Кадриорг (Екатериненталь) в Эстонии - таллинская резиденция русских императоров. Парк и дворец Кадриорг Откуда пошло название парка

Парк Кадриорг (Kadrioru park ) — это барочный дворцово-парковый ансамбль в Таллине, расположен в двух километрах к северо-востоку от Старого города. Изначально он назывался Екатериненталь в честь жены Петра Великого Екатерины I, современное название «Кадриорг» — это «Долина Екатерины» по-эстонски.

Большой Таллин: парк Кадриорг

Адрес: A.Weizenbergi, 37. Координаты: 59.4385, 24.79099.
Режим работы: с 1 января по 30 апреля (четверг — воскресенье) с 10:00 до 17:00, среда — с 10:00 до 20:00;
с 1 мая по 30 сентября (вторник, четверг — воскресенье) с 10:00 до 17:00, среда — с 10:00 до 20:00;
с 1 октября по 31 декабря (четверг — воскресенье) с 10:00 до 17:00, среда — с 10:00 до 20:00.
Понедельник — выходной.
Билет во дворец стоит 6 евро.

Если ехать в парк Кадриорг на машине со стороны старого Таллина, то между парком и стеклянно-высотным деловым центром

будет очень приятный район с уютной деревянной застройкой:

– этакая эстонская Юрмала. Причем внимание привлекают не деревянные дома в центре европейской столицы как таковые, а скорее резкие внезапные переходы: небоскребы – «двухэтажный Таллин» – парк Кадриорг. Кстати, эти деревянные таллинские дома по внешнему виду не спутаешь, например, с российскими – и дело тут не в ухоженности или сохранности, а в стиле: балтийские деревянные дома (что эстонские, что латвийские) чисто внешне довольно сильно отличаются от наших.

С парковками возле парка Кадриорг ситуация далеко не радужная (как, в принципе, и везде в центре Таллина) – чем ближе к дворцу Кадриорг, тем сложнее найти свободное место – так что если вы решили ехать в парк на машине, рекомендую забить в ваш навигатор вот эти GPS-координаты: N59.44217°; E24.80022°. Это небольшая бесплатная парковка у северо-восточного угла парка Кадриорг, от нее до дворца приметно 400 метров пешком, в двух шагах от нее расположен декоративный пруд и всякие красивые дорожки-мостики:



Замшелые валуны в парке Кадриорг:

Параллельно асфальтовым дорогам в парке Кадриорг проложены аккуратные тропинки:

Это для бегунов – хочешь по асфальту бегай, а хочешь – по земле. Мне, как бывшему лыжнику-бегуну, эта тема особенно близка:-)

Достопримечательности Таллина: дворец Кадриорг

Все основные достопримечательности таллинского парка Кадриорг расположены либо вблизи улицы Weizenbergi, либо непосредственно на ней. И главной из них по праву считается дворец Кадриорг:


Дворец Кадриорг был построен для царской семьи после победы России в Северной войне и завоевания ею Эстонии. Император Петр Великий активно участвовал в постройке (даже самолично заложил в северо-восточном углу в стену будущего дворца три кирпича – они видны до сих пор, их по традиции не штукатурят). Дворец Кадриорг Петр I собирался использовать как летнюю резиденцию и пожелал, чтобы он выглядел как итальянское загородное палаццо.

Мне кажется, что строители несколько перестарались: насколько я помню из истории, царь Петр был в быту весьма скромен и непритязателен – и поэтому пышный дворец Кадриорг несколько не вяжется с этим представлением об отношении Петра I к роскоши. Хотя, возможно, это не сам царь, а его придворные решили царю угодить? Кстати, сам Петр так и не дожил до окончания строительства дворца Кадриорг, а после его смерти здание использовалось редко: в основном в нем останавливались русские императоры во время своих визитов в Таллин. В настоящее время во дворце размещается Кадриоргский художественный музей со своими более чем 900 живописными полотнами.

Петр I, как известно, отличался особой любовью ко всему морскому – вот и в парке Кадриорг аккурат напротив дворца стоит статуя Нептуна, с такой силой пинающего ногой несчастного дельфина, что у того из пасти идет пена:

Причем трезубец у замшелого Нептуна на вид подозрительно свежий, на блестящую столовую вилку похож.

Неподалеку от дворца расположены детская игровая площадка:

и розарий парка Кадриорг:

Возле каждого розового куста там установлены таблички с названиями сорта и прочей полезной ботанической информацией. Очень удобно, если вы садовод или дачник-любитель: зашел в парк, впечатлился неким сортом роз, выписал название и вперед в магазин за рассадой.

Еще одна достопримечательность Таллина и парка Кадриорг — резиденция президента Эстонской республики:


Находится она буквально в двух шагах от бывшего царского дворца, но выглядит не в пример последнему скромно – видимо, таким образом подчеркивается близость эстонской власти к своему народу.

Чтобы попасть в прибрежную часть парка Кадриорг, надо перейти автомобильную дорогу по пешеходному переходу на пересечении улиц Narva и Pirita Maantee. Как ориентир можно использовать памятник броненосцу «Русалка» , который отлично видно аж от самого дворца Кадриорг.

Достопримечательности Таллина: памятник «Русалке»

Памятник «Русалке» — это один из немногих в пределах бывшей Российской империи памятников боевому кораблю, погибшему в мирное время. Известие о гибели броненосца, шедшего из Ревеля (тогдашнее название Таллина) в Гельсингфорс (Хельсинки) глубоко потрясло и Таллин, где многие лично знали членов команды корабля, и всю Россию. Корабль затонул в Балтике во время девятибалльного шторма, и обстоятельства его гибели так и остались невыясненными до конца.

Знаменитый художник-маринист Айвазовский написал о гибели броненосца картину, а в Таллине на берегу Балтики решено было установить памятник погибшему броненосцу «Русалка» и его офицерам и морякам. Памятник «Русалке» представляет собой бронзового ангела, который стоит на цыпочках и держит высоко над головой православный крест.

Пьедестал выполнен из грубо обработанных гранитных блоков, что призвано наводить на мысль о бушующем море.

Подумалось, что в наши дни после такой трагедии максимум траур бы объявили, флаги там приспустили – и все, никаких памятников никто ставить бы не стал. Вон подводная лодка «Курск» затонула в 2000 году, трагедия была всероссийского масштаба, а я не слышал про памятник погибшей подлодке и ее морякам. Или, может быть, я неправ и где-то такой памятник есть?

Возле памятника «Русалке» есть неплохой пляж, так что с целью позагорать можно на пляж Пирита и не ехать. Правда, купаться там почему-то запрещено – и дисциплинированные таллинцы запрет соблюдают – то ли течение там какое-то опасное, то ли дно не самое подходящее для купания. Так или иначе, загорающего народу много, а вот купающихся лично я ни разу не видел.

В основном все принимают солнечные ванны с видом на таллинский паромный порт:

Полезные статьи о Таллине и Эстонии:

Кесклинн - центр Таллина за пределами Старого города - углубимся в мир таллинских предместий. Как и в Риге, они обширны, даже более разнообразны, и на знакомство с ними можно потратить несколько дней. Пойдём с востока на запад - от полукурортных Кадриорга и Пи риты к индустриальному Копли. Ну а начнём прогулку там, где остановились - у Нарвского шоссе.

Кадриорг, или Екатериненталь, в переводе значит Катеринина долина, ну а Екатерина в данном случае не Вторая, а Первая - супруга Петра Великого, в девичества простая латышка Марта Скавронская из . Император впервые приезжал в свежепокорённый Ревель в 1711 году, и в отличие от Риги, которая была просто стратегически незаменима, Ревель Петру полюбился. В 1714 году он выкупил небольшое поместье Дренталь у моря и взялся там строить дворец, до завершения которого, впрочем, не дожил. Неподалёку от дворца в 1813 году надворный советник Георг Витте основал курорт "Ревельские воды" с купальнями - причём речь шла не о минералке, а о лечении морской водой, и последующие 20-30 лет, когда рижская Юрмала ещё только-только зарождалась, здесь находился один из популярнейших морских курортов Российской империи, в середине 19 века зачахший, не выдержав конкуренции с той же Юрмалой или Пернау. Подробнее его история , и заброшенную деревянную купальню Витте (фото есть по ссылке) я даже видел, проходя в этом районе за , но не заснял, о чём жалею - дни её в общем-то сочтены. Тем не менее, небольшие пансионаты там возникали и позже, как например "Вилла Монрепо", в 1920-е годы чрезвычайно злачное место, о котором таллинский (не ревельский!) русский поэт Игорь Северянин писал:
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу.
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным
.

Но основная моя прогулка была в другой день, если точнее - после , и хотя я не пил, но всё же в прошлый день гуляли мы допоздна, да и общая эйфория, как я не раз замечал, даёт добрую половину алкогольного эффекта. Наверное поэтому с утра я был вялым и осмотрел Кадриорг плоховато, упустив несколько знаковых мест. Трамвай от вокзала привёз меня к конечной остановке - в бывшую Слободу, зародившуюся как посёлок дворцовой обслуги:

В том числе её центр - дом управляющего поместьем, между прочим середины 19 века, хотя по виду я был дал не 1920-е так 1910-е. Ныне здесь музей писателя Эдуарда Вильде :

Хотя сам Ревельский курорт не прижился, он дал толчок к развитию Слободы, превратившейся в район пригородных дач:

Незаметно переходящих в Кадриоргский парк. Вот кафе у входа - с обратной стороны улицы Вейценберга (то есть за спиной относительно кадра) ешё один почти такой же домик, занятый туринфоцентром:

Обязательный пруд с беседкой на острове, вырытый ещё при Петре:

Детская площадка и симпатичное деревянное здание с валуном у крыльца - здесь в 1936-38 годах по указу Пятса (как и всякий диктатор, он был лучшим другом всех детей) был устроен Детский парк. Преемственность сохраняется - в детском курзале ныне детский музей.

Если бы я шёл по этой аллее дальше, то вышел бы к ещё нескольким интересным объектам. В первую очередь - "домику Петра", флигелю первоначальной усадьбы, куда Пётр и Екатерина приезжали, пока строился дворец. Ещё там есть ситцевая мануфактура Христиана Фрезе (1780, сильно перестроена), ныне Русский музей Эстонии и на холме роскошное современное здание Художественного музея "KUMU" . Вот собственно домик Петра, фото из википедии - здесь в аскетичности император превзошёл сам себя, но потому он и великий, что не брезговал жить в домике размером с крестьянскую избу:

Я же пошёл в другую сторону, мимо дома садовника начала 19 века:

И вышел непосредственно к Екатеринентальскому дворцу (1718-27) - самому скромному из дворцов российских императоров и самой пышной из эстляндских мыз:

Три неоштукатуренных кирпича в стене, по легенде, положил лично Пётр:

Лучший вид дворца - с обратной стороны, у французского парка:

"Нептун" - явный гость из Петергофа, растерявший позолоту по пути.

Хотя мне больше понравились вот эти навзрыд плачущие львы:

После Екатерины дворец опустел. При Анне Иоанновне парковые украшения вплоть до фонатонов вывезли в Петергоф, во дворце разместили казарму. Но имение оставалось в царской собственности, и капитально реставрировался и благоустраивался к приездам монархов - сначала Елизаветы Петровны (при которой и появилось название Екатериненталь), затем Екатерины II, затем Александра I, и в общем окончательно Кадриорг ожил при Николае I, когда стал летней резиденцией эстляндского губернатора, куда, однако, петербургские монархи приезжали порой. Здесь же в 1866 году проходил III Остзейский певческий праздник (не путать с эстонским, тут пели немцы, а первый праздник проходил ещё в 1857 году).

А вообще со времён первой независимости, кроме 1929-46 годов, Кадриорг был вотчиной художественного музея: тут и сам дворец, и KUMU, а вот например во дворцовой кухне с 1994 года обитает частная коллекция Йоханнеса Миккеля, подаренная музею.

И всё бы ничего, но в 1929 году в Таллин пожаловал шведский король. Государственный старейшина Пятс решил, что негоже такого гостя селить в гостинице, и велел отреставрировать дворец, который пришлось капитально реконструировать изнутри, так как в нём не было ни отополения, ни канализации, с чем прекрасно справился, не нарушив барочного облика, русский архитектор Владовский. Музей же был вышвырнут практически на улицу, и во дворец уже не вернулся - Пятс решил оставить резиденцию себе, и в 1938 году построил ещё один дворец выше террасы с фонтанами. После там успел пожить ещё фашистский рехйскомиссар, а с 1946 года музей вернулся в Кадриорг. Ныне установлено равновесие - в Екатеринентальском дворце музей, в Президентском - президент, и даже почётный караул у ворот стоит:

А с нижней террасы Екатеринентальского дворца прямая аллея ведёт к морю - в её перспективе ещё один символ Таллина, памятник броненосцу "Русалка":

Спущенная на воду в 1866 году в Петербурге, "Русалка" не участвовала в крупных в войнах, подвигов особых не совершала (хотя на ней и служил адмирал Макаров), в 1892 году стала кораблём береговой охраны, а 7 сентября 1893 года по дороге в Хельсинки погибла так же, как спустя 101 год и 20 дней паром "Эстония" - была потоплена этим специфически балтийским штормом, чрезвычайно коварным - внезапным, коротким и убийственно сильным. Тут вышло даже хуже (хотя, конечно, и с меньшим числом жертв): из 177 моряков на борту не выжил никто, а затонул броненосец столь бесследно, что нашли его лишь в 2003 году. В общем, такая катастрофа "Курска" 19 века.

Ну а памятник - творение Амандуса Адамсона, главного в Российской империи увековечителя затопленных кораблей (памятник в Севастополе - тоже его творение), на мой взгляд один из самых красивых в своей эпохе. Надпись на постаменте: «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ», но больше меня впечатлило перечисление всех погибших на пилонах ограды.

А за памятником - длинный пляж. Слева - старый город, справа - одинокие старинные дома под Великим уступом и новостройки на нём:

Дальше - воинский мемориал в Маарьямяэ, посвящённый всем, кто воевал на стороне советской власти в Эстонии: скажем, обелиск посвящён Ледовому походу (перегону кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в красный Кронштадт). Народное название - "могила Буратино", и при Советах русские ветераны собирались именно здесь, а не у "эстонского" Бронзового солдата (его историю я рассказывал в прошлой части). Парадокс же в том, что первая русская битва здесь была проиграна - Черноголовые (военизированные купцы) где-то тут остановили наступление одного из отрядов Ивана Грозного. К мемориалу я и направился - идти до него минут 15:

Хотя пляж на викимапии смотрится заманчиво, вблизи он неуютен и замусорен, а кое-где и вовсе завален по колено вонючими водорослями. На горизонте - петербургский паром:

Олимпийский яхт-клуб же гордо возвышается на стрелке речки Пирита, и близко к нему я не подходил. Удивительное дело Олимпиада - к её небольшой части, парусным дисциплинам на 6 комплектов медалей, Таллин получил: Горхолл, яхт-клуб, телебашню (она тоже в этом районе), 95-метровую гостиницу, капитальную реконструкцию всего и вся... Тут поневоле задумаешься - а может, и сочинские миллиарды на дело потрачены? В таллинских регатах же победили, как ни удивительно, бразильцы.

Дальше стоило прогуляться выше по течению Пириты, где всякие старые виллы, элементы крепости Петра Великого, всякие парки на Великом уступе и наконец Лесное кладбище, где покоятся личности вроде Пятса или Отса... но я поленился. За мостом через Пириту - редкий в мире довоенный автовокзал (1940), ныне обычная остановка автобусов:

Уже советский по времени, но довоенный по архитекторе (что часто бывает в Прибалтике) бывший кинотеатр:

Администрация района Пирита (1980) и шоссе, уходящей через сосны на морском берегу:

Но конечным пунктом моей прогулки стал самый внушительный (или даже единственный?) за пределами Старого города памятник Средневековья - Бригиттский монастырь:

Башенка и кладбищенская ограда 17 века скрывают внутри гриндиозные руины доломитового храма, по ощущениям - крупнейшего в Прибалтике. На самом деле, конечно, только по ощущениям - длина собора 60 метров, ширина - 27, высота портала - 35, но выглядит он запредельно гигантским.

Грандиозные руины собора (они же и на заглавном кадре) и фундаменты-подвалы других монастырских построек - тут уже без комментариев:

Непонятнейшая штуковина в одном из соседних дворов:

И Ново-Бригиттский монастырь, основанный в 2001 году - все материалы из Эстонии, колокола из Рима, а первые сёстры из Латинской Америки...

В общем, как уже говорилось, в Пириту (кстати, местные никогда подобные названия не склоняют, и это кажется общее свойство "финно-угорского русского" - попробуйте просклонять в присутствии их жителей Сортавалу или Питкяранту!) есть смысл как-нибудь в другой приезд вернуться: тут и Лесное кладбище, и долина речки Пириты, и телебашня (экскурсия туда - . Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
в Янову ночь.

Парк Кадриорг (Таллин, Эстония): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Один из шедевров эпохи барокко Кадриоргский дворцово-парковый ансамбль был создан по приказу Петра I для своей супруги Екатерины. Дворец возводился по проекту архитектора Никколо Микетти в стиле итальянских вилл. До наших дней свой прежний облик сохранил большой зал, украшенный богатой лепниной и потолочной росписью, а также вестибюль и некоторые изразцовые печи.

До наших дней свой прежний облик сохранил большой зал, украшенный богатой лепниной и потолочной росписью, а также вестибюль и некоторые изразцовые печи.

С 1921 года в здании дворца располагалась коллекция Эстонского художественного музея, а с 1929 года он служил резиденцией главы Эстонского правительства.

В дворцовом гостевом доме и парковом павильоне располагаются реставрационные мастерские художественного музея. Напротив главных ворот находится сторожевой домик, ледовый погреб и кухня, в здании которой размещается частная коллекция Йоханнеса Миккеля. Прилегающий к дворцу парк характеризуется строгостью линий и простотой геометрических фигур, а вкупе являет собой миниатюрный Версаль!

Адрес: Эстония, Таллин
Начало строительства: 1718 год
Окончание строительства: 1727 год
Архитектор: Николо Микетти
Координаты: 59°26"18.4"N 24°47"29.3"E

Содержание:

Краткое описание

Всего 10 минут в пути на машине из Старого Таллина , и турист попадает в престижный приморский район Кадриорг.

Дворцово-парковый ансамбль Кадриорг с высоты птичьего полёта

Благодаря свежему морскому воздуху и прекрасному парку Кадриорг издавна был излюбленным местом для прогулок среди горожан и гостей города. В ансамбле Кадриорга мирно соседствуют деревянные дома XIX века и роскошные виллы, но главной достопримечательностью района по праву признан Кадриоргский дворец (Екатериненталь).

История дворца ведёт начало со времён Северной войны (1700 - 1721), когда Пётр I завоевал эстонские земли и повелел построить мини-Версаль для своей супруги Екатерины . 25 июля 1718 года Пётр I совместно с придворным архитектором Николой Микетти размерял площадку под фундаменты, определил композицию нового дворца и садов. Предание гласит, что русский царь сам заложил первый камень в основание здания.

В то время Микетти был по горло занят петербургскими делами, достраивая павильоны Монплезир, Марли в Петергофе, Эрмитаж и дворец в Стрельне, поэтому царский архитектор отправил в Ревель своего заместителя - М. Г. Земцова. В 1721 - 1725 годах Земцов возглавляет строительство Кадриорга, руководствуясь чертежами и указаниями Микетти. Ко времени последнего визита Петра I в Таллин (1724 г.) интерьеры дворца так и не успели оформить, отделочные работы завершились лишь после смерти царя. В качестве царской резиденции Кадриорг использовался редко. Пока шло строительство главного здания, царская чета некоторое время жила в боковых павильонах. Позднее в Кадриоргском дворце останавливались все всероссийские императоры, посещавшие Таллин. Первоначально дворец именовался Екатериненталем (нем. Долина Екатерины), но горожане переделали название на эстонский манер - Кадриорг («Долина Кадри»).

Парадный зал Кадриорга - имперская роскошь в стиле барокко

Подобно итальянским виллам, Кадриоргский ансамбль состоит из дворца, возведенного на возвышении, и двух павильонов . Фасад главного здания украшен выступающим ризалитом с центральным порталом, ведущим в вестибюль. В стене вестибюля установлен кенотаф с изображением российского герба и якоря. Посередине плиты выгравирован текст на латыни, перевод которого гласит: «Пётр I, божьей милостью царь всея Руси, повелел построить себе на этом месте дом в Ревеле в июле 1718 года».

Также в вестибюле обращают на себя внимание три скульптуры-копии: Венера Милосская (работа Г. Восса, 1859 год) и два льва работы А. Каковы, подобные тем, что стоят в Соборе св. Петра в Риме. Анфилада дворцовых комнат занимает два этажа. Главной гордостью дворца является Большой, или Белый зал, обильно декорированный лепниной. Нижняя часть его стен оформлена пилястрами, увенчанными ажурными капителями с волютами и цветочными венками, а верхнюю часть ритмично расчленяют декоративные лопатки.

Потолок украшен живописными плафонами, обрамленными лепным декором в виде листьев, раковин и цветов. На центральной плафонной росписи «Диана и Актеoн» запечатлён тот момент мифа, когда Актеoн подсмотрел купание Дианы и её нимф, вызвав гнев богини. Большой зал обставлен каминами, пышно декорированными вазами с цветами и бюстами, а над ними, на стенах, на фоне лепных завитков помещены увенчанные коронами картуши с латинскими буквами «Е» и «Р» - инициалами Петра и Екатерины.

Кадриоргский парк и домик Петра I

В Кадриоргском парке обустроены пруды, фонтаны с беседками, разбиты причудливые клумбы и розарий. От дворца проложены аллеи, а на островке посреди Лебединого пруда летом устраивают концерты под открытым небом.

В 2011 году японский ландшафтный архитектор Масоне Соне разбил в парке японский сад с рододендронами, азалиями и ирисами. В непосредственной близости от Кадриоргского дворца находятся резиденция Президента Эстонии, дом-музей Петра I и Художественный музей Куму , охватывающий искусство Эстонии от XVIII века и до наших дней. Двухэтажный домик Петра меблирован в духе петровских времён, сохранились личные вещи царя - стол с разложенной на нём картой Балтики, макет корабля «Шлиссельбург», два шкафа-секретера и др. В 1714 году Пётр I выкупил этот дом с прилегающими к нему землями у вдовы помещика Дрентельна за 3500 талеров. Пока Кадриоргский дворец строился, всероссийский император довольствовался скромным бюргерским жилищем.

Вернувшись в свою резиденцию через несколько лет, Пётр I выразил удивление, что ревельцы не ходят в новый парк. Караульный офицер доложил царю, что комендант запретил горожанам разгуливать по царским владениям. Уже на следующий день в Таллине под барабанную дробь огласили императорскую волю: всем жителям города разрешается посещать Кадриорг и наслаждаться его красотами.

История

В ходе Северной войны (1700-1721) Эстония была присоединена к России. Ревель капитулировал осенью 1710 года, а уже в декабре 1711 года Пётр I вместе с Екатериной впервые посетил город. Царю понравились окрестности Ласнамяги. Отсюда, с обрыва, открывался вид на город и на строившуюся гавань. В 1714 году Пётр выкупил у вдовы Дрентельна часть их летнего поместья за 3500 талеров в государственную собственность. Сохранившийся дом этого поместья был приведён в порядок и приспособлен под резиденцию царя. Этот дом известен теперь как «домик Петра». Скромный дом был удобным для ночёвок и обозрения живописных окрестностей, но скромностью размеров и оформления не отвечал своему назначению.

Закладка нового дворцово-паркового ансамбля была начата 25 июля 1718 года по приказу Петра I. Проект составил итальянец Никколо Микетти. Строительными работами руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В 1720 году по настоянию Микетти в Ревель направили Михаила Земцова, возглавившего строительство ансамбля на протяжении четырёх лет по проектам и указаниям Микетти. Начиная с весны 1721 года и до окончания строительства всеми работами руководил один Земцов.

Уже осенью 1719 года боковые павильоны (флигели) были покрыты черепицей, а к весне 1721 года была закончена внутренняя отделка. Вскоре после этого здесь некоторое время жили Пётр I и Екатерина. Стены главного здания начали возводить в 1720 году, и уже на следующий год оно было подведено под крышу. Капители фасада из тёсаного камня, консоли и другие детали каменных украшений изготовил рижский скульптор Генрих фон Берген. В июле 1724 года, во время последнего визита Петра I в Ревель, бо́льшая часть внутренних помещений главного здания была ещё в лесах, основные работы закончились в основном к 1727 году.

По легенде, при постройке здания Пётр I собственноручно положил три кирпича в его стену. Позднее, когда наружную поверхность стен стали покрывать штукатуркой, строители оставили «царские» кирпичи неоштукатуренными. Эти три кирпича, в угловой пилястре северного крыла дворца, остаются неоштукатуренными по сей день.

После Октябрьской революции в Кадриоргском дворце расположился Ревельский совет рабочих и солдатских депутатов.

В 1921-1929 и 1946-1991 годах дворец был главным зданием Эстонского художественного музея. С 1929 по 1940 год во дворце располагалась резиденция государственного старейшины (с 1938 года - президента) Эстонии. В настоящее время в Кадриоргском дворце находится филиал Эстонского художественного музея - Художественный музей Кадриорга.

Что посмотреть

Подобно итальянским виллам, дворцово-парковый ансамбль Кадриорг состоит из дворца, возведенного на возвышении, и двух павильонов. Фасад главного здания украшен выступающим ризалитом с центральным порталом, ведущим в вестибюль. В стене вестибюля установлен кенотаф с изображением российского герба и якоря. Посередине плиты выгравирован текст на латыни, перевод которого гласит: «Пётр I, божьей милостью царь всея Руси, повелел построить себе на этом месте дом в Ревеле в июле 1718 года». Также в вестибюле обращают на себя внимание три скульптуры-копии: Венера Милосская (работа Г. Восса, 1859 год) и два льва работы А. Каковы, подобные тем, что стоят в Соборе св. Петра в Риме. Анфилада дворцовых комнат занимает два этажа. Главной гордостью дворца является Большой, или Белый зал, обильно декорированный лепниной. Нижняя часть его стен оформлена пилястрами, увенчанными ажурными капителями с волютами и цветочными венками, а верхнюю часть ритмично расчленяют декоративные лопатки.

В парке обустроены пруды, фонтаны с беседками, разбиты причудливые клумбы и розарий. От дворца проложены аллеи, а на островке посреди Лебединого пруда летом устраивают концерты под открытым небом. В 2011 году японский ландшафтный архитектор Масоне Соне разбил в парке японский сад с рододендронами, азалиями и ирисами. В непосредственной близости от Кадриоргского дворца находятся резиденция Президента Эстонии, дом-музей Петра I и Художественный музей Куму, охватывающий искусство Эстонии от XVIII века и до наших дней. Двухэтажный домик Петра меблирован в духе петровских времён, сохранились личные вещи царя - стол с разложенной на нём картой Балтики, макет корабля «Шлиссельбург», два шкафа-секретера и др. В 1714 году Пётр I выкупил этот дом с прилегающими к нему землями у вдовы помещика Дрентельна за 3500 талеров. Пока Кадриоргский дворец строился, всероссийский император довольствовался скромным бюргерским жилищем. Вернувшись в свою резиденцию через несколько лет, Пётр I выразил удивление, что ревельцы не ходят в новый парк. Караульный офицер доложил царю, что комендант запретил горожанам разгуливать по царским владениям. Уже на следующий день в Таллине под барабанную дробь огласили императорскую волю: всем жителям города разрешается посещать Кадриорг и наслаждаться его красотами.