Почему российские пилоты уезжают в азию. "Они только злят": почему пилоты массово уезжают из России. За длинным юанем

Игорь Сулим: «Пора остановить вакханалию, которая сегодня творится в нашей авиации»

В авиационной отрасли широко обсуждается ситуация с массовым отъездом российских пилотов в азиатские авиакомпании, в основном китайские, в поисках лучших условий работы и более высоких зарплат. По утверждению СМИ, страну в последние пару лет покинули свыше 300 российских пилотов. Почему российским летчикам в Китае летается лучше, чем на родине? Об этом нам рассказал летчик Игорь Сулим, который уже почти год работает в одной из китайских авиакомпаний.

Игорь Сулим (слева). Фото из личного архива.

С Игорем Сулимом мы знакомы давно, еще со времен, когда он служил в боевой авиации. Я помню его активную жизненную позицию, когда именно он инициировал громкую судебную историю в Липецком авиацентре. Тогда , из-за чего несколько человек из командования Центра были приговорены к различным срокам. Оставаться в армии после всего этого было сложно, и Сулим стал гражданским летчиком. А теперь летает за границей.

Игорь, несколько лет вы успешно отлетали в крупной российской авиакомпании, и вот теперь - Китай. Неужели только из-за денег? Куда же делся ваш патриотизм?

Патриотизм никуда не делся. Я все так же люблю свою страну. Однако, на мой взгляд, профессия пилота подразумевает постоянное совершенствование, работу над собой, достижение новых высот. Останавливаться никогда нельзя, иначе ты теряешь навыки, знания, класс, что неминуемо влияет на безопасность полетов. То есть в профессиональном плане всегда должны быть какие-то перспективы, четкие цели.

Хотя, что греха таить, каждый из нас стремится получить более престижную работу, более высокую зарплату. Я считаю, это нормальное желание любого человека, систематически работающего над собой. Именно поэтому во время кризиса, разразившегося в России, я стал задумываться над трудоустройством за границей.

Посудите сами: за самый короткий срок вы получаете опыт работы в международной компании, изучаете особенности организации полетов за рубежом, уровень английского языка и ваша профессиональная подготовка выходит на новый, ранее недоступный уровень. Ваша ценность как специалиста возрастает в разы. Естественно, вместе с этим в разы возрастает и доход. Собственно говоря, я считаю, что Китай сейчас дает России прекрасную возможность подготовить сотни наших пилотов до уровня экстра-класса, при этом наше государство на это не тратит ни копейки.

Как вообще открылась эта лазейка с Китаем? Кто были те первопроходцы? Молодежь или опытные пилоты? С чем они там сразу столкнулись? Какое отношение в Китае к российским летчикам?

Первопроходцами были пилоты «Трансаэро», буквально выброшенные на улицу. Это сейчас тиражируются сообщения о том, что у нас не хватает командиров воздушных судов, что люди потянулись «за длинным рублем» и не хотят работать в России за «баснословные» зарплаты. На самом деле, когда рухнула вторая по величине и, может быть, лучшая в стране авиакомпания, никто о судьбе людей и их семей не думал. Устроились единицы, остальные были вынуждены скитаться по офисам в надежде получить хоть какую-то работу.

Естественно, «эффективные менеджеры» быстро вникли в ситуацию и опустили зарплаты пилотов до уровня московских таксистов, мотивируя это разразившимся кризисом. Истинные причины, как вы понимаете, были совсем другие. В то же время рынок авиаперевозок в Китае колоссально рос, пилоты «Трансаэро», будучи первоклассными специалистами, потянулись за границу.

Понятно, что с приходом огромного количества профессионалов высшего уровня китайские авиакомпании стали обращать все больше внимания на российских пилотов, что в итоге привело к их массовому оттоку. Стоит сказать о том, что при всех особенностях восточной философии российские специалисты здесь в цене. Если наши чиновники готовы выбрасывать «на помойку» молодых, здоровых и трудоспособных летчиков, то китайцы себе этого позволить не могут.

Какая профессиональная подготовка должна быть у летчика, чтобы им заинтересовались в иностранных авиакомпаниях? Как оценивают китайцы профессиональную подготовку российских пилотов?

Подготовка командира, претендующего на работу не только в Китае, но и в любой другой стране мира, должна быть на высоте. Любая иностранная авиакомпания платит деньги не за посредственного пилота, а за истинного профессионала.

Вы должны понять одну простую вещь, о которой мало говорят. Мы не только летаем, мы учим китайских вторых пилотов, передаем им свои навыки, знания, ежедневно они совершенствуются и растут. Да, авиакомпании Китая с нашей помощью зарабатывают довольно неплохие деньги, но они в том числе получают колоссальный опыт работы с иностранцами. Исходя из опыта моей работы в Поднебесной, я с полной ответственностью могу заявить, что за наших летчиков стыдиться не стоит. Китайцы отзываются о них с большим уважением.

Какие у вас там условия жизни? Сколько летаете? Какая оплата труда? Сравните с графиком полетов и оплатой в российских авиакомпаниях. Какие у вас там плюсы и какие минусы?

Поначалу было тяжело, если честно. Это все-таки другая страна, другая культура. Потом потихоньку привыкаешь. Китайцы нас очень любят, этому способствуют долгие и тесные культурные связи между нашими народами.

Что касается условий труда - это отдельный большой разговор. Сравнивать обеспечение полетов в Китае и России, думаю, нет смысла. По сравнению с нами они в космосе!.. Если честно, в последнее время я все больше сомневаюсь, что мы сможем их догнать.

Разницу видно во всем: в состоянии самолетов, в отношении к персоналу, в вопросах безопасности, организации труда и отдыха летного состава… Если у нас такой лозунг, как «Наш приоритет - ваша безопасность» только декларируется, у них он имеет статус закона.

Простой пример: если у вас время отдыха на 10 минут (!) меньше нормативного, то следующий полет в обязательном порядке отменяется. Иначе компания может быть оштрафована на десятки, если не сотни тысяч долларов. В России все обстоит иначе. В большинстве случаев тебя просят проявить лояльность, взять ответственность на себя, пойти на нарушение с целью обеспечения выполнения рейса. Кто-то соглашается, кто-то отказывается, но это встречается повсеместно.

В российских СМИ недавно обсуждался громкий скандал, когда большая группа российских пилотов обратилась в ИКАО с обвинениями Росавиации в том, что под предлогом борьбы за безопасность полетов ведомство собиралось лишить пилотских свидетельств порядка 1000 летчиков. В основном тех, кто обучался в негосударственных летных учебных центрах. Ваше мнение по этому поводу?

Вы знаете, действия Росавиации сейчас напоминают театр абсурда. Мы великая авиационная держава, в мировой истории гордо звучат фамилии Жуковский, Циолковский, Нестеров, Чкалов… Мы должны быть первыми. А что происходит на самом деле?

В рамках бюрократической возни, под лозунгом борьбы за безопасность полетов, практически уничтожена и находится в состоянии комы малая авиация, развалена авиация ДОСААФ, закрываются отличные авиационные учебные центры, готовящие первоклассных специалистов.

Энтузиастов, готовых вкладывать деньги, создавать за свой счет летные школы и аэродромы, просто-напросто душат.

Связана ли как-то, на ваш взгляд, эта история с тем, что Росавиация на днях разослала во все авиакомпании документ о том, что федеральному агентству нужны данные на пилотов, которые покинули страну и устроились работать в зарубежные авиакомпании?

Думаю, да. В нашей стране ничего просто так не делается, поэтому, с учетом предыдущих событий, ничего хорошего ждать не стоит.

Вот смотрите… В течение двух последних месяцев Росавиация не отвечает на запросы иностранных государств с целью подтверждения пилотских свидетельств. Соответственно, без данного подтверждения за границу наши пилоты устроиться не могут. Получается так, что мы платим налоги, обеспечиваем работу государственных учреждений, их существование, а они вводят в отношении нас меры, очень похожие на инструменты времен крепостного права. Мы же не рабы, в конце концов.


Та самая телеграмма.

Почему чиновники считают, что их семьи должны жить достойно, а наши - нет? Многие дети депутатов и министров учатся и работают за границей. Почему им можно, а нам нельзя? Мы ведь не против, чтоб они имели право выбора, так не лишайте этого права и нас.

- Какой вы видите выход из создавшейся ситуации?

Думаю, пора остановить ту вакханалию, которая сегодня творится в российской авиации. Мы готовы помогать своей стране, работать на ее благо, но при этом мы хотим оставаться свободными гражданами, наделенными правом выбора.

Среди наших граждан огромное количество энтузиастов, людей, влюбленных в небо, желающих строить аэродромы, создавать летные школы. Они не просят денег, они просят хотя бы не мешать им. Почему бы нашим авиачиновникам не встретиться с представителями частных летных школ, с энтузиастами, вопреки всем препонам создающими планеры, обучающими пилотов, с людьми, которые всем сердцем переживают за будущее российской авиации? Пообщаться с ними без бюрократических формальностей, без взаимных обвинений, не считая друг друга врагами и конкурентами. Может, это окажется куда более продуктивным, чем «запрещать» и «не пущать»?

Быть может, стоит остановиться и хорошо подумать, что за ширмой официальных заявлений и докладов скрывается совсем другая правда? Пусть не всегда и не всем приятная, но жизненно важная. Именно жизненно - и для нас, и для всех наших авиапассажиров.

» пишет, что только за последние 2,5 года уехало минимум 300 пилотов за границу, а около 400 готовятся это сделать.

Издание сообщает, что покидают Россию наиболее подготовленные пилоты с превосходными знаниями английского языка — командиры воздушных судов и инструкторы. Больше всего высококвалифицированные кадры уволились с авиакомпаний «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и другие.

Российские лётчики уезжают туда, где зарплаты из-за ослабленного рубля намного выше. Чаще всего это страны Азии — в Китай, Корею, Вьетнам.

Информированный источник рассказывает, что авиавласти России формально затрудняют пилотам работать за рубежом. К примеру, отказывают в подтверждении лицензии пилота иностранным компаниям или давать какие-то другие необходимые документы. Они ссылаются на закон, который говорит о защите персональных данных.

Другой источник предполагает, что сбои в графике рейсов «ВИМ-Авиа» вероятней всего произошли из-за увольнения командиров воздушных судов. Тогда из авиакомпании ушли 12 человек. Ещё один источник говорит, что приток российских лётчиков в Китай совпал с падением пассажиропотока и завершением работы авиакомпании «Трансаэро».

Как удалось выяснить, средняя заработная плата в Китае выше в 4 раза, чем в России и составляет в пределах 17 000 — 25 000 долларов в месяц. Из требований — налетать 80 часов (в России — 90), отпуск от 96 дней и выше (в России — 70). С 2016 года Китай упростил выдачу разрешений на работу пилотам и это стало стимулом российских специалистов.

Газета пишет, что в данный момент около 10 китайский авиаперевозчиков хотят взять на работу пилотов из России. В частности их интересуют командиры воздушных судов от 2500 часов налёта. Сегодня в Китае работают около ста российский командиров и инструкторов. Примерно такое количество человек готовятся ещё переехать.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» не скрыла, что некоторые пилоты ушли и теперь работают в Китае, Индии или Вьетнаме, где уже есть необходимые условия для привлечения лётчиков из соседних стран.

О такой же ситуации говорит и генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его словам, компании нужно российские КВС. Пилоты массово уезжают работать в Азию и Китай, где зарплата существенно выше. «Аэрофлот» повышать её не может. Савельев рассказал, что в авиакомпании трудится 21 иностранный пилот при квоте в 80 человек. Недавно запросили новую квоту на 40 иностранных пилотов.

Как удалось выяснить, заработная плата на 20% летного состава повысилась в «Уральских авиалиниях». Сама компания об этом не говорит. О том, что есть трудности, рассказывают в S7, но они единичны.

Министерство транспорта подтверждает данную ситуации, но, по их словам, не так много теряют кадров. Проблему видят в «прежде всего с курсовой разницей валют». О том, что делать, чтобы пилоты не покидали Россию, обсуждается с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта.

09 .06.2017

За последние 2,5 года из России в Азию уехало 300 высококвалифицированных пилотов, еще 400 находятся в процессе трудоустройства. Авиакомпании и эксперты называют основной причиной утечки кадров разницу в курсе валют. «360» рассказывает, почему пилоты массово уезжают на Восток.


РИА «Новости» / Максим Блинов

Российские авиакомпании беспокоит трудоустройство российских пилотов в Китай и Корею, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники в отрасли. За последние 2,5 года в Азию отправилось более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» - командиров воздушного судна и инструкторов. Еще 400 пилотов находятся «в процессе оформления документов». Издание сообщает, что в первую очередь утечка кадров затронула авиакомпании «Уральские авиалинии», S7, «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа»

Источник газеты в зарубежном рекрутинговом агентстве, которое занимается поиском пилотов для Китая, сообщил, что зарплата пилотов в стране в среднем начинается от 17 до 25 тысяч долларов в месяцев. Это в четыре раза больше, чем зарплата их коллег в России. В КНР график работы - 80 часов налета в месяц, пилоту выдается не менее 96 дней отпуска в год. В России график - 90 часов, а отпуск составляет 70 дней. Кроме того, с прошлого года в КНР упрощена выдача пилотам разрешений на работу.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил в кулуарах ПМЭФ-2017, что в его компании есть дефицит КВС. По его словам, «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5−2 раза выше». Компания уже пять раз поднимала зарплату и не видит возможностей для ее увеличения. Сейчас зарплата второго пилота составляет 320−350 тысяч рублей в месяц, КВС - 470 тысяч рублей, инструктора - более 500 тысяч рублей.

РИА «Новости» / Владимир Песня

В Минтрансе газете подтвердили тенденцию отъезда пилотов, но сообщили, что проблема имеет меньший масштаб. В ведомстве согласны, что причиной утечки стала разница в курсе валют. Предложения для предотвращения отъезда пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, вскоре их представят на общественное обсуждение.

Комитет Госдумы по труду направил запрос министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой объяснить причину возникшей ситуации и рассказать о мерах, которые должны снизить тенденцию. Об этом «Интерфаксу» заявил председатель комитета Ярослав Нилов.

Председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников Валерий Селитринников в разговоре с «360» подтвердил, что главная причина отъезда пилотов - зарплата. «Это своеобразный рынок, такое происходит во всем мире. Ничего удивительного в этом нет. Каждый пилот ищет там, где его удобно. На сегодня рынок такой», - добавил он.

Член Комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС Юрий Сытник также утверждает, что при курсе доллара в 28−30 рублей зарплата пилотов в российских компаниях соответствовала международным стандартам, а «сегодня она в два раза стала дешевле».

Российские пилоты едут работать в Азию, прежде всего из-за высоких зарплат. Как рассказал «Коммерсанту» источник в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. При этом график работы более щадящий — 80 часов налета в месяц против 90 в РФ и не менее 96 дней отпуска, в то время как в нашей стране — 70 дней.

По прогнозу , в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — потребность в квалифицированных летных кадрах в стране оценивается в 111 тыс. человек к 2035 году.

За последние два с половиной года в Китай и Корею уехали работать более 300 российских пилотов — командиров воздушных судов и инструкторов с хорошим знанием английского языка. Еще 400 высококвалифицированных специалистов находятся в процессе трудоустройства.

Кроме того, с 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что «лишь стимулирует приход летного состава из России», говорит источник «Коммерсанта». Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

В отрасли констатируют, что страну покидают лучшие из лучших: наиболее подготовленные пилоты с отличными знаниями английского — КВС и КВС-инструкторы. Кроме КНР пилоты едут работать в Корею, Индию и Вьетнам.

Тенденция оттока КВС из России начала прослеживаться еще два года назад: из-за банкротства , ограничений полетов по туристическим направлениям и на фоне общего снижения пассажиропотока число безработных пилотов, в том числе находящихся в листах ожидания авиакомпаний, выросло вдвое — до 4 тыс. человек. Приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов «Трансаэро» (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек.

В этом году ситуация начала меняться: объем пассажирских перевозок, по данным Росавиации, за пять месяцев 2017 года вырос на 22%, в том числе за счет вновь набирающих популярность турецких курортов. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. Авиакомпании оказались не готовыми к этому: как отметил глава ведомства , такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала.

В подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что «проблема гораздо меньшего масштаба». В министерстве отмечают, что это связано в первую очередь с курсовой разницей валют. Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро будут представлены на общественное обсуждение.

Одним из решений кадровой проблемы в отрасли видят расширение квоты на наем иностранных КВС.

Ранее российское законодательство не позволяло отечественным авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов на должность командиров воздушных судов. Однако нехватка кадров подтолкнула к тому, что в 2014 году были внесены изменения в ст. 56 Воздушного кодекса России, которые позволили российским авиаперевозчикам брать иностранцев на работу. На все авиакомпании была выделена квота — до 200 пилотов-иностранцев в год.

Но это совпало со спадом пассажиропотока — в 2015 году он упал на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%, а также ослаблением рубля, поэтому спрос на работу в РФ упал.

Исполнительный директор «Авиапорта» также не исключает, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС. По его словам, с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты.

Первым пилотом-иностранцем в России стал гражданин Германии Клаус Дитер Рольфс. Он пришел в в сентябре 2014 года, однако спустя всего полгода покинул авиакомпанию. Сообщалось, что Рольфс уволился по двум причинам: из-за девальвации рубля и из-за того, что не смог найти общего языка с российскими пилотами.

Российских пилотов, стремящихся устроиться на работу в Азию. Российские авиакомпании обеспокоены массовой утечкой кадров. За последние два с половиной года на работу в азиатские страны уехали более 300 наиболее подготовленных летчиков с отличным английским. Сто из них получили работу в Китае. Российских пилотов активно берут на работу авиакомпании Индии и Вьетнама.

Еще четыре сотни командиров воздушных судов и инструкторов занимаются своим трудоустройством за рубежом. Утечка затронула в первую очередь авиакомпании S7, "Уральские авиалинии", "Волгу-Днепр" и "ВИМ-Авиа". "Пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше", - отметил на гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. В Минтрансе России подтвердили тенденцию утечки кадров, но считают, что "проблема гораздо меньшего масштаба".

Основная причина "исхода" и оттока российских кадров заграницу — экономическая. Например, китайские компании готовы платить квалифицированным иностранным пилотам по 17-25 тысяч долларов ежемесячно. Это от одного до полутора миллионов рублей, то есть вчетверо выше, чем зарплата пилотов внутри России. Кроме того, россиян привлекают на заработки и условия труда. Например, налет в месяц в китайских компаниях - 80 часов, а не 90, как внутри страны. Также в Китае им предоставляется более длительный отпуск - не менее 96 дней против российских 70.

Интерес к российским пилотам проявляют десять крупнейших китайских авиаперевозчиков. В Китае в 2016 году было 50,5 тысячи пилотов, которые работали на 59 китайских авиакомпаний. Из них 25 тысяч 200 коммерческих пилотов. В Китае почти нет ограничений на работу иностранных пилотов, за год их число выросло на 2 тысячи 300 человек. В 2016 году в КНР через 218 аэропортов прошло более 1 миллиарда человек, а перевозки пассажиров возросли до 488 миллионов, прибавив к позапрошлому году 12 процентов.

Авиакомпания S7 намерена поставить вопрос о бегстве российских пилотов за рубеж.

При этом авиакомпании утверждают, что уже пять раз увеличивала зарплату, но не видят больше возможностей для ее роста. Второй пилот сейчас получает порядка 320-350 тысяч рублей в месяц, командир экипажа — 470 тысяч рублей, а инструктор — более 500 тысяч рублей. Из-за дефицита пилотов российские авиакомпании в 2014 году добились от правительства 200 квот на иностранных пилотов. Сейчас в "Аэрофлоте" работает 21 иностранный летчик, при этом 18 из них из Чехии. И крупнейший российский авиаперевозчик запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов, вдобавок к уже имеющейся в 80 летчиков.

Уход летчиков из российских компаний совпал падением пассажиропотока и осенью 2015 года. Тогда из компании было уволено более 10 тысяч человек. Но в Минтрансе считают, что отток российских пилотов за рубеж вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Впрочем, именно курсовая разница не мешает российским авиакомпаниям запрашивать новые квоты на трудоустройство в России иностранных пилотов, а Росавиация .