Кто такие финикийцы: происхождение, история, культура. Финикийцы Финикийцы жили

Тот конгломерат городов-государств, что ныне известен нам как Древняя Финикия , занимал в далеком прошлом всю приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу.

Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (Гебал) означает “гора”, города Тира (Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.

Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон , что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Как предполагают некоторые исследователи, первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно показаниям египетских источников, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших примерно в то же время палестинские земли, так как их языки почти тождественны. Все эти племена назывались ханаанеями . Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех ”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес ”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи , или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Города-государства на территории Финикии

Одним из наиболее древних городов-государств на территории Финикии, был основанный в конце III тысячелетия до н.э. Угарит , расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.

На острове южнее Угарита находился город Арвад , островное положение которого способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ , поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже - линейным алфавитом.

Сидон и Тир , самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров, который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской армии, не имевшей флота.

Вообще, стоит отметить, что морскому делу финикийцы уделяли очень большое значение. В деле кораблестроения и кораблевождения в то время им не было равных в мире. В течение многих веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Финикийское слово “галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает существовать поныне. Впрочем, как и «галерный раб» — применять рабов в качестве гребцов также первыми придумали финикийцы. До них, гребцами в основном были только свободные люди.

Экономика и хозяйство Финикии

Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана — лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия — из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ — к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.

Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами — не мало «египетских» золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле — финикийские. А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.

Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и “вийана”, восходит к финикийскому “йайн ”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее - железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит ” (медь) происходит от названия этого острова.

С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.

Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.

Государство и власть в древней Финикии

Удивительно, но не смотря на крайне удачное географическое положение страны, смелый характер и предприимчивость её жителей, финикийцам не только не удалось отстоять свою независимость, они даже толком не смогли построить собственное единое государство. При всем своем богатстве и могуществе, каждый из финикийских городов был сам по себе, и очень ревностно относился к сохранению своей политической независимости.

Благодаря этому, ни о каком военном союзе финикийских городов-государств речь никогда не шла. Что там государство, если даже говорящие на одном языке люди Финикии никогда не имели никакого единого самоназвания и обозначали себя следующим образом: “люди такого-то города”. Парадоксально, но факт — для самих «древних Финикийцев», никакой «Финикии» не существовало!

Выборы должностных лиц в городах ханаанеев (позднее и в их колониях, например в ) производились на основании имущественного ценза. При этом финикийские «олигархи», держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Не исключено даже, что в ряде городов даже не было царей, а сами такие государственные образования представляли собой своеобразные олигархические республики в миниатюре.

С одной стороны всё это способствовало росту богатства, но с другой, именно в результате такой политики не один из их городов не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.

Результаты такой политики сказались чуть позже, когда «централизованные» соседи наконец закончили «собирание земель» у себя дома и стали оглядываться по сторонам, в поисках богатой, но слабой жертвы.

Первым пал Угарит — когда-то один из сильнейших городов финикийцев. Из-за гражданской войны город был ослаблен и потому легко пал жертвой державы хеттов, оказавшись завоеванным царем Суппилулиумой и войдя в состав его державы. Лишь на считанные годы пережил Угарит другой крупный город Финикии — Библ . Город оказался разорен соседями, поскольку покровительствовавший городу египетский фараон Эхнатон помощи не прислал, а своих сил для отражения угрозы не хватило. Следующей «жертвой» стал Сидон — на тот момент остававшийся крупнейшим городом ханаанеев-финикийцев. Около 1200 г. до н.э. он был разрушен “народами моря”, которые после разгрома хеттов опустошили Финикию и побережье .

Казалось, Древняя Финикия вот-вот совершенно прекратит существование, однако политические кризисы у некогда могущественных соседей (и вторжение «народов моря», конечно) привели к тому, что угроза неминуемого уничтожения от Финикии временно отступила.

После разрушения Сидона “народами моря” гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наибольшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).

Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага.

В это время Тир, пользуясь своим географическим положением, вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н.э.). Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземное море.

Морская торговля Финикии значительная уже во время египетского владычества стала еще больше расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, их многочисленные торговые корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила.

Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Руководил этим восстанием Абдастрат (Старатон). Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н.э. закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими.

Греческие историки сообщают нам о каких-то “финикийских несчастиях”, которые также можно предположительно считать восстаниями угнетенных масс финикийских городов-государств. Но эти восстания, однако, как и другие многочисленные восстания рабов, не приводили к изменениям сложившихся отношений. Рабовладельческое общество и государство по-прежнему продолжали существовать в Финикии.

В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело и с конца IX в. до н.э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон (современный Сайда в Ливане) - финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. был крупным центром международной торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Сидон участвовал в финикийской колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н.э. находился под властью Тира. В 677 г. до н.э. разрушен ассирийцами; затем отстраивался заново. Во второй половине VI в. до н.э. Сидон вошел в состав .

Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. до н.э. ассирийские войска стали все чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.

С конца VII в. до н.э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI в. до н.э. Финикия была включена в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Культура древней Финикии

Финикийские художники в основном использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, однако и собственно финикийские мотивы также имелись, а предметы финикийского прикладного искусства, как уже говорилось, высоко ценились даже за рубежом.

Вполне возможно, что два известных угаритских эпических произведения - эпос о Керете и эпос о Данеде - являются памятниками не столько религиозной, сколько светской литературы. Лишь с вполне понятной долей условности относим мы к литературе несколько более поздних надгробных начертаний, которые в большинстве своем были короткими.

Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных - так называемое “синайское письмо”, именуемое по месту нахождения надписей.

Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за кратковременности существования гиксосского государства, но вместе с тем оказал воздействие на создание алфавитного письма Южной Финикии. На севере же, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.

Некоторые ученые полагают, что финикийское письмо могло развиваться совсем не на основе египетского, а на основе крито-микенского или финикийского слогового письма, памятники которого дошли до нас из города Библа. В любом случае очевидно одно: впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно, также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.

Очевидно, что необходимость создания алфавитного письма возникла в самых разных полисах Финикии. С развитием мореплавания и торговых отношений, в которых была занята значительная часть населения, потребовалось письмо гораздо более простое, более доступное, чем то, которое могли изучать только немногие писцы.

Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне, например, облегчали чтение текстов, написанных так же, только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным.

Пришло время, когда северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков и впоследствии распространился по всей стране. От него берет свое начало и греческий алфавит, что видно из древнейших форм греческих букв, а также из того факта, что названия ряда греческих букв - семитического происхождения. Так, слово “алфавит” содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении - вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв - “алеф” и “бет”, что в западно-семитских языках означает “бык” и “дом”.

В основе этих алфавитных знаков лежали более древние знаки-рисунки. Большинство названий букв греческого алфавита соответствуют названиям финикийских букв. Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем.

К сожалению, собственно финикийские литературные и исторические произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности).

В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования Менандра, Дия (II - I вв. до н.э.), Феодота (I в. н.э.), Филона Библского (I - II вв. н.э.) и др. Эти авторы ссылаются на “Тирские хроники” и другие собственно финикийские произведения.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географические исследования.

Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматическая теория.

Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.

Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.

Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.

При всех положительных качествах финикийцев, эти ребята вовсе не были примером для подражания — вездесущие работорговцы приносящие в жертву рогатому богу (Молоху) грудных детей, как вы понимаете, — это тот ещё имидж

Религия Финикии

Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал ), “царь города” (Мелькарт ), просто “власть” (Молох ) или же “бог” (Эль ).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена - богиня Астарта (вариант имени - Аштарт, Ашерат). Наряду с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони - “господин мой” или, согласно греческому варианту, - Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии - жена Астарта).

Впрочем, имена финикийских богов вообще были табуированы, их нельзя было произносить (сами ханаанеи говорили просто «бог», «богиня»), и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны.

Основная тема обширного мифологического эпоса - это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.

В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно - в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники - македонские военнопленные.

Стоит отметить также, что боги-покровители также имелись у финикийских городов: у Тира - Мелькарт (“царь города”), у Сидона - Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Колонии и морское искусство Древней Финикии

Как уже отмечалось, финикийцы строили прекрасные корабли, были людьми предприимчивыми, смелыми, к тому же отличными мореходами. Естественно, нет ничего удивительного, что именно они в скором времени опутали почти всё Средиземноморье сетью своих колоний. Но не только жажда приключений гнала вперед отважных мореходов.

Дело в том, что господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества «беспокойных элементов». Воевать финикийцы не любили, поэтому этот проверенный способ «слива» беспокойных горячих голов им не подходил. Но, опираясь на свою ментальность, они изобрели свой способ.

Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость” .

Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Не было существенных успехов только на в северной части Восточного Средиземноморья, где были свои народы-мореходы - греки, ликийцы, карийцы.

А вот на побережье Африки, на Сицилии, Мальте, в Испании, а также и на побережье Атлантического океана (нынешний Кадис) финикийцы обосновались прочно. Впрочем, дело не ограничивалось только лишь Средиземноморьем.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Тема 6 .Древние Финикия и Палестина. Финикия - страна мореплавателей

14.05.2013 23948 0

Тема 6 .Древние Финикия и Палестина.

Финикия - страна мореплавателей

Географическое положение: Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес , буквально «страна пурпура») - древняя страна, находившаяся на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля).

На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами, мало было места для полей и пастбищ)

Основные занятия: Активная морская и сухопутная торговля, мореплавание, кораблестроение.

Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из оливок они выдавливали душистое масло. Вино и масло финикийцы могли обменивать на пшеницу.

Славилась Финикия и строительным лесом. Толстые бревна из кедра ливанского отправляли в Египет и в другие страны.

Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы.

Много было у финикийцев искусных ремесленников - ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости.

Здесь было изобретено прозрачное стекло. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду.

Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный цвет. Они не выгорали на солнце и не синили при стирке.

А секрет добывания пурпурной краски был таков: на дне моря находили маленькие раковины и из каждой улитки выдавливали несколько капель лилово-красного цвета.

Удобно и само положение Финикии - сюда выходили торговые пути из Двуречья.

На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев Библ, Сидон и Тир. А из этих портовых городов можно было плыть дальше - и в Египет, и в Грецию, и в самые далекие земли.

Из страны в страну путешествовали отважные мореходы, получая немалую прибыль. Купцы могли привезти льняное полотно из Египта, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы и сосуды ил Финикии или «живой товар»-рабов.

В городе Библ греки покупали египетский материал для письма - папирус (по-гречески библос]. Отсюда произошло название священной книги христиан Библия, означающее "книги", а также слово "библиотека".

Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли.

Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Нехватка земли в Финикии привела к поиску свободных территорий, т.е. колонизации чужих территорий (острова Средиземного моря и Северная Африка). В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения - колонии.

Так постепенно в 10-6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии.

Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э . выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.

Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки.

Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.

Боги финикийцев. Финикийцы поклонялись богу Ваалу . Его имя означает "хозяин, владыка". Он считался богом весны, грома и молний, бури, войны, но также и покровителем государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев.

Главная богиня финикийцев Астарта была сходна с древневавилонской богиней Иштар. Астарта - богиня любви, плодородия и войны.

При раскопках финикийского города Моция было обнаружено ритуальное кладбище, где захоронены сотни глиняных сосудов с обгоревшими останками принесенных в жертву младенцев. Над захоронениями воздвигались небольшие стелы с изображениями финикийских богов, которым эти жертвы приносились.

Финикийский алфавит. В Финикии придумали очень простую систему письма. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Их было всего 22. Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево. Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. От финикийского и греческого алфавита произошли почти все алфавиты в мире.

Финикийцам мы, возможно, обязаны названием континента - Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Он доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников.

В начале 13-12 веке до н. э. на восточное побережье Средиземного моря стали нападать "народы моря". Они захватили земли южнее финикийских городов. Это были филистимляне.

От названия этих народов произошло и название завоеванной ими страны - Палестина. Финикию с Палестиной связывали сложные отношения. Между ними случались и войны, и примирения, велись переговоры, торговля.

Древняя Палестина.

Географическое положение: Земли Палестины лежали на восточном побережье Средиземного моря Финикия находилась на северном побережье, а Палестина – на южном. Река Иордан, пересекающая Палестину в южном направлении впадает в Мёртвое море (очень солёное). Горы и предгорья удобны для развития скотоводства. Не было месторождений металлосодержащих руд. Не росли деревья пригодные для строительства.

Израильско-иудейское государство. На юге Тира жил народ, называемый филистимилянами. Египтяне называли их пелестимами (палестинцами). По названию этого народа и земля была названа Палестиной. Часть древних жителей Палестины называли хананеями.

В степях между Египтом, Вавилоном и Финикией во 2-м тысячелетии до н.э . проживали еврейские племена. Они пасли овец и коз получая молоко, мясо и шерсть. Во главе племен стояли старейшины. Они сохраняли древние предания своего народа, которые затем вошли в «Библию»(книга).

Примерно три с половиной тысячи лет тому назад на Восточное побережье Средиземного моря, в Палестину, пришли воинственные кочевые племена скотоводов. Сами себя эти племена называли "народ Израиль". Другие же народы называли их "ибрим", или "евреи", что, вероятно, означало "переправившиеся через реку" или "пришедшие из-за реки".

В Палестине древние евреи перешли к оседлому образу жизни. Они занялись земледелием, стали строить города.

Израильско-иудейские племена захватили большую часть Палестины. Северную часть этой земли захватили – израильтяне, а южную – иудеи .

Здесь в 11 в. до н. э . они основали древнееврейское Израильское царство. Первым правителем этого государства стал Саул. Он одержал немало побед над врагами еврейского народа, главными из которых были народы моря - филистимляне. После гибели Саула и его сыновей в неравной битве с филистимлянами царем был избран Давид.

Давид оказался талантливым правителем. Еще при жизни Саула в южной части Палестины он создал самостоятельное царство со столицей в городе Хеброне. Став царем, он объединил Израильское и Иудейское царства, а новой столицей государства стал город Иерусалим .

Давид провел реформу своего государства. Он организовал постоянное войско, в которое входили отряды наемников, создал мощную государственную власть, в состав которой входили судьи, писцы, сборщики налогов и податей с завоеванных земель. Одной из важнейших должностей была должность "докладчика царя".

При Давиде под властью Израильского царства находились различные народы. Израиль в то время поддерживал дружеские отношения с соседней Финикией.

Давид передал престол младшему сыну Соломону (Сулейман ). При Соломоне в израильском царстве воцарились мир и благополучие. Царь прекратил войны, а споры предпочитал решать мирным путем.

В это время Израиль имел выход к Средиземному и Красному морям, контролировал важные торговые пути из Аравии в Египет и в другие страны. В Израиль ввозили драгоценные металлы, предметы роскоши, коней, колесницы, строительные материалы. Соломон покровительствовал ремеслам. Он приглашал в страну выдающихся мастеров. Царь скопил столько богатств, что смог превратить Иерусалим в красивейший город мира. В центре города был воздвигнут огромный храм в честь Бога Яхве. Руководили строительством храма лучшие финикийские мастера, а украшали его самые умелые камнерезы-израильтяне. В храме был установлен жертвенник и хранился Ковчег (ларец). В нем лежали скрижали завета, данные когда-то Богом Моисею. Так Иерусалим стал религиозным центром Израиля, хранилищем еврейских святынь.

Царь Соломон прославился своей мудростью, справедливостью и талантами. Его мудрость вошла в поговорку. До сих пор мудрое решение люди называют соломоновым.

Далеко по всему свету распространилась слава о его богатстве и могуществе. В Библии рассказывается, что сам египетский фараон отдал в жены царю свою дочь, а из далекого царства Саба, что расположено в песках Аравии, посмотреть на великого государя приезжала царица Савская.

После смерти Соломона государство распалось на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал Иерусалим . Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то, и другое. Позже оба царства были захвачены вавилонянами.

Мифы и предания древних евреев. Религия. Из Библии известно, что древние евреи почитали единого бога Яхве, в то время как другие народы поклонялись многим богам и идолам. Поэтому они считали себя народом, избранным Богом.

Древние евреи считали, что единый бог Яхве сотворил мир и человека. Он дал людям свои установления, по которым те должны жить. Божественные заповеди считались законом, который никто из евреев не мог нарушить.

К народу Бог обращался через пророков. Пророки - люди, избранные Богом для того, чтобы донести всем божественное слово откровения.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

1. В Мертвое море впадает река:

A) Тигр. B) Евфрат. C) Галис. D) Нил. E) Иордан.

2. Наиболее развитым городом на юге Финикии был:

А)Библ. В)Угарит C) Арвад. D) Кадеш. Е)Сидон.

3. Финикийцы были хорошими строителями:

A) Крепостей. B) Кораблей C) Дворцов. D) Храмов E) Пирамид.

4. На юге Тира жил народ, который называли:

A) Египтяне. B) Хетты. C) Ассирийцы. D) Филистимляне. E) Урартцы.

5. В Палестину стали прибывать кочевые племена:

A) Саков. B) Скифов. C) Сарматов. D) Тюрков. E) Еврейские племена.

6. Израильско-иудейское государство было создано в годы правления:

A) Царя Давида. B) Царя Саргона. C) Царя Ирода D) Понтия Пилата. E) Царя Ашшурбанипала.

7. Израильско-иудейское государство достигло своего расцвета при царе:

A) Давиде. B) Соломоне . C) Ироде. D) Телепине. E) Хаммураппи.

8. Столица Израиля:

A) Иерусалим. B) Сидон. C) Самария. . D) Библ Е) Дамаск.

9. Важнейшим достижением финикийской культуры являете создание:

A) Книгопечатания. B) Кораблестроения. C) Пирамид. D) Алфавитного письма . Е) Почтовой службы.

10. Главного бога евреев звали:

A) Яхве. B) Иисус. C) Мардук. D) Мотт. E) Давид.

2. Творческие задания.

А) Города финикийцев: Б - - л, С - - - н, Т – р.

Самой известной колонией финикийцев был город К - - - - - - н.

Города финикийцев были расположены на берегах ………… моря.

Ответ: (Библ, Сидон, Тир. Карфаген. Средиземное море.)

Б)Одним из основных занятий древних финикийцев была торговля. «Финикийские купцы продавали:

1. «Живой товар» - ………….. (рабы)
2. ………………….. – ткани (окрашенные в пурпурный цвет).

3. Брёвна ливанского …………. (кедра)
4. Оливковое …………… (душистое масло)
5. Виноградное ………….. (вино)
6. Изделия из …………….. (слоновой кости)

В) Задача.

В Библии рассказывается о царе Соломоне, который, задумав построить храм Яхве, обратился к правителю одной из соседних стран с просьбой: «Прикажи, пусть нарубят для меня кедров …и мои рабы будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь: потому что ты знаешь, что у нас нет никого, умеющего рубить кедры».

Вскоре Соломон получил следующий ответ: «Рабы мои свезут их (кедры) к морю, и я плотами доставлю их морем до места, какое ты назначишь мне, и я разберу их там, и ты возмёшь. А ты исполни моё желание, доставляя продовольствие для моего дома».

К правителю какой страны обращался Соломон? Каким образом её жители доставляли лес? Каким продовольствием мог заплатить царь Соломон?

Раньше землю населяло много людей, живущих в древних государствах, которых теперь не существует. Но кто такие финикийцы? Где они жили и чем занимались?

Определение

Финикийцы — это древний народ, населявший Финикию. Это государство находилось на востоке средиземноморского побережья, на территории современного Ливана, на левантийском побережье Средиземного моря.

Финикийская цивилизация стала в своё время очень культурно развитой и великой. Она достигла своего максимального пика расцвета в 1200-800 годах до н. э.

Происхождение

Согласно письменным трудам древнегреческого историка Геродота финикийцы пришли из северо-западной части Аравии. А именно с прибрежного района Красного моря. Изначально они говорили на семитском языке, поэтому их называли семитами и относили к этой группе. Уже спустя какое-то время греки стали их называть финикийцами. Предполагается, что это слово произошло от древнегреческого «фойникес», что обозначает пурпурный цвет, потому что в прибрежной части государства водился особый моллюск, дающий красный краситель, чем впоследствии народ активно и пользовался, окрашивая вещи и изделия в соответствующие оттенки пурпурного.

История существования

Теперь, когда мы поняли, кто такие финикийцы, лучше подробнее рассмотреть, какова хронология событий этого древнего государства.

Интересно и то, что Финикия появилась настолько в давний период, что у историков по сей день остаются некоторые вопросы касательно быта и истории народа.

Изначально семиты появились на Левантийском побережье Средиземного моря примерно V тысячелетий назад как часть и продолжение ханаанской цивилизации и культуры. В ранний период жизни цивилизации её называли Ханаан. Но примерно в 1500 году до н. э. в Финикии зародилась своя отдельная культура.

Государство стало постепенно развиваться. Впоследствии называемые финикийцами люди возвели один из самых древних городов мира — Библ (или, как называли другие народы, Губл или Гебал). Город разрастался, а его экономика и торговля вышли на высокий уровень. Именно от него произошло название Библии.

А вот ближе ко второму тысячелетию Финикия стала ещё больше и занимала весь восток Средиземноморского побережья. Появился город Сидон, ныне известный благодаря «Илиаде» Гомера, в которой он восхищался жителями того места, потому что они делают великолепные ремесленные предметы.

Финикийцы были отличными ремесленниками и торговцами, но не воинами. Они на протяжении всего времени своего существования терпели осады от греков, затем — от Ассирии, которая смогла завоевать Финикию и заставила народ на протяжении двух веков платить дань. После этого государство долго сражалось за независимость, пока в итоге не стало пятой провинцией Персии в 539 году до н. э.

А в 332 до н. э. Александр Македонский окончательно захватил восточную Финикию. Но тем не менее западная часть государства и город Карфаген продолжали своё существование какое-то время.

Язык и письменность финикийцев

Изначально люди говорили только по-финикийски (примерно до X века н. э.). Когда Финикия достигла своего расцвета, в ней также появился и алфавит. Таким образом, стала появляться и письменность. Такой финикийский тип алфавита был гораздо удобнее, чем иероглифика Древнего Египта или клинопись в Месопотамии. Одна фонема — одна буква. За все время существования языка количество букв варьировалось от 30 и до 22, но не было передачи гласных фонем.

Можно сказать, что именно в Древней Финикии начали активное использование буквенной письменности. Из-за активной торговли, хороших связей с соседними государствами и удобного географического расположения язык распространялся по всему Средиземноморью. К сожалению, до наших дней не уцелело ни одного литературного памятника Финикии, потому что они делали записи на папирусах, которые в условиях того климата очень быстро разрушались.

От финикийской письменности произошло два варианта алфавита: греческий и арамейский, потому что система передачи фонем буквами оказалась очень удобной. А в VII веке финикийцы перешли на арабский и арамейский языки.

Торговля и путешествия

Финикия — очень великое, развитое государство прошлого. Как уже говорилось, главным занятие финикийцев была морская торговля. Через страну проходили многие торговые пути. Примерно в одно время с изобретением ханаанской письменности начали изготавливать большие килевые корабли для мореплавания. Но их корабли действительно были очень прочными для того времени.

Считается, что финикияне — это первые люди, которые смогли обогнуть весь континент Африки. Также Геродот в своём литературном труде пишет, что именно они в 7 в. до н. э. придумали триеры. Известно даже, что путешествия финикийцев были и до берегов нынешней Англии.

Финикия также была известна своими кедровыми лесами, древесину они поставляли в Месопотамию и Египет. Они использовали эти хвойные деревья для кораблестроения. К сожалению, такая вырубка на территории нынешнего Ливана привела к уничтожению кедровых лесов.

Финикийцы изготавливали оливковое масло и вино. Делали пурпурный краситель из моллюсков, каждый из которых приносил лишь каплю краски. Именно поэтому все вещи и изделия красного цвета стоили очень дорого. Также успешно изготавливали стекло и стеклянные изделия, которые славилось по всему Средиземноморью. Особо популярным предметом для торговли у финикийцев была сушёная рыба.

А вот в саму Финикию из других государств привозили папирус, золото, медь, шкуры животных, благовония, шерсть, пряности, хлопок, лён, слоновую кость и многое другое.

Самыми крупными городами-государствами считались Карфаген, Сидон, Тир. Именно они по большей части вытягивали и развивали всю страну.

Религия

Чтобы лучше понять, кто такие финикийцы, следует также узнать немного и духовной жизни их общества. В Финикии правило язычество, а сами люди поклонялись разным богам. Существовали и жертвоприношения, что в наши дни вызывает очень много споров. Соседние народы с финикийцами считали такие обычаи очень жестокими.

В жертву приносили в основном грудных детей в возрасте до 5 месяцев. Неизвестно точно, насколько часто это практиковалось. Но многочисленные праховые урны в тафете не показатель массовости детских жертвоприношений. Существует предположение, что детей кремировали вне зависимости от того, умерли ли они от другой причины или же их принесли в жертву богам.

Но кто такие финикийцы и можно ли, несмотря на все, считать их великим народом? Однозначно можно сказать одно: благодаря Финикии мы получили много изобретений и особый вклад в мировую культуру, поэтому нельзя недооценивать силу и мощь этого древнего государства.

Полна интереснейших вопросов и даже загадок. Скорее всего, мы уже никогда точно не узнаем, сколько же великих цивилизаций так и не смогли родиться, будучи задавленными своими соседями, более сильными и удачливыми в военном и экономическом плане. Но некоторым из народов удалось «выбиться в люди». Порой этому способствовал крах или ослабление могучих соседей.

Такими были касситы, когда-то вышедшие из состава обычных горных племен, такими когда-то являлись и финикийцы, прозябавшие под достаточно жестким управлением египтян. Но все когда-нибудь заканчивается, и Египет начал ослабевать. Вскоре после этого как города финикийцев, так и весь их народ, начали быстро развиваться и процветать.

Кем они были?

Современники так описывали этот народ: «Они были удивительными людьми, одинаково легко управлявшимися как с мирными, так и с военными делами. Они изобрели свою письменность, достигли небывалых успехов в политике, государственном управлении и мореходстве. Финикийцы были и есть торговцами от Бога».

Ознакомившись с информацией, предоставленной современными антропологами, мы даже можем представить внешний вид этих людей. Как и многие народы той эпохи, они не отличались богатырской статью. Мужчины редко были выше 1,63 метров, женщины - 1,57 метров. Судя по оставшимся изображениям, у людей были узкие, чуть вытянутые лица, курчавые волосы и короткий, прямой нос.

Одежда финикийцев была яркой и пестрой. Так, египтяне писали, что в толпе граждан фараона пришельцы эти выделялись, словно «бабочки на овечьем руне». Мужчины и женщины в Финикии одинаково любили изящные ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней.

Основные финикийские полисы

Как только Египет начал сдавать позиции в политическом и военном плане, Тир, Сидон, Библ, Арвад и некоторые другие полисы сразу же заявляют о своей независимости. И в этом не было совершенно ничего удивительного. Дело в том, что не только города финикийцев, но и все прочие крупные поселения в то время были фактически автономными государствами.

Нередко там имелся «личный» царь, своя вера и свое духовенство, собственная армия, вооружаемая собственными же ремесленниками. О земледельцах и говорить не приходится! Им куда больше импонировала идея платить подати только в один карман, а не в несколько. К этой идее быстрее прочих пришел Тир. Город быстро стал совершенно независимым, хотя некоторое время и подчинялся формально Сидону.

Возвышение Тира

В то время первым среди равных был именно этот город, но его время быстро подошло к концу. Страшный набег «народов моря» не оставил от некогда величественного поселения камня на камне, после чего города финикийцев стали прислушиваться к мнению Тира. Последний в то время как раз достиг своего пика развития. На троне тогда сидел царь Хирам I.

Во многих источниках имеются свидетельства того, что он был современником великого Соломона, царя иудейского (около 950 г. до н. э.). Хирам начал свои свершения с того, что сделал массивную искусственную насыпь вокруг города, едва ли не вдвое увеличив его территорию. Царю сопутствовала удача: вскоре его старатели отрыли в этих местах хороший родник с пресной водой, так что Тир превратился в практически неприступную твердыню. Известны также достижения финикийцев того времени в ирригационном деле.

Благодаря продуманным системам орошения и задаткам селекции, они могли полностью обеспечивать себя продовольствием. В те времена это было невероятным прогрессом в развитии государства.

Появление Карфагена

Неудивительно, что город очень скоро завязал прочные торговые отношения со всеми своими соседями. Скорее всего, именно Хирам начал колонизацию современного Туниса. Это предположение базируется на том, что его наследники заложили там Карфаген, причем сама местность им была прекрасно знакома, так как строители сразу выбрали оптимальное место для нового полиса. Были основаны некоторые мелкие сведения о которых до нашего времени не дошли.

Предание гласит, что его закладка произошла в 814 г. до н. э. Вскоре финикийцы активно торговали с Месопотамией и народами, заселявшими долину Нила. Кроме того, они постепенно прочно осели в тех районах, из которых можно было контролировать подходы к Средиземному морю. Все это привело к тому, что из всех городов этого государства свое значение в течение долгого времени сохранял именно Карфаген. История донесла нас сведения о величественном Ганнибале и о его борьбе с Римом.

На чем основывалось богатство полисов?

Чтобы привлекать новых людей (военных, в частности), цари городов жаловали за верную службу земли. Внутри сельской общины также существовала определенная земельная собственность, которая распределялась между ее членами в зависимости от заслуг и влиятельности конкретного человека. Впрочем, к тому времени собственное сельскохозяйственное производство только кормило Финикию, но на торговые прибыли влияния оказывало мало.

Куда больше денег города финикийцев имели, разрабатывая месторождения ценных металлов в горах Ливана. Кроме того, там росло немало ценнейших видов деревьев, древесина которых быстро стала важнейшим предметом экспорта. Любили иностранные купцы финикийскую шерсть, выкрашенную пурпуром, секрет которого знали только ученые Тира. Начиная с VIII — VII вв. до н. э. все большее значение приобретает изготовление утонченных и изысканных стеклянных изделий, которые также пользовались огромным спросом у чужеземных торговцев.

Расширение морской торговли

После того как Египет окончательно распался, Тир и прочие города начали богатеть с удивительной скоростью. Практически все колонии финикийцев быстро разрастались, многие из них впоследствии стали самостоятельными государствами. Они быстро захватили в свои руки все торговые каналы египтян, и процесс обогащения пошел еще быстрее.

Чем торговали финикийцы?

Следует понимать, что Финикия в древности богатела не столько из-за продажи производимых на ее территории товаров. Прежде всего ее благосостояние росло за счет перепродажи предметов роскоши и редких изделий (ювелирных, в частности). Кроме того, жители этой страны были не только прекрасными моряками, но и отчаянными пиратами. Все награбленное зачастую вполне официально сдавалось в финикийских городах, за что древние «каперы» получали приличный куш.

Помня, что финикийцы - мореплаватели от рождения, соседние страны не осмеливались их задирать, так как военный флот государства мог доставить много проблем обидчикам. В то же время, «слава» этого народа была такова, что даже злейшие враги могли на время забыть свои распри, чтобы совместными силами утопить парочку их кораблей. Финикийцы об это знали, а потому не брезговали совершать дерзкие морские набеги на прибрежные поселения, поголовно уводя населявших их людей в неволю.

Неудивительно, что одной из основных статей доходов морской торговли того же Тира были рабы. Имеются сведения, что Финикия в древности была одним из тех уникальных государств, в которых цари полисов могли ссужать немалые суммы обычным гражданам. Делалось это не ради альтруизма, а с целью развития «предпринимательства»: человек получал от государства деньги, на которые мог приобрести только корабль и запасы товаров на первое время. Залогом лояльности становилась семья «одариваемого». Проще говоря, мухлевать с деньгами было не в интересах граждан.

Сухопутные пути финикийцы осваивали далеко не так споро. Но все изменилось приблизительно в первом тысячелетии до н. э, когда люди смогли приручить верблюдов. Народ прожженных торговцев не мог упустить столь уникальной возможности, а потому освоение той же Сирии началось моментально.

Некоторые уточнения

Можно подумать, что Финикия в древности была просто филиалом рая на земле, где свободные граждане страны могли свободно торговать и зарабатывать. Все было не так просто. Да, постоянно развивающаяся торговля приносила государству гигантские прибыли, причем практически любой свободный человек мог открыть свое дело.

Но значительное количество рабов, без которых не могла функционировать финикийская торговля, постоянно увеличивающееся количество обездоленных должников и представителей обанкротившихся семейств постепенно превращалось в настоящую бомбу, на которой и «взорвалась» впоследствии древняя Финикия.

Работорговля и классовая борьба

В Древнем мире у этой страны была нехорошая слава, возникшая именно из-за пристрастия ее народа к работорговле. Огромное количество «живого товара» продавалось в другие страны, но и сама древняя Финикия крайне нуждалась в этих людях: мастерские и стапели кораблестроительных верфей, каменоломни и виноградники, строительство дорог и выращивание овец… Словом, без рабского труда всей государственной экономике тут же настал бы конец.

Все достижения финикийцев, особенно в области строения качественных дорог и грандиозных храмов, базировались именно на работе невольников. Впрочем, была у этого явления и обратная сторона, которая нередко была крайне неприятна и даже смертельно опасна для самих «властителей мира».

Практически все современники свидетельствуют, что в стране шла напряженная и постоянно обострявшаяся классовая борьба. Так, греки неоднократно писали о грандиозном рабском восстании в Тире, к которым примкнули тысячи малоимущих граждан. Руководство восстанием приписывается некоему Абдастрату (Старатону). Как ни странно, но грандиозное побоище, случившееся приблизительно в IX веке до нашей эры, окончилось полной и безоговорочной победой рабов.

Греческие историки свидетельствуют, что все мужчины «привилегированных» классов были безжалостно вырезаны, а их женщины распределены между представителями восставших, населявших Тир. Город полностью обезлюдел на долгое время.

Парадоксы внутренней политики и постепенное угасание

Вообще, в греческих текстах исторической тематики едва ли не повсеместно сообщается о каких-то загадочных “финикийских несчастиях”. Очень может быть, все это - отголоски грандиозного восстания рабов, которое охватило все города, в том числе и великий Карфаген. История, тем не менее, ничему не научила правящий класс. Никакого смягчения по отношению к рабам не предвиделось, а государство и не думало как-то «диверсифицировать» свою зависимость от их труда.

Все это впоследствии привело к тому, что история финикийцев закончилась печально, и некогда великое государство, ослабленное постоянными распрями и внутренними неурядицами, попросту растащили сильные соседи.

Несмотря на это, все современники отзывались о них с глубочайшим изумлением. Греков и римлян удивляло, как финикийцы, карта мира которых была самой подробной на то время, сумев покорить множество народов, так и не смогли организовать хоть какого-то подобия государства. «Властвуя над миром, они не могут повелевать у себя дома», - так говорили об этом народе. Торговцы, отчаянные и предприимчивые путешественники, они стали едва ли не первыми людьми во всей Истории человечества, которые создали свою Империю не огнем и мечом, а убеждением, хитростью, умом и золотом.

Новое возвышение Сидона

Так, из-за политических дрязг, интриг и восстаний рабов свое значение в конце концов теряет Тир. «Бразды правления» тут же перехватывает (в конце IX века до нашей эры) полностью восстановленный к тому времени Сидон (нынешний город Сайда в Ливане). В те годы этот полис восстановил утраченное значение, обзавелся мощным флотом и армией, а потому мог диктовать свои условия соседям.

Историки считают, что древние финикийцы возвели его приблизительно в IV веке до нашей эры. Уже во втором тысячелетии Сидон достаточно окреп для ожесточенной борьбы с Тиром в регионе. В начале первого тысячелетия граждане именно этого города-полиса принимали самое деятельное участие в финикийской колонизации, которая волной прошлась по всему Западному Средиземноморью. Впрочем, вскоре он попал в сильную зависимость от усилившегося к тому времени Тира.

В 677 г. до Рождества Христова город был захвачен ассирийскими войсками, которые его полностью разрушили. Впрочем, уже через десятилетие он был полностью восстановлен. Приблизительно в начале VI века до нашей эры Сидон был поглощен в которой царила династия Ахеменидов.

Конец эпохи

Вскоре и прочие города финикийцев полностью лишаются своей независимости. Уже в середине VI века до нашей эры неугомонные ассирийцы все чаще стали появляться под их стенами. Несмотря на сохранявшееся экономическое могущество, все полисы, за исключением гордого Тира, быстро покоряются власти Ассирии.

Не стоит забывать, что в конце VII века до нашей эры свое былое могущество стал отвоевывать Египет, а потому немалое количество городов бывшей Финикии входят в его состав. Наконец, в те века быстро стала матереть и развиваться Персидская империя, которая поставила окончательную точку в истории государства моряков, торговцев живым товаром и первопроходцев.

Впрочем, самим финикийцам до этого дел не было: их города сохранили свое самоуправление, а торговля стала еще выгоднее за счет защиты и протекции персов. Финикийский же флот вошел в состав персидской флотилии на правах наиболее сильной и уважаемой единицы последнего.

Послесловие

Народ этот еще долго напоминал о себе. Так, язык и традиции финикийцев сохранялись во многих регионах Средиземноморья едва ли не до конца Средних веков. Только жестокие арабские завоевания окончательно положили конец развитой древней культуре.

За последние несколько десятков лет мы значительно продвинулись в изучении письменности и народа. Множество новых надписей открываются ежегодно... Археологи предполагают, что глубокое изучение финикийского наследия может открыть нам множество

Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой.

Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма.

Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 гг. до н.э.

В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н.э. - Александр Македонский.

В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк.7:26; Мф.15:22; Деян.11:19; 15:3; 21:2).

История

В XIII в. до н.э. Финикия испытала нашествие народов моря.

С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность.


Уже в XII в. до н.э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII в. до н.э. Финикия была захвачена Ассирией.

Финикия перешла под власть персов в 538 г. до н.э.

В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Палестины.

При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармила.

Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской.

При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах» , чтобы таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли «пунами».

Отношения с другими народами региона

От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит.

Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23; Иез. 26-28) сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен.


Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Отношения Финикии с Израилем носили эпизодический характер. Во времена и тирский царь Хирам оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации.

Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию.

В Деяниях Финикия упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалима до Антиохии (Деян. 11:19; 15:3).

Для Илии (3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.

Морские экспедиции

В 1500 г. до н.э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.


Около 600 г. до н.э. обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать весла, которые располагались на трех палубах, и четырехугольный парус площадью около 300 кв. м.

В 470 г. до н.э. основали колонии в Западной Африке.