Мечеть Баязида — старейший храм Стамбула. Панорама Баезид (мечеть). Виртуальный тур Баезид (мечеть). Достопримечательности, карта, фото, видео Необычные экскурсии в Стамбуле

Мече́ть Баези́д (Беязы́т; тур. Bayezid Camii, Beyazıt Camii) - одна из больших мечетей Стамбула, имеет два минарета. Расположена в старой части города на площади Беязыт. Рядом с мечетью находятся ворота Гранд базара и главные ворота Стамбульского университета. Мечеть построена по приказу султана Баязида II в 1500-1506 годах. Диаметр купола - 17 метров. Минареты украшены кирпичным орнаментом. При мечети сохранились бани и медресе.

Мечеть была построена по приказу султана Баязида II в 1500-1506 годах и стала второй крупной мечетью, появившейся в Константинополе после его завоевания в 1453 году. Первой была мечеть Фатих (1470 год), однако она сильно пострадала во время землетрясения 1509 года и в дальнейшем была полностью перестроена. В этом отношении мечеть Баязида имеет намного большую историческую и архитектурную значимость, так как землетрясение лишь частично разрушило её купол. Об архитекторе, построившем мечеть Баязида, известно немногое. Он построил караван-сарай в Бурсе. Однако, по стилю мечети видно влияние ранней османской и западной архитектурной техники. Мечеть Баязида проектировалась как кюллие - большой комплекс, в котором были медресе, начальная школа, публичная кухня (имарет) и хаммам. Повреждённый в 1509 году купол был вскоре восстановлен. В дальнейшем здание мечети ремонтировалось в 1573–1574 годах архитектором Мимаром Синаном. Минареты горели отдельно в 1683 и 1764 годах. Надпись над входом во двор мечети также сообщает о ремонтных работах 1767 года.

Архитектура

Внешний вид

С северо-запада к зданию мечети примыкает двор примерно такой же площади. Он представляет собой перистиль с колоннадой. Стоящие во дворе двадцать колонн состоят из порфира, офикальцита и гранита, они были найдены в византийских православных храмах и древних руинах. Крыша вокруг двора увенчана 24 маленькими куполами. С каждой стороны во двор ведут порталы, пол сделан из многоцветного мрамора. Сама мечеть имеет площадь приблизительно 40 × 40 м², диаметр купола 17 м. Центральный купол поддерживается полукуполами с четырёх сторон. Мечеть построена целиком из тёсаного камня; строители также воспользовались цветными камнями и мрамором, извлечёнными из близлежащих разрушенных византийских зданий.

Интерьер

Интерьер мечети Баязида выполнен по примеру собора святой Софии, только в меньшем масштабе. Вдобавок к огромному центральному куполу, восточный и западный полукупола образуют центральный неф, в то время как северный и южный продлевают боковые нефы, каждый из которых имеет по четыре маленьких купола и увеличивает длину мечети, причём они не разделены на галереи. Помещение освещается с помощью двадцати окон у основания купола и семью окнами в каждом полукуполе, в дополнение к трём ярусам окон в стенах. В западной части мечети есть широкий длинный коридор, значительно выступающий за её пределы. Изначально, на его месте находились четыре куполообразные комнаты, в которых могли приютиться странствующие дервиши. Флигеля мечети были оборудованы…

Мечеть Баязида в Бурсе, построенная зодчим Якуб шахом или Хайреддин Пашой в 1500-1506 годах по приказу сына Мехмеда Завоевателя султана Баязида II (годы правления: 1481- 1512) – древнее, но в тоже время яркое и оригинальное, впечатляющее здание, дающее представление об архитектурном стиле османов эпохи Средневековья, хотя и не отличающееся изяществом Зеленой мечети и не столь щедро украшена.

Это самая старая мечеть из сохранившихся султанских мечетей города, возведенная в переходном стиле от раннеосманского к классическому, под сильным влиянием архитектуры собора Айя-София. Она является самой одной из самых больших в Стамбуле и имеет два минарета, украшенные кирпичным орнаментом. Располагается она в старой части города Стамбула на площади Беязит (нынешнее название площади - Площадь Свободы или Хурриет Мейданы). Неподалеку от мечети находятся ворота Гранд базара «Беязит» и главные ворота Стамбульского университета. Диаметр купола - 17 метров. Минареты украшены кирпичным орнаментом.

Мечеть отражает моду на строительство купольных сооружений. Особенный интерес вызывает передний двор прямоугольной формы с арками. Вход в мечеть украшают ворота, оформленные богатыми и роскошными сталактитообразными орнаментами и надписями, что отражает влияние сельджуков в архитектуре строения. 25 куполов покоятся на 20 античных колоннах, сделанных из красного порфира и розового гранита. Диаметр купола составляет 17 метров.

Архитектурной особенностью мечети Баязид является совмещение стилей оригинальных мечетей Бурсы и мечетей, возведенных в позднеосманский период. На восточных и западных частях парадного купола размещаются полукупола, поддерживаемые четырьмя массивными колоннами со сталактитовым навершием в форме слоновой ступни и 2 колонны из порфирного мрамора. При строительстве комплекса широко использовались колонны из мрамора, гранита, порфира и другие строительные элементы, позаимствованные с древнего (380-393 гг.) византийского форума Феодосия.

Первой интересной особенностью мечети является то, что минареты удалены друг от друга на расстояние около ста метров. Вторая особенность заключается в том, что данная мечеть, как и большая часть мечетей, построенные в раннеосманский период, была изначально создана для размещения в ней купцов, паломников и бродячих дервишей.

В отличие от мечетей эпохи Сельджукидов, бассейн (или как его называю турки - шадриван) вынесен за пределы помещения во внутренний двор. Цветовая гармоничность аркады вокруг двора и мраморные покрытия достойны особого внимания. С двух сторон мечети встроены шерефе (балкончик, на минарете с которого муэдзин призывает к молитве), который расположен на высоте 87 м. На минаретах восемь красных полос, которые придают зданию мечети особый колорит.

Следует отметить, что деревья со строительных площадок не были убраны турецкими строителями, поэтому во дворе мечети Баязида и в нынешнее время растет несколько кипарисов, придающие очень живописный вид всему ансамблю.

План этого здания очень интересен. Справа и слева от входа в помещение мечети можно увидеть 2 крыла, которые образуют своеобразный притвор с аркадами, имеющими острые своды. Встав на крайнюю точку одного из этих притворов можно любоваться грандиозным зрелищем, которое представляет собой длинная сводчатая галерея в виде 25-ти купольного портика и напоминающая монастырские трапезные времен средневековья. Османские зодчие крыли купола мечети свинцовыми плитами, а на шпиле был сооружен золотой полумесяц. Не смотря на то, что мечеть относится к числу погребальных, гробница или «тюрбе» находится позади мечети.

Четыре небольших купола расположились на каждом из боковых нефов, которые были разделены колоннами. Вокруг всех куполов и полукуполов были изображены орнаменты, напоминающие узоры на тканях, похожие на мотивы узоров, нанесенные на палатки кочевых юрюков - предков османцев. Возвышение Махфиль Хюнкара, предназначавшееся для правителя-хюнкара было исполнено в очень изящной манере. В мавзолее, представляющем собой восьмиугольную тюрбу, выполненную из грубого необтесанного камня, позади мечети, рядом с могилой Султана Баязида, покоится Сельджук Хатун. В третьей тюрбе в 1857 году похоронена очень известная особа периода танзимата - Великий Решид Паша.

Комплекс, расположенный на площади Баязида к западу от Капалы Чарши, включает в себя саму мечеть Баязида, имарет (столовая, где питались служители, учащиеся, больные и неимущие), больницу, школу, медресе, хамам (турецкую баню) и караван-сарай.

Караван-сарай и имарет, считавшийся благотворительным заведением в оттоманской империи, сейчас принадлежат городской библиотеке, а в медресе, которая располагается к западу от мечети, сейчас размещается музей каллиграфии. Среди несколько мавзолеев, расположенных с южной стороны мечети, находятся и мавзолей основателя мечети султана Баязида II.

В Мечети Баязида сейчас находится одноименный медицинский музей. К северу от мечети Баязида расположен комплекс старого университета, ставшего в конце 19 века первым турецким высшим учебным заведением.

Эминёню - это, прежде всего, район в котором сосредоточены древние исторические памятники Стамбула. Район раскинулся между Золотым рогом и проливом Босфор и является началом торгового района, улицы которого поднимаются по склонам к Большому базару. Север Эминеню - это узел всех видов городского транспорта, а также морских паромов, на которых вы сможете совершить увлекательное плавание вдоль берегов Босфора. К тому же здесь расположен железнодорожный вокзал Сикерджи. Эминеню это еще и отлично развитая туристическая инфраструктура с дорогими отелями, где отдыхающие могут, обедая на террасах любоваться видами на Босфор. Эминеню, в наши дни, самый популярный туристический район Стамбула. Давайте обследуем его лучшие достопримечательности, и посетим наиболее интересные и колоритные места.

Прогулка по району Эминёню в Стамбуле

Эминёню. Площадь Баязид

Чтобы почувствовать дух и ритм города отправляйтесь на площадь Баязид. Это большая открытая площадь, на месте которой некогда была византийская рыночная площадь – Forum Tauri. Развалины этой рыночной площади можно увидеть на улице Ordu Caddesi. На площади вы так же увидите ритуальные ворота в Стамбульский университет и medrese мечети Баязид, теперь это музей Каллиграфии. Мечеть Баязид возведена в 1501-1506 годах. Она очень изящна и по праву является одним из прекраснейших архитектурных шедевров османов. Во внутреннем дворе мечети колонны из красного, серого и зеленого мрамора создает блистательный визуальный эффект.

Создатель мечети Якуб-шах, взял за основу проект внутреннего помещения Софийского собора. Вы увидите четыре массивные опоры, поддерживающие центральный купол, а по бокам –два полукупола. Богато украшенный мимбар (кафедра с лестницей), а так же великолепные михраб и балюстрада - все это оригинальные архитектурные идеи XVI века. Справа от мимбара находится султанская ложа, которая лежит на колоннах из дорого мрамора. За мечетью есть кладбище, где вы увидите turbe (мавзолей) Баязида II. Эта мечеть одна из старейших османских мечетей в Стамбуле, которая прекрасно сохранилась до наших дней.

Дополнительная информация

  • Время работы: ежедневно с 8:00 до 17:00 часов

Как добраться до площади и мечети Баязид

  • Скоростной трамвай Т1 (до одноименной остановки). Трамвай ходит с 6 часов утра до 12:00 часов ночи. Стоимость проезда – 4 лиры.

За мечетью на маленькой улочке есть книжный базар – Сахафлар Чаршисы. На этом базаре продают книги со времен османской империи. Покупают здесь учебники и студенты из университета. На прилегающих к площади улочках, много разнообразных кафе, где всегда очень оживленно.

Необычные экскурсии в Стамбуле

Тоже интересно

Хамам Чемберлиташ в Эминёню

А теперь в роскошные бани Хамам Чемберлиташ, где вы сможете познать истинное наслаждение от турецкого традиционного хамама. Они были созданы в 1584 году вдовой Селима II валиде-султан Нурбану и с тех пор постоянно работают. Просто невероятно! Бани созданы архитектором Мимаром Синаном и являются замечательным примером гражданской архитектуры османов. В банях традиционно есть мужское и женское отделение. Вокруг центральной парной размещаются мраморные ниши и ванны. Из купола через окна в виде звезд льется солнечный свет.

Для тех, кто впервые оказался в турецком хамаме, некоторые рекомендации. Сначала вас проводят во внутренний дворик (camekan) с деревянными кабинками. Здесь вы оставите свою одежду. Вам дадут хлопковое полотенце, которым следует обернуть тело, а также выдадут шлепанцы. Сначала вы пройдете через прохладное помещение (sogukluk) и попадете в парную (hararet). Там, вы будете минут 15 лежать на подогретом мраморном постаменте –gobek tasi (камень живота). Если вы захотите испробовать массаж, то служитель разотрет вам тело грубой варежкой (kese), помнет и вымоет вас мылом. Затем вы сможете лежать в парной сколько сможете. Потом нужно вернуться в camekan и одеться. Чтобы по- настоящему испытать, что же такое турецкий хахам, советуем хотя бы раз испробовать массаж, но нужно будет доплатить за него.

Дополнительная информация

  • Время работы: ежедневно с 6.00 до 24.00

Нужно иметь с собой мелочь, так как гардеробщики и массажисты любят чаевые.

Эминёню. Мечеть Рустема-паши

Обязательно нужно увидеть еще один архитектурный изыск Мимара Синана – мечеть Рустема-паши. Она была построена для Великого визиря Рустема-паши, который бал зятем Сулеймана Великолепного. Рустем-паша, не увидел ее завершенной, к сожалению. Под террасой мечети были построены магазины, благодаря которым мечеть и финансировалась. Магазины располагались в двойной крытой галерее, крышу которой поддерживают красивые каменные колонны с изящной резьбой. Если вы внимательно посмотрите на планировку молельного зала, то заметите что это восьмиугольник, вписанный в прямоугольник.
Основной купол окружен четырьмя полукуполами и опирается на четыре массивные восьмиугольные колонны и четыре опоры. С северной и южной части расположены галереи.

После смерти Рустем-паши, его вдова Михримах Султан, не жалела средств на украшение мечети. Все поверхности мечети покрыты уникальными изникскими изразцами, которые отличаются очень необычными геометрическими и цветочными узорами. Изразцы создавались в собственных мастерских дворца. Обратите внимание так же на щиты под куполом мечети, украшенные изящной каллиграфической вязью.

Правила поведения при посещении мечети

  • Женщинам рекомендуется покрыть голову платком и надеть одежду с длинным рукавом. Юбка должна прикрывать ноги и опускаться ниже колен. Брюки должны быть свободного кроя.
  • Мужчинам абсолютно неприемлемо входить в мечеть в майке и шортах.
  • Для детей младше 12 лет делается исключение – шорты и майки допустимы.
  • В мечети принято ходить, сняв обувь на входе, то есть босиком. Для обуви можно взять с собой полиэтиленовый пакет, чтобы было удобно носить её с собой.
  • Посещение мечети осуществляется в период между молитвами, чтобы не беспокоить верующих.
  • В мечети молящиеся люди могут находиться в любое время, поэтому внутри следует ходить аккуратно и медленно. Нельзя проходить перед молящимися людьми, лучше обойти их сзади. А также нельзя разговаривать громко, или смеяться.
  • В мечетях разрешено фотографировать, при условии, что вы никого не побеспокоите и не нарушите порядок.
  • В мусульманских странах не принято фотографировать женщин - карается штрафом, так как считается оскорблением. Мужчин можно фотографировать только с их согласия.

Дополнительная информация

  • Время работы: с 9 утра и до заката. Во время молитв посещение мечети туристами запрещено, а молятся мусульмане 5 раз в сутки.

Как добраться до мечети Рустема-Паши

  • Скоростной трамвай Т1 линии Кабаташ-Бааджилар. Трамвай ходит с 6 часов утра до 12:00 часов ночи. Стоимость проезда – 4 лиры.

Мечеть Сулеймание в районе Эминёню

Еще один шедевр великого архитектора

Стамбул, как и полагается Второму Риму, стоит на семи холмах. Шестеро братцев выстроились в ряд над Золотым Рогом, седьмой - нелюбимый - приютился поодаль у Мраморного моря. Хотя сейчас городской рельеф сильно сглажен, холмы Второго Рима по-прежнему царственны: почти каждый из них увенчан большой имперской мечетью или византийской церковью. На первом холме, на самом мысу полуострова, стоит Святая София. Здесь туристический центр Стамбула - район Султанахмет с его дворцом Топкапы и Голубой мечетью. Дальше на запад раскинул ковры Большой базар, а вокруг - кварталы Старого города. В сердце каждого из них - красавица мечеть, что красивы немного по-своему. Немного фэнтазийная Голубая мечеть, строгая в своей симметрии мечеть Мехмеда Фатиха, грандиозная Сулеймание, уютная Лалели. В этой главе читателя ждет настоящий хадж по историческим мечетям Стамбула.

Точное число мечетей в Стамбуле неизвестно, город растет, и каждому кварталу положено иметь свою мечеть. Так что сейчас называют число в более чем две тысячи исламских храмов. Я был в более чем десяти из них, самых больших и имеющих историческое значение, о которых было что прочитать при подготовке к путешествию. Семь имперских мечетей - скорее штамп из иных путеводителей, нежели устоявшееся определение. Но именно так описывают своеобразную обязательную программу для всех интересующихся главными достопримечательностями. Вот они: Мечеть султана Мехмеда Фатиха-Завоевателя, Мечеть Баезид, Мечеть Селима Явуза, Мечеть Шехзаде, Мечеть Сулеймание, Голубая Мечеть Султанахмет и Мечеть Лалели. Все они были сооружены непосредственно по приказу султанов, что их объединяет. В разные дни, по сложной ломаной кривой маршрута я обошел их всех, заходил внутрь, фотографировал окружающий вид и любовался внутренним убранством. В некоторых из них вечно толпятся туристы, чье посещение прекращается только во время намаза, в некоторых из них нет никого, кроме нескольких молящихся.

У мусульман нет сложной церемонии богослужения. Мечеть - это место для коллективной молитвы и проповеди, поэтому она устроена предельно просто. С балкончиков на остроконечных башнях-минаретах правоверных зовут на молитву. Сейчас муэдзинов везде заменили электронные табло с расписанием молитв у дверей мечетей и динамики, они есть даже на минаретах вроде бы музейной Святой Софии. Запись включается по расписанию нестройных таймеров, и с интервалом в минуту-полторы во время проигрыша азана весь Стамбул наполняют звуки призывающие к молитве. Перед входом в мечеть обычно устроен двор с фонтаном для омовений (обязательных перед молитвой). Молятся, обратившись лицом к Мекке, поэтому главное место в мечети - ниша-михраб , показывающая направление на Мекку (в Стамбуле это юго-восток). К михрабу не принято стоять или сидеть спиной. Сбоку от михраба - кафедра-мимбар , с которой читается пятничная проповедь. Михраб и мимбар -обычно наиболее заметные и щедро украшенные части мечети, далеко не во всех мечетях к ним могут подходит немусульмане, так что праздным туристам обычно остается любоваться высотой сводов.

Турция - светское государство, но остается при этом мусульманской страной. Проявление какого-либо неуважения к исламу, критика его святынь и обычаев совершенно неуместны. Посему при посещении мечетей принято закрывать плечи и колени (у входа в большие мечети висят большие платки, в которые могут укутаться легкомысленные туристки) и снимать обувь (есть полки и большие железные ложки для обуви). Самое мудрое - прочитать эти строки и положить в походный рюкзак свою собственную ложку. Именно из-за мечетей, в Турции непопулярна мужская обувь на шнурках, а популярна с оттягивающимся задником. Естественно, нельзя шуметь и мешать молящимся, хотя во время намаза вас не пустят в мечеть, а вежливо попросит подождать привратник. Вроде бы есть мечети, находящиеся в распоряжении особо консервативных исламских общин, куда туристов вообще не пускают, но я с подобным нигде не сталкивался. А раз, пожелав зайти в католический храм на стыке площади Таксим и улицы Истиклаль я столкнулся с очень нехорошим взглядом привратника в дверях окруженных коллекцией разнообразных табличек с запретами на съемки, шум и т.д. Так не зашел, поняв, что туристов тут не ждут. Мечети же демократичны, туда может зайти любой желающий турист не во время намаза с утра и до темноты. Там можно сесть и отдохнуть с дороги или даже полулечь на ковер, опершись спиной на колонну чтобы удобней было рассматривать изразцы под сводом. Если приходит турецкое семейство, то маленькие дети скинув обувь начинают радоваться просторам, покрытым мягкими коврами и с визгами бегать по центру мечети Селима Явуза, как ниже на фото. Родители пытаются их остановить, но прихожане со свойственным туркам детским всепрощением совершенно не обращают на шалости внимания.

Но свое путешествие я начну не с вышеперечисленных величественных храмов, а с небольшой на их фоне, но крайне важной для османской государственности мечети. Мечеть Эйюп-султана (Eyüp Sultan Camii) была чуть ли не первой, построенной турками после взятия Константинополя, в 1558 году, но ее, как и другую древнюю мечеть - Фатих, разрушило землетрясение 1766 года. Нынешнее - довольно красивое - здание построено в конце XVIII века. Особенно хорош интерьер: большая его часть не оштукатурена, видна каменная кладка красивого теплого тона и вообще, сама мечеть выдержана в подчеркнуто светлых тонах и очень нарядна внутри в отличии от несколько тяжеловесной внутренней отделки исполинов на холмах. Простите за некоторую размытость внутренней фотографии.

Сама мечеть находится с самом конце Золотого Рога, за мостом Халич, в квартале Эйюп (Eyüp), тихом и размеренном, и только суета турецких паломников нарушает его покой. Абу Айюб аль-Ансари , которого турки называют Эйюп-султан был одним из первых мусульман, ближайшим другом, сподвижником и личным знаменосцем пророка Мухаммеда. Эйюп погиб во время арабской осады Константинополя в VII веке, а его могилу чудесным образом обнаружил один дервиш вскоре после турецкого завоевания. Гробница Эйюпа и построенная рядом с ней мечеть Эйюп-султана - четвертая по значению святыня ислама после Мекки, Медины и Иерусалима (и единственная, насколько я могу судить, которую может увидеть вблизи любопытный путешественник, если он не мусульманин).

Около нее всегда людно, каждый из паломников старается подойти вплотную к стеклу "окна молитвы", забранному решеткой с арабской вязью: считается, что молитвы, произнесенные здесь, обязательно исполняются. Внутри расположен саркофаг окруженный решеткой из чистого серебра - подарок султана-стихотворца Селима III. Здесь, у гробницы происходили важнейшие государственные церемонии. Нового султана опоясывали здесь мечом Османа - родоначальника оттоманской династии. После этого аналога европейской коронации новый монарх Блистательной Порты становился законным наследником Османа и одновременно преемником пророка Мухаммеда. А огромный платан возле мечети повидал, судя по всему, многих султанов на своем веку.

Сюда стекались тысячи пилигримов, обильные пожертвования использовались для украшения святынь, правоверные старались поселиться поближе к святому месту. Вдоль берега и на склонах окрестных холмов поднялись деревянные особняки и обители дервишей, появилось множество лавок со съестным, а на улицах рядом с пристанью раскинулся шумный рынок, с которого можно было унести на память какой-нибудь душеспасительный сувенир. Рынок открыт и сейчас, только переместился вглубь квартала. Благочестивые люди старались обзавестись фамильным местом на кладбище Эйюп, что простирается отдельными террасами от мечети к Золотому Рогу. Тут много захоронений и целых мавзолеев, но я, признаться, никогда не думал, что можно организовать кафешку в конце дорожки между могил. В Турции, видимо, с этим все проще.

А теперь, после исторически первой и наиболее сакрально значимой мечети пойдем собственно семи имперским сестрам в хронологическом порядке их строительства. И первой на очереди будет мечеть Мехмеда Завоевателя, покорителя Константинополя. Каждый вновь вступивший на престол султан, после того как его опоясывали мечом в мечети Эйюп, непременно приезжал поклониться праху Завоевателя, чтобы унаследовать его мужество и военную удачу. Мечеть Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Camii), сооруженная в 1463-1470 годах, рухнула во время уже знакомого вам землетрясения 22 мая 1766 года и была восстановлена в 1766-71 годах султаном Мустафой III (ритмично святыни рушились, да).

Мечеть Мехмеда Фатиха трудно сфотографировать на отдалении, к ней вплотную жмутся жилые постройки, мавзолеи и неизменные могилы. Следует знать, что целью строительства у всех крупных мечетей никогда не было только постройка самого здания для молитв. Возводился целый комплекс сопутствующих сооружений: медресе (религиозная школа), госпиталь, хоспис, начальная школа, караван-сарай для путешественников, хамам (баня) и даже рыночные ряды с кухней для приготовления пищи для всех этих заведений. Все это было воплощено в этой и в других мечетях, частично сохранилось, частично нет. Кстати, перед главным входом в мечеть Фатиха расположен книжный рынок с обилием поп-исторических книг по истории Турции вперемешку с религиозной литературой.

По легенде, мечеть Мехмеда Фатиха была построена греком-христианином по имени Атик Синан, что значит Синан-вольноотпущенник. Ради первой имперской мечети была снесена уже сильно обветшалая к тому времени, но все еще грандиозная византийская церковь Святых апостолов - второй по значимости храм Византии после Святой Софии, в нем были похоронены десятки восточно-римских и византийских императоров. По той же легенде, Мехмед расстроился и рассердился - купол мечети его имени был ниже и меньше, чем купол Софии. И Завоеватель приказал отрубить архитектору руку за нехватку грандиозия. Синан после экзекуции взял и... пожаловался на султана городскому судье-кадии, который, рассмотрев вопрос, постановил, что султан был... неправ и архитектор вправе... отрубить руку султану в ответ. Мехмед, услышав приговор, как не в чем не бывало вызвал Синана и... сказал, что подчиняется решению судьи - на, руби. Насмерть сраженный силой мусульманского правосознания, грек простил султана и обратился в ислам, а султан, в свою очередь, подарил архитектору целую улицу города во владение. Впоследствии, вплоть до самой смерти Синан построил сотни зданий и мечетей в Османской империи.

Внутри мечеть до перестройки представляла из себя покоящийся на четырех арках купол диаметром 26 метров. После перестройки XVIII века проект переработали по канонам Святой Софии, с куполом того же диаметра покоящийся на четырех полукуполах с каждой стороны, поддерживаемые мощными колоннами. То есть переработанное в соответствии с горьким тектоническим опытом как более устойчивое сооружение. В итоге получилось внушительное здание, чья достаточно контрастная отделка с крастными, золотыми и зелеными красками напоминает именно оригинальные украшения внутри мечетей времен расцвета империи XVI - XVII веках: впоследствии традиция поменялась и мечети стали более бело-голубыми внутри.

Внутри мечети очень хороша собой кафедра проповедника (мимбар) из разноцветного мрамора, сохранившаяся еще от оригинальной мечети.

Как не странно, но в гробницу-тюрбе Мехмеда Фатиха пускают всех, более того - никто не сидит на входе одной из главных городских святынь. Даже после упразднения султаната гробницы султанов оставались объектами настоящего религиозного паломничества, и Ататюрку, пытавшемуся искоренить этот вредный для республики культ, пришлось закрыть все мавзолеи. Впоследствии их опять открыли для посетителей и молящихся. Именно, там моляться точно также, как и в мечети.

Внутри гробница богато украшены измитскими изразцами, османским гербом и изречениями на арабском. Сам мраморный саркофаг увенчан обязательным тюрбаном.

Следующий пункт маршрута - Мечеть Баезид султана Баязида II, построенная в 1501-1506 годах возле руин форума Феодосия чуть в стороне от Мезы, осевой улицы Старого Города. На этом отрезке улица называется Еничерилер (Yeniçeriler Caddesi), улица Янычар, из-за находившейся когда-то кофейни Çınaraltı Cafe, в которой собирались янычары - их казармы были рядом. Увы, но тут меня постигло разочарование - мечеть закрыта на ремонт, лишь с одной стороны комплекса открыто медресе, где снуют туда-сюда бородатые турки.

Остается написать, что купол мечети - 17 метров в диаметре и так как мечеть Фатиха не сохранилась в оригинальной постройке, то мечеть Баязида является старейшей из существующих больших имперских мечетей Стамбула. Немного странно, что в западных источниках сообщается, что архитектра звали Якуб и про него практически ничего не известно. Советская литература по истории турецкого зодчества уверенно называет совсем другое имя - Кемаль-эд-дина, как зодчего. Интерьер внутри отчасти повторяет всю ту же Софию в меньшем размере, главный купол опирается на боковые нефы, разделённые колоннами и несущие по четыре небольших купола, что видно на наружней фотографии. Увы, увы, тут прилагается не моя фотография, а взятая из Викии.

Кроме того, Зодчий Кемаль-эд-дин, вводя в планировку мечети Баязида перекрытые куполами крылья, соединенные аркадами с централь­ной частью, развил более ранний конструктивный прием. Добавив же об­ширный, окруженный купольной колоннадой квадратный двор - харим или авлу - перед мечетью, с фонтаном для религиозных омовений, он внес не только еще один новый элемент в общее решение, но и осуществил задачу создания культового комплекса. Многократно повторяемый впо­следствии, этот элемент не был случайным, а имел глубокий смысл. Легкие колоннады двора, тонкие и стройные минареты, играя подчиненную роль, подчеркивали крупные, нерасчлененные формы средней части комплекса. Впоследствии, это стало каноном для османской архитектуры. Проследуем к первому примеру канона - мечети султана Селима.

К мечети лучше всего подходить не со стороны Золотого Рога, а по улице имени султана Селима Явуза. Перед мечетью раскинулся огромный котлован оставшийся от Аспара, самого крупного водохранилища в Констатинополе, выкопанная на склоне пятого холма города. Это просто находка для фотографов, с других сторон вряд ли удастся снять мечеть на крупном расстоянии. Сейчас в котловане спортплощадки, но южная стена цистерны до сих пор сохранилась.

Султану Селиму I Явузу ("Грозному") было особо некогда строить себе мечети, он все правление занимался покорением земель на Востоке, поэтому мечеть Sultan Selim Camii в его память построил в 1520–1528 годах его наследник, Сулейман Великолепный. Об архитекторе известно мало, приводится только его имя Аладдин и что он был из персидского Тебриза, города, который покорил покойный султан. Зодчий построил достаточно скромную мечеть, тут так же есть двор с портиком с колоннами из разных материалов фланкированный двумя минаретами.

Внутри архитектор явно рискнул и отошел от схемы Айи-Софии, заставив опираться внушительный и заметно сплющенный купол диаметром примерно 24,5 метра только на стены и заметные на общей фотографии контрфорсы. Тем не менее, храм стоит до сих пор и не страдал от землятресений. Внутри он оформлен без особых изысков, но очень красивы разноцветные окна со стеклами, прорезанные в толстых, почти двухметровых стенах. Это самая тихая и малолюдная из имперских мечетей Стамбула, туристы доходят туда достаточно редко, местных прихожан не во время намаза тоже мало.

Утверждается, что гробницу султана построил не зодчий мечети, а сам Мимар Синан или Архитектор Синан, современник Микеланджело и Ивана Грозного, величайший архитектор за всю историю Османской империи, сделавший при Сулеймане Великолепном великолепную карьеру военного инженера, а потом ставший главным зодчим державы. Следующие две имперские мечети вышли из под его резца, и первой из них стала мечеть Шехзаде (Şehzade Camii) что у перекрестка Шехзадебаши и бульвара Aтатюрка. Она была построена в 1543 = 1548 годах Сулейманом Великолепным в память о рано, в 22 года, умершем любимом сыне султана - шехзаде (принце) Мехмеде . Но о ней и о других мечетях подробнее - уже завтра, потому что размер поста тоже имеет свои ограничения:)

Мечеть султана Баязида II

Все мечети, строившиеся в Османской империи до XVI в., по своей планировке и внешнему облику были схожи с более ранними - возводившимися в городах Бурса и Изник. И лишь в мечети султана Баязида II получил свое выражение новый тип культовых сооружений, ставший впоследствии «классическим». За основу его был взят план храма Святой Софии, о чем сразу же напоминают внушительные размеры и формы мечети, а также молитвенный зал ее.

Мечеть султана Баязида II, сына и наследника султана Мехмеда Завоевателя, начали строить на месте древнего форума императора Феодосия. В народе эта мечеть известна под названием Голубиной, так как не успеют еще на мраморном полу двора раскидать корм, как взвивается многочисленная стая голубей… По одной из легенд, султан купил однажды у охотника пару лесных голубей, и от них развелось целое потомство. По другой версии, голуби расплодились от голубки, которая что-то важное проворковала на ухо Пророку Мухаммеду, когда ему пришлось бежать из Мекки в Медину. Голубей в мечети содержат в течение вот уже нескольких столетий. Точно так же здесь каждую пятницу раздают порции хлеба уличным собакам.

Большую султанскую мечеть в течение пяти лет возводил зодчий Хайреддин. По одним сведениям, сооружение ее было завершено в 1501 г., по другим - в 1498 г. Молитвенный зал в мечети Баязида II, как и в храме Святой Софии, размещается под большим куполом и двумя полукуполами, которые расположились по продольной оси на полукруглых осях. Это придает мечети султана Баязида II оригинальный вид. Внутри мечети купол и арки расписаны цветным орнаментом по белому фону.

Справа от михраба расположилась максура из резного мрамора, опирающаяся на мраморные колонны. На этой же стороне находится и минбар.

Справа и слева от главного входа открываются два крыла, выходящие за пределы боковых частей центрального зала и образующие род притвора, украшенного острыми сводчатыми аркадами.

Перед мечетью раскинулся двор с колоннадой, крытый куполами; колонны держатся на стрельчатых арках из розового и белого мрамора (вперемежку). В центре двора разместился фонтан для омовений, устроенный в XVII в. Во двор ведут три входа: один - с фасада, два других расположились по бокам. На дворе растут несколько кипарисов, которые придают ему очень живописный вид.

В прежнее время значительная часть двора этой мечети была занята Сахавлар-чарши (Книжным базаром) - одним из самых древних в мире. Он располагался на том месте, где еще во времена Византийской империи торговали книгами и бумагой. После завоевания Константинополя его захватили тюрбанщики и гравировщики по металлу, но в начале XVII в. из «Крытого рынка» сюда вновь стали переселяться книготорговцы. Во второй половине XVIII в., когда в Османской империи было разрешено книгопечатание, торговцы книгами заняли почти всю территорию двора.

Перед мечетью раскинулась площадь Баязида, окруженная новыми зданиями. Сюда по пятницам приходили толпы стамбульцев, усаживались на корточки возле пышного фонтана, грызли засахаренные орешки и в приятном ничегонеделании проводили долгий праздничный досуг. А в уютном мраморном дворике мечети, в будках из тонкой дранки, пропахших снадобьями и ароматическими маслами, колдовали фалджи - мастера толкований и знахарства.

В этих гадательных лавочках на дворе мечети родились гениальнейшие турецкие поэты XVI в., да и сама поэзия выросла, можно сказать, из искусства толкования снов и раскладывания пасьянсов на рассыпанном песке. Первым критиком, лириком и отцом романтической поэмы был Эйваз Зати, которого по праву можно назвать «Карамзиным турецкой литературы». Родился он в небольшом малоазийском городке Балыккиссире в семье сапожника. Сначала, как и отец, он тачал чувяки, а потом ушел за счастьем в Стамбул. Здесь он поднес панегирик султану Баязиду II и быстро получил его благосклонность. Был Зати некрасив и глух, к тому же любил выпить, поэтому придворным поэтом он не стал. И тогда открыл он во дворе мечети гадательную лавочку, которая быстро сделалась своего рода литературным клубом. Сюда стали приходить начинающие авторы, чтобы представить на суд Зати свои стихи. Тот делал замечания и даже, по просьбе самих молодых поэтов, поправлял их произведения. А потом, ничуть не стесняясь, пускал их в ход как свои собственные. Случалось, что молодые поэты протестовали, но, к чести Зати, следует сказать, что своих лучших учеников он все же выводил в люди. В их числе были Маххамед Фезли, Хыяли (будущий придворный поэт) и сын муэдзина Баки - автор бессмертных касид и газелей.

При мечети есть основанная султаном Баязидом II библиотека, которая раньше считалась самой большой в Стамбуле. В настоящее время это богатейшее собрание бесценных рукописей по всем отраслям знаний разместилось в отдельном современном здании.

автора Низовский Андрей Юрьевич

«Голубая мечеть» в Стамбуле (Мечеть Ахмедийе) После завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращенный в мечеть грандиозный собор Святой Софии. И только в начале XVII столетия султан Ахмед I приказал

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Мечеть султана Хасана в Каире Старый Каир – сказка Арабского Востока. Многие его дома в неприкосновенности сохранились с XVII, а то и с XVI столетия. Над лабиринтом узких улиц возвышаются древние мечети – их более пятисот. Это обилие мечетей напоминает нам о том, что с 1261

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Кордовская мечеть В 711 году воины Арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились лишь завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях

Из книги Записки янычара [Написаны Константином Михайловичем из Островицы] автора Михайлович Константин

ГЛАВА XIX. О ВЕЛИКОМ ХАНЕ И О МУРАДЕ, СЫНЕ БАЯЗИДА Турецкий султан Мурад, третий сын Баязида [после смерти своего отца], должен был выплачивать великому хану дань потому, что тот победил его отца. Великий хан, называемый на их языке Цихан-шах, то-есть «Властитель всего

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о преследовании Чингисханом султана Джалал ад-Дина, о поражении султана на берегу реки Синд и его переправе через реку Синд К тому моменту, когда Шигихутуг пришел к Чингисхану, тот уже захватил крепость Талекан, Цагадай и Угэдэй возвратились победителями из

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Соборная мечеть Пронзительный и притягивающий небесно-голубой цвет купола и минаретов соборной мечети, кажется, вобрал в себя звенящую чистоту и свет далёкого неба каких-то неведомых стран. И с радостью делится этим светом.Необычное для Петербурга здание соборной

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LXV Возведение Тимура, или Тамерлана, на самаркандский престол. - Его завоевания в Персии, Грузии, Татарии, России, Индии, Сирии и Анатолии. - Его война с турками. - Поражение и взятие в плен Баязида. - Смерть Тимура. - Междоусобная война между сыновьями Баязида. -

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Мухаммеда Али (Алебастровая мечеть) в Каире При слове «Египет» возникает множество ассоциаций, связанных прежде всего с глубокой древностью. Это вполне объяснимо с исторической точки зрения: Египет – колыбель мировой цивилизации, величайшая империя Древнего

автора Ионина Надежда

Мечеть Эйюба После завоевания Константинополя разрушения в городе были огромными, но столица бывшей Византийской империи недолго оставалась в развалинах. В интересах самих завоевателей было прекратить уничтожение выдающихся памятников культуры, тем более что

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Фатихчрками (мечеть султана Мехмеда-Завоевателя) Фатих-джами, видная издалека, расположилась на вершине Фанарского холма - чуть севернее того места, где некогда стояла церковь Святых Апостолов. При владычестве латинян храм этот пережил много разрушений, грабежей и

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Мечеть султана Селима I В саду позади мечети находится гробница султана Баязида II, скончавшегося в 1512 г., но строилась она уже при султане Селиме I.На дверях мечети, отделанных искусной резьбой, позолоченными буквами сделана следующая надпись: «Почитаемая мечеть эта была

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Шах-заде (Мечеть принцев) Читатель помнит, что в главе «Тайны Сераля» мы рассказали о смерти принца Мустафы, который был уже объявлен наследником престола. Заподозрив его (по доносу) в измене, султан во время одной из военных кампаний вдруг потребовал сына в свой шатер. И

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Гёк-джами (Голубая мечеть) Самой знаменитой в Стамбуле считается мечеть султана Ахмеда I, построенная в 1609-1616 гг. архитектором Седефкаром Мехмедом-ага (учеником Синана) на месте бывшего дворца византийского императора - напротив храма Святой Софии. Строительство мечети

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи

Из книги Очерки по истории архитектуры Т. 1 автора Брунов Николай Иванович

Колонная мечеть Колонная мечеть - первое крупное самостоятельное создание мусульманской архитектуры. Ряд основных памятников позволяет проследить ее развитие и сложение. Достаточно рассмотреть Большую мечеть в Самарре, в Сирии, 846–852 гг. (рис. 254 и 255), мечеть Ибн-Тулуна

Из книги Шедевры нашей старины автора Шумская Ирина Михайловна

МЕЧЕТЬ В ИВЬЕ Еще один экзотический образец деревянного культового зодчества расположен в небольшом городке Ивье Гродненской области.Согласно одной из версий, его название происходит от татарского слова «вуз, Eve» (гнездо, жилище). Возможно, эта версия не является