Капелла скровеньи в падуе официальный. Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе. Дальнейшая судьба капеллы

Пространственная перспектива, схожая с перспективой фресок верхней церкви Сан Франческо, появится в цикле росписей в капелле дель Арена в Падуе. Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто. Иногда Джотто также называют архитектором капеллы- феррарский хронист Риккобальдо в 1312-1313 гг. называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе.

Фасад капеллы дель Арена в Падуе

Фигура архангела Гавриила с фрески "Благовещение".

Фигуру Девы Марии Джотто изобразил на другой стороне арки.

Рождество Христово

"Сретение Господне",

сцена из второго яруса фресок на южной стене

Под его руководством был расписан центральный неф; росписи на стенах апсиды относятся к школе Джотто, считается, что они выполнены после 1317 года. Работа художника в капелле, выполненная по заказу гражданина Падуи Энрико Скровеньи, знаменует собой решающий поворот в развитии европейской живописи - появление чувства пространства, в котором движется человек. Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Джотто и в этой работе привлекал учеников и помощников, но без ущерба для целостности общего замысла. С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Сдвигая перспективную точку зрения, художник достигает этим оптическим смещением нужного направления взгляда зрителя. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности.

17. Архитектура Раннего Возрождения. Брунеллески и Альберти.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.

Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держались готические традиции. К середине 15 века происходит формирование ренессансной живописи в областях Средней и Северной Италии.

Альберти

Имя Леона Баттиста Альберти - одно из наиболее выдающихся в культуре итальянского Возрождения. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния - таков круг его творческих интересов, включавший также литературу и архитектурную практику. Важнейшей чертой творчества Альберти несомненно было стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль. Поиски нового оказались особенно плодотворными в тех сферах деятельности Альберти, где теория непосредственно связывалась с практикой: прежде всего в архитектуре, затем в эстетике, этике, педагогике. Большинство сочинений Альберти проникнуто живой творческой мыслью, наблюдениями над действительностью, стремлением откликнуться на острые проблемы современности. Альберти в отличие от многих гуманистов XV века, увлечённых классической латынью, стал писать научные сочинения и на volgare».

Альберти Леон Баттиста

Итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. В теоретических трактатах “О статуе” (1435), “О живописи” (1435–1436), “О зодчестве” (опубликован в 1485) опыт современного ему искусства Италии Альберти обогатил достижениями гуманистической науки и философии. Леон Баттиста Альберти выступал в защиту “народного” (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате “О семье” (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментальным решениям.

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446–1451, построен Б.Росселлино по планам Альберти).

Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1456-1470), Альберти впервые применил волюты для соединения его средней части с пониженными боковыми.

Стремясь к величию и в то же время к простоте архитектурного образа, Альберти в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини (1447–1468) и Сант-Андреа в Мантуе (1472–1494) использовал мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад, что стало важным шагом в освоении мастерами Возрождения античного наследия.

Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)) ; 1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса.Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли, который, по свидетельству Вазари, обучал его математике.

Согласно Манетти, Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы. Среди них - статую Марии Магдалины, сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. Около 1409 г. (между 1410-ми и 1430-ми гг.) Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла, по свидетельству его биографов - вступив в дружеский спор с Донателло.

Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые - что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. В Вечном Городе они прожили несколько лет, а поскольку оба были превосходными золотых дел мастерами, то зарабатывали на жизнь этим ремеслом и все заработанное тратили на организацию раскопок античных руин. В свободное же время он целиком отдавался изучению римских развалин, и влияние римских впечатлений можно отметить в творчестве обоих мастеров.

В Риме молодой Брунеллески обратился от пластики к строительному искусству, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов, проекции, виды зданий и все их детали. Он должен был раскапывать засыпанные части и фундаменты, должен был дома составлять эти планы в единое целое, восстанавливать то, что было не в полной сохранности. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Франкль).

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе .

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи * в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».
И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто - в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом * - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу - найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия * резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники - почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.
Нижний ряд начинается сравнительно невысоко - на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

На торцовой стене помещено изображение Страшного суда , а на боковых - сцены из жизни Христа и Богоматери , расположенные в три регистра.

Часовня. Вид входа в часовню, торцовая стена. 1303-06. Джотто ди Бондоне.


Часовня. Вид напротив входа в часовню. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.

Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера.


Схема расположения фресок в капелле Скровеньи . Падуя.

В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».


Господь посылает архангела Гавриила к Деве . 13. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Архангел Гавриил, посланный Богом. 14. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Дева, получающая Благую весть. 15. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Иоакима. Благая весть святой Анне. 3. 1304-06гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Девы Марии. Свадьба Девы. 11. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса. На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.


"Ряды фресок". 1304-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.


Сцены из жизни Христа. Рождество. 17. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Внесение во храм. 19. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Бегство в Египет. 20. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Крещение Христа. 23. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскрешение Лазаря. 25. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Въезд в Иерусалим. 26. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Изгнание торговцев из храма. 27. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Предательство Иуды. 28. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. На южной стене сценой «Тайная вечеря» начинается история Страстей Христовых, заканчивающаяся на противоположной стене изображением «Троицы»(Пятидесятницы) .


Сцены из жизни Христа. Тайная вечеря. 29. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Арест Христа. (Поцелуй Иуды). 31. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Христос перед Каиафой. 32. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Распятие. 35. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


36. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Оплакивание Христа 36. Деталь. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскресение. (Noli me tangere*) 37. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Вознесение 38. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Сцены из жизни Христа. Троица (Пятидесятница) 39. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

На торцовой стене, как упоминалось расположено изображение "Страшного суда".


Страшный суд. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков, Эти аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов изображены на цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, между широкими панелями искусственного мрамора, обрамленных чуть выступающим карнизом.

Семь добродетелей.


Семь добродетелей. Благоразумие. 40. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Сила духа. 41. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Умеренность. 42. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Справедливость. 43. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Вера. 44. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Милосердие. 45. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Семь добродетелей. Надежда. 46. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Семь пороков.


Семь пороков. Отчаяние. 47.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Зависть. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Неверность. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Несправедливость. 50.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Гнев. 51.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Непостоянство. 52.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Глупость. 53.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Отдельно хотелось бы отметить декоративные полосы - вот пара из них:

Моисей на горе Синай. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Иона, проглоченный китом. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

1. * Энрико Скровеньи - богатый торговец и банкир, житель Падуи, член рыцарского ордена Гауденти, состоявшего главным образом из богатых горожан. Он был выдающейся личностью, одаренный и с большими политическими амбициями, и стал предтечей знаменитых меценатов XV века, будучи первым заказчиком нового ренессансного типа для первого художника Ренессанса

2. * Коробовый свод - разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.


Западная стена Петра и Павла церковь в Кожевниках в Новгороде.
Петропавловский храм сооружен из крупных камней известняка, а конструктивные и декоративные элементы выполнены из кирпича, из которого сложены лопатки, своды, глава.
Верха имеют трехлопастное завершение, состоящее из сочетания среднего коробового свода с двумя боковыми полукоробовыми 1406.

3. * Пресбитерий - (позднелат. presbyterium - от греч. presbyteros - старейшина), возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части католического храма. Название имеет тот смысл, что на пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

4. * Не прикасайся ко Мне (лат. Noli me tangere, греч. Μή μου ἅπτου) - евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Он же сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.»

Капелла Скровеньи (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Капеллу Скровеньи можно назвать настоящей сокровищницей западного искусства. Великий Джотто расписал ее фресками, которые были революционными для своего времени. Нужно заметить, что произошло это задолго до эпохи Ренессанса, во время полного господства готического стиля в искусстве. Свою непростую работу художник завершил всего за пару лет.

Искусно расписанная небольшая капелла изнутри кажется большим собором. В своих фресках Джотто постарался приблизить образы библейских персонажей к обычным людям. Именно поэтому старый Иосиф дремлет в ожидании рождения Иисуса, а Иуда весь сжался от поцелуя Христа.

Именно в капелле Скровеньи впервые было изображено рождение Спасителя - раньше художники предпочитали не касаться этой темы. Роспись покрывает капеллу в три яруса. Среди сюжетов рождение Девы Марии, Тайная вечеря, Страшный суд, аллегорические изображения пороков и добродетелей.

На фреске «Поклонение волхвов» изображена комета Галлея, которая пролетела над землей в 1301 г., как раз, когда строилась капелла.

Капеллу построил Энрико Скровеньи. Первоначально церковь носила имя Святой Марии Милосердной, но прижилось «народное» название, данное в честь архитектора. Своим щедрым подарком для жителей Падуи он пытался искупить грехи отца, ростовщика Реджинальдо. Скупость Реджинальдо была так известна, что Данте даже увековечил его имя в «Божественной комедии».

Осмотр капеллы Скровеньи

По вечерам в капелле Скровеньи проводятся специальные программы Giotto under Stars. Гости могут увидеть звездное небо, а также анимированное представление с участием актеров из культурной ассоциации teatrOrtaet, которые в костюмах персонажей 14 века расскажут историю капеллы Скровеньи. Экскурсия проводится только на итальянском языке.

Практическая информация

Адрес: Italia, Padova, Piazza Eremitani, 8. Веб-сайт (на англ. яз.).

Время работы: капелла открыта для посещения круглый год с 9:00 до 19:00. В разное время года доступны визиты разной продолжительности:

  • в марте, апреле, мае, с 1 по 15 июня, августе, сентябре, октябре и с 1 по 15 декабря - 15 минут;
  • в январе, феврале, с 16 по 30 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря - 20 минут.

Внутрь здания пускают небольшими группами каждые 20 минут. Доступ посетителей в капеллу строго ограничен - это вынужденная мера. Нельзя нарушать определенный температурный режим и влажность воздуха в помещении, иначе древние фрески могут померкнуть.

Программа Giotto under Stars проходит с 25 марта по 4 ноября и с 27 декабря по 6 января (кроме 31 декабря и 1 января) со вторника по воскресенье с 19:00 до 22:00 (последний вход в 21:20), продолжительность программы - 40 минут. Максимальное количество посетителей - 25 человек.

Вход: для взрослых - 8 EUR, для детей от 6 до 17 лет, студентов до 27 лет и пенсионеров от 65 лет - 6 EUR, для детей до 5 лет - 1 EUR. Со вторника по субботу посетить капеллу можно с гидом (группы каждые 15 минут с 12:15 до 13:30, последний вход в 13:15), стоимость - 2 EUR с человека. Входной билет в капеллу Скровеньи действителен также для входа в городской музей Эремитани и во дворец Цукерманна . Цены на странице указаны на январь 2019 г.

Церковь

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некого Манфредо Далесманини . Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона , двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку .

Церковное разрешение на строительство ораториума (часовни) было выдано 31 марта 1302 года. Часовня планировалсь как сооружение приватного (частного) характера и, по заявлению епископа Падуи, большого наплыва публики в ней не ожидалось. Однако после строительства она была открыта для посещения. Прихожанам капеллы папской буллой от 1 марта 1304 года отпускались грехи.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто , первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца - Реджинальдо , которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии » (XVII, 64-75). Занимался ростовщичеством и сам Энрико - папа Бенедикт XI отпустил ему этот грех .

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде , а портретное изображение - в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго . Дополнительная тонкость - фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах. Исследователи отмечают особое внимание, которое художник уделил образу донатора: пятнадцать блаженных за спиной Скровеньи написаны за один рабочий день, исполнение портрета Энрико заняло четыре .

Интерьер. Вид на алтарь

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане - прямоугольник размером 20х9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи - глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи - все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной - для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи . Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано , другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи . Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в г. храм отошел к городскому муниципалитету , который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году . Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

«Положение во гроб»

Фрески Джотто

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд » , которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов , работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями , так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой » и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии» ). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи - художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции - энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения - условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто , предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

«Свадебная процессия Марии» , деталь

Используемый колорит - светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей - мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации . Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы . Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне .

Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов)

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма - иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы . Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто , хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Состав росписей

Правый верхний ярус посвящен истории Иоакима , отца Девы Марии. Он состоит из следующих изображений:

1. Изгнание бездетного Иоакима из храма 2. Иоаким присоединяется к пастухам 3. Благовещение святой Анне 4. Жертвоприношение Иоакима 5. Сон Иоакима 6. Встреча у Золотых Ворот

Левый верхний ярус - следует за ним хронологически, это история девы Марии :

7. Рождество Богородицы 8. Введение во храм 9. Церемония посохов 10. Моление о чуде посохов 11. Бракосочетание Марии 12. Свадебная процессия 29. Тайная вечеря 30. Омовение ног 31. Поцелуй Иуды и арест Иисуса 32. Христос перед Каифой 33. Бичевание Христа

Третий ярус слева продолжает их:

34. Крестный путь 35. Распятие Христово 36. Положение во гроб 37. Воскресение (Noli me tangere) 38. Вознесение Христово 39. Сошествие Святого Духа

«Гнев»

Нижний ярус (цокольный) высотой около трёх метров изображает цикл из 14 Аллегорий Добродетелей и Пороков, составляющих фундамент человеческой земной жизни:

40. Осторожность 41. Сила 42. Умеренность 43. Правосудие 44. Вера 45. Милосердие 46. Надежда 47. Отчаяние 48. Зависть 49. Неверие 50. Несправедливость 51. Гнев 52. Непостоянство 53. Глупость

Добродетели размещены по левой стене (с окнами) от алтаря и соответствуют блаженным, изображённым в сцене Страшного суда , пороки - по правой и соотнесены с проклятыми.

Западная стена , противоположная апсиде целиком посвящена одному сюжету:

54. Страшный суд

Остальное пространство занято окнами и изображением архитектурной декорации. Потолок расписан под звездное небо и разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и пророков, по четыре с каждой стороны.

Примечательны два интерьера ниш в хорах (коретти), написанных Джотто с использованием приёмов иллюзионистской живописи, возможно, первых trompe-l"oeil (обманок).

«Поклонение волхвов»

Литература

  • «Джотто. Падуя. Капелла Скровеньи. Фрески после реставрации 2002 года». Издательство Giorgio Deganello. 2005 г.

См.также

Ссылки

Примечания

Джотто - бесспорный титан искусства. Можно сказать, что именно ему мы обязаны Ренессансом. До него тоже были прекрасные художники, что подготовили почву для Джоттовского прорыва. К нему мне страшно подступиться и начать рассказывать. К тому же я не обладаю столь подробными и детальными фотографиями великих творений. Поэтому сегодня - репост. Об одном из итальянских шедевров, о капелле Скровеньи (или как ее еще называют дель Арена) в Падуе.
Оригинал взят у philologist в Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе

Цикл проторенессансных фресок капеллы дель Арена (Скровеньи) не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена


Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне - матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты-ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне-вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм

Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике

Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии

Жизнь Богоматери. Праздничная процессия

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил

Благовещение. Архангел Гавриил

Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария

Благовещение. Дева Мария

Встреча Марии и Елизаветы

Жизнь Христа. Рождество

Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь

Жизнь Христа. Поклонение волхвов

Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь

Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)

Жизнь Христа. Бегство в Египет

Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев

Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей

Жизнь Христа. Крещение Господне

Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской

Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)

Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма

Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев

Жизнь Христа. Тайная вечеря

Жизнь Христа. Омовение ног учеников

Жизнь Христа. Поцелуй Иуды

Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой

Жизнь Христа. Бичевание

Жизнь Христа. Бичевание. Деталь

Жизнь Христа. Несение креста

Жизнь Христа. Распятие.

Жизнь Христа. Распятие

Жизнь Христа. Оплакивание

Оплакивание

Оплакивание.деталь (ангелы)

Часть стены с фресками

Христос и Мария Магдалина (Воскресение)

Христос и Мария Магдалина. Деталь

Жизнь Христа. Вознесение Господне

Пятидесятница

СТРАШНЫЙ СУД

Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Сонмы святых слева

Деталь. Сонмы святых справа

Деталь. Сонмы святых справа

Деталь. Ангелы, ведущие души на суд

Деталь. Души разных сословий

Деталь. Души священнослужителей

Деталь. Душа донатора Энрико Скровеньи

Деталь. Крест Господень

Деталь. Ад

Деталь. Падение грешников в ад

Деталь.Грешники в аду

Деталь. Сатана

Деталь. Мучения грешников

Деталь. Мучения грешников

Деталь. Мучения грешников в аду

СЕМЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. Благоразумие

СЕМЬ ПОРОКОВ. Глупость

Стойкость

Непостоянство

Воздержание

Правосудие

Несправедливость

Неверие

Милосердие

Зависть

Надежда

Отчаяние

ДЕКОРАТИВНЫЕ ОБРАМЛЕНИЯ

Моисей получает скрижали Завета

Пророк Илия возносится на небо на огненной колеснице

Приписывается Джотто. Введение Девы Марии во храм