядом с прямоугольными полосами, обозначают копья, поражающие врагов. Посередине изображен символ инь-ян, представляющий баланс и взаимное дополнение мужчины и женщины. По каждую сторону этого столба символов находится длинный вертикальный прямоугольник, служащие в качестве крепостных стен, стабилизирующие и усиливающие все, что находится внутри них.

История флага Монголии

Текущий флаг Монголии был утвержден 12 января 1992 года, когда Монголия приняла демократию. До принятия демократии Монголия называлась Монгольская Народная Республика. С 1940 по 1992 года флаг страны был таким же, но с дополнительным изображением социалистической звезды над символом Соембо. С 1911 по 1921 года в использовавшемся тогда флаге Монголии символ Соембо изображался по центру флага, сам флаг был полностью красного цвета, с желтыми краями. Помимо этого флага, в разное время использовались также некоторые другие версии флагов.


Модель передвижной юрты-ставки Чингисхана на колесах. Ордос. Провинция Внутренняя Монголия. Китай.

«Владыка Человечества»

«Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство».
ЧИНГИСХАН.

«Мы взяли Берлин, а не противник – Москву. Наша пассионарность оказалась выше немецкой. […] Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары – могут, а немцы – нет».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Кто владеет прошлым – тот владеет настоящим.
Кто владеет настоящим – тот владеет будущим.

Монгольская Империя сложилось в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников.


Коронация Чингисхана. Миниатюра из средневекового манускрипта «Книга чудес» Марко Поло, Национальная библиотека Франции.

Всего за четверть века, пишут английские историки, Чингисхан завоевал территорию, по площади гораздо большую, чем Римская Империя за 400 лет. Он объединил более 700 племен и народностей – от Японского до Каспийского моря. Будучи военным стратегом, он разработал революционную для своего времени тактику применения легкой кавалерии; ввел бумажные деньги, внедрил почтовую систему, придерживался религиозной терпимости. Однако завоевания Монгольской Империи обошлись покоренным народам более чем в 40 миллионов человеческих жизней.


Карта Монгольской Империи конца XIII в. Общая площадь этого государства составляла около 33 миллионов квадратных километров: от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии.

Столицей государства стал Каракорум, основанный в 1220 г. после того, как Ставка Чингисхана был перенесена на берега реки Орхона.
Свое имя город получил по названию окрестных гор, что в переводе с монгольского означало «черные камни вулкана».


Современная панорама нового и старого Каракорума.

Застройка Каракорума началась после воцарения Угэдэя, сына Великого Завоевателя, в 1229 году. Он воздвиг там «Дворец десяти тысяч лет благоденствия». Каждый из младших Чингизидов также должен был выстроить здесь по дворцу. Затем все постройки обнесли крепостной стеной.


Макет древнего Каракорума.

Каракорум был центром производства вооружений и оснащения войск. Во время походов Хан оставлял здесь свою семью.
В 1388 г. город разорили китайские войска Минского государства.


В настоящее время Каракорум находился на территории Монголии.

Разбирая государственную символику Монгольской Империи, мы находим в ней немало созвучий с таковой же Киевского Княжества и Московского Царства.
Перед тем, как изложить факты, подчеркнем: мы далеки от мысли о ПРЯМОМ ЗАИМСТВОВАНИИ.
Обращаем внимание лишь на СХОДСТВО и полагаем, что это вряд ли только случайные совпадения.
Прообразом герба Монгольской Империи была тамга Чингисхана – родовой фамильный знак. Само это слово тюркского происхождения означало «тавро», «клеймо», «печать».


Постамент памятника возле Дома правительства в Улан-Баторе с тамгами монгольских родов.

Потомок того или иного рода наследовал тамгу своего предка, прибавляя к основному начертанию свой элемент.
Монгольские тамги на монетах см.:
http://info.charm.ru/library/tamgha.htm
Первоначально основным элементом герба Чингисхана, был ворон, а затем сокол.


Вороны на несторианских крестах XIII-XIV вв., которые до сих пор находят в погребениях в Монголии и северо-западном Китае.


Даши Намдаков. Ворон.

Впоследствии птицы трансформировались в трезубцы или двузубцы, подобные гербу Рюриковичей. Только у последних птица «атаковала, пикируя вниз», а у Чингизидов – «взмывала в небо».


Всадники с тамгами на одном из памятников в Монголии.

Другое геральдическое созвучие – Двуглавый Орел. Современный историк из Казани, изучив отрывок из татарской рукописи «Дефтер-и Чингис-наме», обратила внимание на один из клановых атрибутов Великого Хана: «ике баш кара кош» – двуглавую черную птицу (Исхакова Д.М. «Дом Чингиз-хана» (Алтын Урук): клановая принадлежность и ее атрибуты // Этнологические исследования в Татарстане. Казань, 2007).
Одно из первых появлений Двуглавого Орла известно на медных фоллариях, отчеканенных в конце XIII – первой половине XIV вв. на монетном дворе Сакчи (в районе Дуная) с изображением тамги беклярбека Ногая.
Таким образом, на одной монете присутствует одновременно и Трезубец, и Двуглавый Орел.

Следующее появление Двуглавого Орла на золотоордынских монетах зафиксировано при ханах Узбеке и его сыне Джанибеке, правивших, соответственно, в 1313-1341 и 1342-1357 годах.
Появлялся Двуглавый Орел и на крымских монетах хана Тохтамыша, однако именно монеты Узбека и Джанибека имели особое значение. Заключалось оно в том, что они были медные, а потому имели широкое хождение в русских пределах в период, предшествовавший Куликовской битве.

Среди ученых существует несколько версий истории появления Двуглавого Орла на монетах Золотой Орды.
Одни исследователи полагают, что это следствие византийского влияния. Эмир Ногай, ханы Тохта (1291-1312) и Узбек (1313-1341) были женаты на Принцессах из Династии Палеологов, равно как и монгольский хан Ирана Абака, на монетах которого чекана 1280 г. также встречается Двуглавый Орел.
Другие ученые придерживались мнения о восточном происхождении этого символа, обращая внимание на то, что Двуглавый Орел встречается на монетах мусульманских государств Востока еще с конца XII века.
Спору нет, Двуглавый Орел – один из хорошо известных символов Древнего Востока. Он зафиксирован на артефактах Халдеи VI в. до Р.Х. и Каппадокии IV-III вв. до Р.Х. Хорошо известен он также был и в Сасанидском Иране.


Один из листов книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего», созданной в 1258 г. иранским ученым и литератором Закарией Казвини (1203-1283).

Сказанное – еще раз повторим – не повод говорить о заимствовании, но возможность задуматься о «странном сближении». (Особенно учитывая двойное – памятуя герб Рюриковичей – совпадение.) «Странное» оно – для нас, потому что не понято и не осмыслено пока что – нами.
Вспомним в связи с этим оброненное когда-то в личном разговоре Ю.Н. Рерихом: «Понимание многозначно».
И еще: толкуя о созвучиях с тем, что находится ныне за пределами нашей страны, вспомним о гораздо менее известных, но более значимых – отечественных.
Речь идет о т.н. «шаманских бляшках» (произвольно названных так археологами). Время их бытования определяется III-XII вв. по Р.Х. Ареал распространения – лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.
Среди этого культового бронзового литья, более известного как «Чудские древности Рифея» или как «Пермский звериный стиль», – двуглавых птиц немало.

Подобную же двуглавую птицу с неизменной левосторонней свастикой часто находят в несторианских погребениях XIII-XIV вв. в Монголии и на северо-западе Китая.

Ни прошедшие века, до неузнаваемости перекроившие границы, ни возникшие на этом месте другие государства, ни расселившиеся в их пределах иные народы, – все эти глобальные, казалось бы, перемены не превратили Империю Чингисхана, по настоящему, в историю.
После уничтожения выманенной на территорию РСФСР Азиатской конной дивизии барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга и пленения самого генерала, в Монголии, с помощью большевиков из России, был установлен «народно-революционный» режим. Главными его задачами стало упразднение буддийских монастырей, физическое уничтожение ламства и Чингизидов.
Последних выявляли, хватали, уводили в степь и расстреливали, погребая в безымянных братских могилах. Некоторых (исходя из каких-то не совсем пока что ясных соображений) отправляли на территорию СССР в сибирские лагеря, где они безследно исчезали.
Уничтожение всяческой памяти о Чингисхане было одной из приоритетных задач руководства Монголии и позднее. Так, в 1960-х было уничтожено, чудом сохраненное буддийскими монахами Знамя Чингисхана Сульдэ, что в переводе с монгольского означает «жизненная сила», «судьба». Согласно монгольским верованиям, Сульдэ было хранителем не только племени, но и всего народа и войска в целом.


Воины Чингисхана. Скульптурная группа на арке у памятника Чингисхану в аэропорту Улан-Батора.

Однако, похоже, ниспровергатели, в конечном счете, просчитались, недооценив жизненную силу Чингизидов. Проведенные исследования показали, что, согласно тестам ДНК, каждый 500-й житель Азии является потомком Чингисхана:
http://alades.livejournal.com/250134.html
После падения прежней власти в Монголии там было установлено более десятка памятников Великому Хану.


Памятник Оэлун (матери Чингисхана). Улан-Батор.

В 2008 г. в 54 километрах от Улан-Батора на берегу реки Туул была воздвигнута гигантская конная статуя Чингисхана. Высота ее 40 метров (она считается самой высокой в мiре). Обшита она 250 тоннами сверкающей нержавеющей стали.
Статуя покоится на 10-метровом постаменте, окруженном 36 колоннами, символизирующими правителей Монгольской Империи от Чингисхана до Лигден хана.
«Великий Потрясатель» простер руку в сторону места своего рождения – реки Онон в Забайкалье. Само место для памятника тоже символическое: именно здесь, по преданию, он нашел золотой кнут.

В соседнем Китае также чтят память своего покорителя. В 2013 г. в городе Сунян провинции Жилин открыли величественный бронзовый памятник Чингисхану в парке культуры его имени.

Целый комплекс Чингисхана построили в Китае в городе Ордосе во Внутренней Монголии. Слово Ордос в переводе означает «Дворцовый комплекс», но при этом оно созвучно также и слову Орда.
Место это также историческое. С XVII в. Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе считалась местом захоронения Чингисхана. Здесь стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками.
«Ордос, – писал посетивший это место сибирский исследователь Г.Н. Потанин, – имеет три святыни – Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана […] На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз. […] Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов – очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. […] Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана…»


Мавзолей Чингисхана в Ордосе.

В комплексе мавзолея Чингисхана в Ордосе выделяется 21-метровая конная статуя Великого Хана. В руках у него Судьдэ. На постаменте выбита надпись на монгольском языке: «Сын Неба». (Так называл себя он сам.)

Чтят Великого Завоевателя и вне Азии. В 1995 г. решением ЮНЕСКО он был объявлен «самым великим человеком последнего тысячелетия». В Вашингтоне даже планируют установить ему памятник.
С такой инициативой выступила монгольская диаспора США, насчитывающая около двух тысяч человек. По их мнению, статую Чингисхана следует присоединить к пантеону американских президентов, украшающему американскую столицу. Идею одобрили и монгольские дипломаты «Настало время, – утверждают они, – встречи Востока и Запада».
Пока в США собираются с мыслями, в Великобритании это уже сделали.
14 апреля 2012 г. в ознаменование 850-летия основателя Монгольской Империи в Лондоне неподалеку от Гайд-парка установили бронзовую статую работы бурятского скульптора Даши Намдакова.

О самом скульпторе и его работах мы расскажем в следующих наших постах.

Государственный флаг Монголии официально утвердили в 1992 году. Национальный символ стал неотъемлемым атрибутом государственности наряду с гимном страны и ее гербом.

Описание и пропорции флага Монголии

Флаг Монголии это прямоугольник, длина которого относится к ширине согласно пропорции 3:2. На флаге Монголии присутствуют три цвета – красный, синий и желтый. Поле флага разделено вертикально на три равные части. Примыкающая к древку и наружная части выполнены красным цветом, а средняя – темно-синим. На красном поле у древка наносится государственный символ страны, называемый Соёмбо.
Эта эмблема была популяризирована в стране еще в XVII веке и воспринимается с тех пор как главный символ единства монгольского народа.
Верхняя часть Соёмбо – знак огня, обозначающий для народов Монголии возрождение и рассвет. Три языка пламени – это прошлое, настоящее и будущее, неразрывно связанные историей монгольского государства. Ниже начертаны Луна и Солнце, напоминающие о вечности и свете. В центре нанесены рыбы, не смыкающие глаз и служащие символами бдительности и осторожности.
Треугольники Соёмбо – это боевые символы монгольских воинов, предупреждающие внешних и внутренних врагов об их доблести. Вертикальные прямоугольники напоминают крепостные стены и повествуют об известной монгольской мудрости о силе дружбы.
Золото, которым наносится эмблема, трактуется в Монголии как символ постоянства и неизменности, а в целом Соёмба олицетворяет стремление жителей страны к свободе и независимости.
Красный цвет флага Монголии подчеркивает значение победы национально-освободительной революции и символизирует жаркое пламя монгольских костров в степи. Синее поле – дань безоблачному монгольскому небу, под которым выросли сотни поколений храбрых воинов и мирных скотоводов.

История флага Монголии

Первым после победы революции флагом Монголии было красное полотнище с изображенными на нем Луной и Солнцем. Эти небесные тела служат для монголов символами небесных родителей. Затем на поле флага появилась эмблема Соёмбо, выполненная синим цветом. Она покоилась на постаменте из цветков лотоса, подчеркивая тем самым незыблемость основ буддизма в стране.
Затем над символом на флаге взошла пятиконечная звезда, трактовавшаяся и как знак победившего социализма, и как путеводная Полярная, неизменно охраняющая странников и путников.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ МОНГОЛИИ

У монголов в течение многих столетий сложилось высокое уважение к символам государства.

ГЕРБ МОНГОЛИИ

Герб состоит из круга, обрамленного не заканчивающимся орнаментом с правосторонней и левосторонней свастикой, символизирующей счастье и благополучие. В основании круга бадам белого цвета - символ чистоты, вверху - чандамань, символизирующий прошлое, настоящее и будущие. В центре круга на синем фоне, символизирующем вечно синее небо, изображен золотой конь, символизирующий суверенитет, процветание и свободу монгольского государства. В центр фигуры коня вписан государственный символ Монголии - соёмбо. Конь парит над зеленой землей, по середине которой изображен буддийский символ - колесо сансара, символизирующий непрерывность развития. Буддийский символ украшен синим хадаком в знак уважения.

ФЛАГ МОНГОЛИИ

Современный флаг Монголии принят 12 февраля 1992 года. Он отличается от флага образца 1949 года лишь тем, что с герба, изображённого на флаге, удалена пятиконечная звезда.

Государственный флаг Монголии представляет собой красное полотнище с вертикальной голубой полосой, составляющей его треть и расположенной в центре. В верхней части красной полосы, у древка флага, расположен золотистого цвета знак соёмбо.

СИМВОЛ СОЁМБО

Соёмбо (от санскр. swayambhu - «самозародившийся», письм. монг. soyombu, soyongbu) является древним комплексным символом, восходящим к индо-буддийскому наследию. Он был популяризован в Монголии одним из самых значительных исторических деятелей страны, Занабадзаром в XVII веке и с тех пор воспринимался как символ монгольского народа.

Символ Соёмбо с давних пор считается монголами национальной эмблемой свободы и независимости. Каждый элемент знака, кроме своего буддийского толкования имеет более древнее значение.

Соёмбо представляет собой композицию в форме колонны, в которой в схематическом виде представлена идея происхождения и действий монгольского народа и государства. Символ включает в себя ряд знаков, обозначающих целые понятия; эти знаки читаются сверху вниз. Элементы соёмбо в данном случае имеют толкование, присущее только соёмбо как государственному символу. В частности, два элемента, складывающиеся в круг в центре эмблемы, никогда не трактуются как «Инь-Ян», несмотря на внешнее сходство.

Верх Соёмбо увенчан знаком огня, который для монголов традиционно означает рассвет и возрождение, а также продолжение и расширение рода. Три язычка пламени олицетворяют процветание народа в трёх временах - прошлом, настоящем и будущем.
Так верх эмблемы увенчан знаком горящего пламени (знаком огня). Согласно древним понятиям центральноазиатских кочевников, огонь символизирует возрождение и продолжение жизни рода, его традиций.

Несколько ниже знака огня расположены символы золотого солнца и серебряного месяца - древние символы монгольского народа, означают: пусть живет и процветает во все времена монгольский народ. Старинное предание так говорит об этом: «Народ монгольский, чей отец - молодой месяц, а мать - золотое солнце».

В центре Соёмбо изображён знак, похожий на «Инь-Ян». Он трактуется по-буддийски: как «рыбы, никогда не смыкающие глаз и служащие символами бдительности монгольского народа».

Примыкающие к ним сверху и снизу прямоугольники, выражающие собой как бы ровную степь, означают прямоту, честность, открытость, благородство и справедливость. Эти прямоугольники равнозначны призыву: «Пусть всё, что вверху и внизу, честно служит народу».

Вертикальные прямоугольники, расположенные по сторонам круга, означают четкость и нерушимость и олицетворяют собой нерушимые стены, заслоняющие шар - являющийся символом мира - две противоположности изменений и преобразований.

Два треугольника - наконечники копья или стрелы, опущенные острием вниз, означали готовность сражаться с врагом до самого конца, говорят: смерть врагам народа. Треугольники - это боевые символы: по монгольским воззрениям, повёрнутое вниз остриё выступает как предупредительный знак для врагов внешних (нижний треугольник) и внутренних (верхний треугольник).

Золотой цвет Соёмбо - символ неизменности и постоянства, а вся в целом эмблема является национальным олицетворением свободы и независимости.

В годы Монгольской Народной Республики (1922-1991) к описанному составу эмблемы добавлялась сверху пятиконечная «путеводная» звезда.

Три верхних символа Соёмбо - огонь, солнце и луна - являются общими также для государственной и национальной символики бурят России и монголов Внутренней Монголии.

В 1924 г. Великий Народный Хурал принял знак Соёмбо, как символ государственной независимости, дополнив его цветком лотоса, который с давних времен ассоциируется с понятием чистоты сердца и мысли. Над пламенем появилась пятиконечная звезда. После смены модели общественного развития в конце 90-х гг. XX в. пятиконечную звезду из государственного символа Монголии убрали.

ГИМН МОНГОЛИИ

Гимн Монголии - композиция «Монгол Улсын Төрийн дуулал». В XX в. у Монголии было несколько национальных гимнов. Первый использовался в 1924-1950, второй - в 1950-1962, третий - в 1961-1991 гг. С 1991 г. в употребление вновь введен гимн 1950 г., из которого исключен второй куплет, прославлявший Ленина, Сталина, Сухэ-Батора и Чойбалсана.

Монгол Улсын Төрийн дуулал
Русский перевод

Дархан манай хувьсгалт улс
Даяар монголын ариун голомт
Дайсны хөлд хэзээ ч орохгүй
Дандаа энхжин үүрд мөнхөжнө

Хамаг дэлхийн шударга улстай

Хатан зориг бүхий чадлаараа

Зоригт Монголын золтой ардууд
Зовлонг тонилгож, жаргалыг эдлэв
Жаргалын түлхүүр, хөгжлийн тулгуур
Жавхлант манай орон мандтугай

Хамаг дэлхийн шударга улстай
Хамтран нэгдсэн эгнээг бэхжүүлж
Хатан зориг бүхий чадлаараа
Хайрт Монгол орноо мандуулъя

Наша священная революционная страна -
Древнее сердце всех монголов,
Никакой враг нас не победит,
И мы будем процветать вечно.





Славный народ отважной Монголии
Победил все страдания и обрел счастье,
Ключ к радости и дорогу к прогрессу -
Величественная Монголия, наша страна, живи вечно!

Наша страна будет развивать отношения
Со всеми праведными странами мира.
И давайте развивать нашу любимую Монголию
Со всей своей волей и мощью.