Варианты названий населённых пунктов и административных единиц. Происхождение монастыря «Лабиринт Орта», Испания

Монах в переводе с греческого - «один» или «одинокий». Так называют людей, ушедших от суеты мира, чтобы посвятить свою жизнь Богу в отшельничестве, созерцании, молитве. Обычно монахи дают три обета - целомудрия (безбрачия), бедности (нестяжания) и послушания духовному наставнику. Цель монашеский жизни - духовная, это путь к Богу, путь от земли к небу, то есть от мира земного к миру горнему, духовному. Не случайно главное руководство для монахов называется Райская Лествица (слав . лестница). Эта книга написана Иоанном Синайским, которого прозвали Лествичником, он жил в VII веке. Монашеская аскеза (греч . упражнение), или подвиг (от слова «подвигаться», «двигаться»), подразумевает определенные ступени восхождения, или духовного возрастания, проходя которые подвижник очищается от грехов, от эгоизма и своеволия и, стяжая благодать Святого Духа, двигается в сторону святости.

Икона «Лествица Иоанна Лествичника» XVI в.

Монашество известно с давних времен и практикуется не только у христиан. Первые поселения отшельников были известны еще в Древнем Египте. Особую популярность монашеский образ жизни получил в восточных религиях: в индуизме, буддизме, даосизме, синтоизме. Монахи объединялись в небольшие общины - скиты (от древнеегипетского «ши хэт» - «вес сердца») или более крупные - монастыри. Монастыри были не только религиозными центрами, но и просветительскими, в них создавались школы, библиотеки, художественные мастерские. Нередко на Востоке монастыри становились политической и военной силой. Именно в монастырях зародились древнейшие виды боевых искусств: кунг-фу, каратэ и проч.

Константин I. Конец X – начало XI в. Храм св. Софии, Стамбул

В христианстве с самого начала появились люди, отказавшиеся от жизни по законам этого мира и посвятившие себя Богу, они предпочитали безбрачие семейному счастью, вели аскетический образ жизни. Но сначала это были единицы, а к IV в. монашеское движение становится явлением массовым. В 313 г. римский император Константин Великий, уверовавший во Христа, провозгласил декрет о свободе вероисповедания (так называемый Миланский эдикт), и христиане попали в привилегированное положение: ранее гонимые, они стали получать высокие должности, обретать положение в обществе и богатство. Многие из них стали ставить во главу угла сугубо мирские цели, старались хорошо устроиться, забыв о ценностях Евангелия, которые проповедовало христианство. Границы Небесного царства Божия буквально сузились до границ Римской империи.

Мир стал христианским, но разница между христианами и язычниками практически стерлась. И тогда самые ревностные последователи Христа, посчитав, что в мире спастись от греха невозможно, стали уходить в пустыню. Первые монашеские поселения возникают в Египте, сюда бежали христиане еще во время гонений и сюда они стали убегать, спасаясь от богатеющего и политизирующегося Константинова христианства. Видя, что первоначальная чистота Христова учения заслоняется языческими предрассудками, уходя из мира, монахи протестовали против обмирщения церкви. Но они не просто отвергали компромисс между христианством и мирскими обычаями, они стремились своей молитвой и подвигами спасти этот мир.

Первые христиане-отшельники

Святой Антоний Великий

Хотя первым христианином-отшельником считается Павел, который в 251 г. во время гонений при императоре Деции поселился в пустыне, в Верхнем Египте - в Фиваиде (окрестностях г. Фивы), отцом монашества стал Антоний Великий (251–355), образовавший первую общину анахоретов (греч . отшельники). Это была не организация с определенным уставом, а просто группа учеников, свободно приходящих к своему учителю.

Жизнеописание св. Антония составил св. Афанасий Великий. Из него мы узнаем, что, будучи сыном богатых родителей, Антоний жил в Александрии. Однажды в церкви он услышал, как священник читал Евангелие - эпизод с богатым юношей, которому Христос сказал: иди раздай свое имение нищим и следуй за мной. Антоний принял эти слова как обращенные к себе и, раздав свое имущество, отправился в пустыню.

Д. Веласкес. Св. Антоний и св. Павел, отшельник.
1635–1638. Прадо, Мадрид

Стремясь к совершенному уединению, подвижник поселился сначала в пещере, а потом в развалинах старой крепости, где не было никакого человеческого жилья. Двадцать лет прожил он в этих развалинах в полном одиночестве, подвизаясь в посте и молитве, подвергая себя всевозможным лишениям. Только два раза в год некоторые из его друзей приходили к нему и приносили хлеб, получая взамен сделанные руками преподобного корзины.

Искушение св. Антония. 1399. Музей собора в Бургосе, Испания

Отшельническая жизнь проходила для него, однако, не без тревог и волнений. Подвижник нередко подвергался искушениям от демонов, наводивших на него страх и ужас, душу его смущали собственные помыслы об удовольствиях и наслаждениях, оставленных им в миру. (Эта часть жития св. Антония породила сюжет, известный в мировой живописи и литературе как «Искушение св. Антония».) Наконец, преодолев все искушения, Антоний укрепился настолько, что ни искушения, ни низменные помыслы уже его не тревожили. И тогда он стал наставником для других христиан, искавших совершенной жизни. Много людей приходили к нему, некоторые оставались с ним, чтобы разделить его образ жизни. Так, постепенно вокруг кельи Антония образовалось целое поселение подвижников (ок. 305 г.).

Преподобный Антоний Великий. XVI в. Крит

Монастырь преподобного Антония Великого. Египет

По установленному Антонием порядку подвижники, находясь под руководством старца, аввы (отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах. Но по большим праздникам они собирались вместе для совершения главного христианского богослужения - литургии (Евхаристии). Такие общины отшельников стали называть лаврами, потому что храм, в котором монахи, жившие в пустыне, собирались для совершения богослужения, как правило, находился в оазисе, среди зелени, и это были зачастую именно лавровые деревья.

Преподобный Пахомий Великий

Еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни - киновия (греч . общежитие), что, собственно, и именуется монастырем. Собираясь в общину под управлением одного аввы, монахи организовывали совместную жизнь в одном или нескольких помещениях, следуя общим правилам. Основателем киновийного, или общежительного, монашества был преподобный Пахомий Великий (292–348). Он создал монастырь на берегу Нила.

Пахомий родился в языческой семье и был воспитан в язычестве. В двадцать лет поступил на воинскую службу, под знамена императора Константина, воевавшего с Максенцием. Во время похода он остановился в одном городе в доме благочестивых христиан и, видя их веру, понял, что его жизнь должна измениться. Он стал тяготиться военной службой и однажды взмолился Богу: «Всемогущий Боже, сотворивший небо и землю! Если Ты спасешь меня, то я все дни моей жизни посвящу Тебе!»

За время всей военной кампании он оставался цел и невредим, а по окончании войны возвратился в Фиваиду и принял крещение. Пахомий поселился в местечке Шенесит и стал вести уединенную жизнь. Духовным наставником его становится известный отшельник Паламон. Десять лет подвизался Пахомий в пустыне, и однажды, оказавшись у развалин селения Тавениси, он услышал голос, повелевавший ему построить на этом месте обитель. Старец Паламон благословил его на основание обители и предсказал Пахомию будущую ее славу.

По свидетельству жития, вскоре Пахомию явился ангел Божий в образе схимника и вручил устав монашеской жизни. Согласно этому уставу, монахам приписывалось единообразие в пище и одежде, иноки должны были трудиться по послушанию на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-либо от своих родственников. Главным деланием монаха считалась молитва. Именно Пахомию приписывается введение в христианскую молитвенную практику четок.

Первым монахом в обители Пахомия стал его старший брат Иоанн, но постепенно к ним стали приходить и другие ученики.

Однажды преподобного Пахомия посетила его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Строгий подвижник отказал сестре в свидании, но через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали присоединяться другие женщины, и вскоре появилась первая женская обитель со строгим общежительным уставом, который был составлен преподобным Пахомием.

К концу жизни Пахомия его община насчитывала свыше 3000 монахов обоего пола, живших в девяти мужских и двух женских обителях. Устав Пахомия дошел до нас в латинском переложении, выполненном в 404 г. Блаженным Иеронимом.

Уставы монашеской жизни

В IV в. монашеское движение стало распространяться и в других христианских странах - в Палестине, Сирии и Понте. Стали появляться и другие уставы, например так называемый Иерусалимский устав, составленный Саввой Освященным, игуменом монастыря в Иудейской пустыне. Известный христианский святой Василий Великий (330–379) побывал в монастыре Пахомия Великого и, заимствовав многие его идеи, создал свой устав монашеской жизни. Он включает 55 пространных и 313 кратких правил для монахов. Именно этот устав используется до сих пор в православных монастырях.

Василий Великий. Икона. Начало XVI в.

В Палестине возникновение монастыря связано с именем Феодосия Великого. Он родился ок. 424 г. в Каппадокии, в селении Могарион, в христианской семье. С детства обладал хорошим голосом и был посвящен в чтецы. Ок. 451 г. отправился в Иерусалим и по дороге, посетив Антиохию, встретился там с Симеоном Столпником, известным отшельником, подвизавшимся на столпе. Симеон благословил Феодосия и предсказал, что тот будет великим пастырем.

В Иерусалиме Феодосий становится учеником Лонгина, совершавшего свой молитвенный подвиг на столпе у Яффских ворот. Пройдя суровую школу послушания и аскезы, Феодосий уходит в Иудейскую пустыню и поселяется там в пещере, где, по преданию, останавливались волхвы, посетившие младенца Христа. Постепенно вокруг подвижника складывается община учеников, пещера становится тесной для них, и Феодосий выбирает рядом место для монастыря, впоследствие получившего название Великая лавра.

Устав для своего монастыря Феодосий писал на основе устава свт. Василия Великого. К концу жизни Феодосия в обители насчитывалось до 400 человек. Скончался подвижник в 529 г. в возрасте 105 лет. Тело его погребено в пещере Трех волхвов.

Фра Анджелико. Св. Бенедикт. Фрагмент фрески «Распятие».
1442. Монастырь Сан-Марко, Флоренция

Монахи хотя и уходили из мира, но не оставляли его совсем, влияя на мир прежде всего своей молитвой, а также и тем, что становились духовными наставниками, учителями для множества людей. Не случайно на православном Востоке монахов называют калугерами (добрыми старцами).

«Молись и трудись»

Примерно в это же время, в IV–V вв., монашество распространяется и на Западе: вначале на Британских островах. Шотландский монах Колумбан основал несколько монастырей во Франкском королевстве и в Северной Италии, тем самым положив основание западному монашеству. Правда, отцом западного монашества считается св. Бенедикт Нурсийский (ум. 543 г.), основатель монастыря в Монте-Кассино близ Неаполя.

72 правила его устава можно свести к двум основным заповедям - ore et labore , то есть «молись и трудись» (лат .). Это стало девизом монашества. Но в отличие от восточного монашества, западное не бежало от мира (хотя были среди западных орденов и созерцательные, и пустынножительные, например картезианцы, трапписты, кармелиты), а напротив, выполняло миссионерские, культурные и просветительские функции. Например, среди бенедиктинских обителей выделялся монастырь Клюни, который оказал огромное влияние на жизнь всей Западной церкви в XI столетии.

Устав св. Бенедикта стал основанием для возникновения всех последующих монашеских движений на Западе: доминиканцев, францисканцев, предикаторов, иезуитов и проч. орденов (от лат. ordo - порядок, устав), каждый из которых имел свою «специализацию». Разделение католических монастырей по орденам связано с тем, что уже в уставе св. Бенедикта монах нацелен не только на личное спасение, но и на служение, которое осуществляется на основе личного или группового призвания. А призвание и служения могут быть разнообразны: у ордена проповедников (доминиканцев) - церковно-просветительские, у иезуитов - миссионерские, у кармелитов - созерцательные, у комальдулов - молитвенно-аскетические, у сестер Матери Терезы - благотворительные.

Монастыри, управляемые аббатами, приорами, ректорами, супериорами, объединяются в орденские провинции, во главе которых стоят так называемые провинциалы, которые, в свою очередь, подчинены генералу всего ордена.

Монашество на Востоке кажется более монолитным и единообразным, различие между разными видами монашеского подвижничества сводилось к делению монастырей на общежительные и особожительные, то есть когда все имущество иноков общее или когда подвижники живут отдельно, особо, на свои средства. Однако на деле часто оказывалось, что тот или иной монастырь имеет свое особое призвание и служение.

Монашество на Востоке составляет так называемое черное духовенство, в отличие от белого, то есть приходских священников, женатых. Давший монашеский обет может оставаться и просто иноком, или, как говорили на Руси, чернецом, но может быть рукоположен в дьяконский или священнический сан и стать иеромонахом. Из черного духовенства формируется епископат, который, в свою очередь, избирает митрополитов и патриарха.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Казалось бы, мы знаем все о нашей планете. Однако даже в самых популярных туристических местах можно открыть по-настоящему удивительные уголки - как созданные самой природой, так и возведенные руками человека.

сайт собрал для вас 17 крутых местечек, о которых вы наверняка еще не слышали. А один очень интересный бонус ждет вас в конце статьи.

17. Амфитеатр в Пуле, Хорватия

Одной из самых известных достопримечательностей Италии является римский Колизей. Однако в хорватском городе Пуле есть не менее красивый амфитеатр. Он был построен из дерева, а затем перестроен из камня в I веке н. э., вмещал до 23 тыс. человек и использовался для массовых зрелищ. В V веке с запретом гладиаторских боев сооружение стало постепенно разрушаться и разграбляться. В Средневековье арену приспособили для выпаса скота, ярмарок и рыцарских турниров, а в XX веке - для военных церемоний, парадов, театральных постановок.

16. Пещера Шондонг, Вьетнам

Пещера была открыта в 1991 году, однако ее изучение началось в 2009-м, а организованные группы туристов стали пускать совсем недавно. Шондонг называют самой большой пещерой в мире - ее протяженность более 9 км, а высота сводов такова, что под ними легко мог бы поместиться 40-этажный небоскреб !

Пещера образовалась из-за размытия известняковой горной породы, и теперь внутри нее есть своя экосистема с рекой и водопадом, уникальными растениями, животными, сталактитами и так называемыми пещерными жемчужинами - каменными образованиями из кальцита, которые формировались на песке под воздействием воды в течение сотен лет.

15. Колокольня на озере Резия, Италия

Озеро Резия образовалось в 1950 году в результате строительства гидроэлектростанции и дамбы и затопления двух деревень. Над поверхностью водохранилища возвышается колокольня, построенная еще в XIV веке. В связи с изменением уровня воды над озером периодически можно увидеть только верхушку башни с часами. Из-за сильных ветров на озере поднимаются волны, поэтому местечко нравится серферам.

Летом вокруг колокольни можно прокатиться на катере, а с приходом морозов туристы могут дойти до башни прямо по льду. Кроме того, по легенде, здесь все еще можно услышать колокольный звон, хотя сами колокола сняли с башни еще до затопления.

14. Менгиры Калланиша, Шотландия

13. Природный мост Пон-д’Арк, Франция

Вдалеке от оживленных городских улиц на юге Франции в местечке Пон-д’Арк располагается природный мост с аналогичным названием. Он возвышается над рекой Ардеш, которая и вымыла в скалистой породе за сотни лет внушительную арку высотой 50 метров и шириной 60 метров. Здесь удивительно тихо и спокойно, в летний период проходят соревнования по гребле на каноэ. А недалеко от моста находится исторический памятник - древняя пещера Шове с наскальными рисунками возрастом до 30 тыс. лет!

12. Мадаин-Салих, Хегра, Саудовская Аравия

По сравнению с иорданской Петрой археологический комплекс Мадаин-Салих не так широко известен, хотя он является древнейшим сооружением Саудовской Аравии возрастом около 2 000 лет. Этот исторический город-памятник включает 111 скальных захоронений, башен, жилых помещений, храмов и гидротехнических сооружений древнего набатейского города Хегра, бывшего некогда центром торговли. Все постройки украшают скульптуры, барельефы, наскальные надписи.

11. Озеро Эльтон, Волгоградская область, Россия

Площадь этого удивительного соленого водоема -150 кв. км, что делает его самым крупным минерализованным озером в Европе. Его глубина не превышает 7-10 см летом и 1,5 м весной. Оно является важнейшим пунктом миграции куликов и журавлей, привлекает туристов необычными соляными пейзажами и бальнеологическими свойствами. Эльтонский природный парк, на территории которого расположилось озеро, является домом для нескольких сотен видов растений и животных, в том числе уникальных.

10. Кафедральное ущелье, национальный парк «Пурнулулу», Австралия

Национальный парк «Пурнулулу», внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, изобилует полосатыми горными кручами из песчаника, озерами, здесь уникальная флора и фауна. На его территории располагается огромное количество ущелий, одно из самых живописных - Кафедральное, представляющее собой настоящий природный амфитеатр с потрясающей акустикой.

9. «Лабиринт Орта», Испания

«Лабиринт Орта» - исторический и старейший парк в Барселоне, который был заложен в конце XVIII века как неоклассический сад. Это место, богатое живыми изгородями, клумбами, беседками, каналами, было излюбленным для проведения культурных и общественных мероприятий. Сегодня в парк может попасть небольшое число посетителей в день.

8. Часовня Сен-Мишель д’Эгиль, Франция

В небольшом городке Ле-Пюи-ан-Веле на юге Франции, на вершине отвесной 90-метровой скалы есть часовня, построенная в 962 году! До этого года на скале находились языческий дольмен и древнеримское святилище, и в целом все предания называют скалу священным местом. Часовня уникальна не только своим расположением, но и фресками, мозаиками, росписями, которые за всю историю ни разу не реставрировались.

7. Голубой пруд Биэй, Япония

Голубой пруд в префектуре Хоккайдо был создан после строительства дамбы как часть системы контроля процессов эрозии и защиты близлежащих районов от селей. Необычный ярко-бирюзовый цвет воды вызван естественной работой минералов и может меняться в зависимости от погодных условий и угла зрения. А торчащие из воды высохшие стволы деревьев только добавляют пейзажу фантастичности. Долгое время этот природный объект был закрыт для посещений и стал доступен всего несколько лет назад.

6. Залив Духов, мыс Реинга, Новая Зеландия

Мыс Реинга - это северная оконечность полуострова Аупоури в Новой Зеландии. Недалеко от берега бушуют опасные волны, а на горе стоит маяк, озаряющий все вокруг вспышкой каждые 26 секунд. К востоку от мыса располагается уединенный пляж с бледно-розовым песком. Местные аборигены верили, что душа после смерти отправляется именно на этот пляж, чтобы совершить последний рывок перед погружением в потусторонний мир. Поэтому это местечко считается священным и посетителям запрещается здесь есть. Добраться на мыс достаточно сложно, так как дорога частично пролегает через зыбучие пески, поэтому лучше отправляться с организованной группой туристов.

5. Мечеть Тин Мал, Марокко

Мечеть Тин Мал была построена в 1156 году в честь основателя династии Альмохадов и является одной из двух мечетей в Марокко, открытых для немусульман. Ее отличает удивительная архитектура, и с 1995 года мечеть входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хоть мечеть расположена в горной деревне всего в 100 км от Марракеша, редкий турист знает об этом красивом местечке.

4. Мероэ, Судан

Мероэ - это древний город на территории современного Судана, столица нубийского царства Куш, зародившаяся еще в VIII веке до н. э. Здесь можно взглянуть на множество пирамид, в которых проводились захоронения знатных особ, остатки дворцовых стен, где короновали царей, а также купальни, храмы. К сожалению, к III веке до н. э. город пришел в упадок и от него остались только руины. Весь комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако немногие знают об этом местечке, посещая исключительно памятники Древнего Египта.

Истоки

Как и само христианство, зародилось на Востоке. Оно быстро распространилось от преподобного Антония Великого в Египте на Восток: в Палестину, Сирию, а оттуда – в Армению и Месопотамию, а также на Запад – в Италию, Галлию и далее к западным островам. Кто же были те люди, которые принесли монашество на Запад?

В 336–337 годах египтянин святитель Афанасий Великий был отправлен в изгнание в Трир, ныне находящийся на территории Германии. Там он, возможно, и написал житие по просьбе западных монахов, которым он посвятил свой труд. В любом случае, версия этого жития была переведена на латынь около 380 года и оказала влияние на развитие монашеской жизни на Западе. Немаловажно, что житие было прочитано позднее и на шотландском острове Айона – недаром преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский изображены на нескольких ирландских «высоких крестах».

Примерно в то же время святой Мартин Турский (ок. 315 – 397) основал первый монастырь в Галлии недалеко от Пуатье, а позднее – ряд других обителей, и прежде всего в Мармутье («монастырь Мартина») рядом с Туром. Один из учеников святого Мартина – святой Виктриций, епископ Руанский, – посещал Британию около 396 года. В Руане в конце IV века уже был монастырь, и святой Виктриций, возможно, заимствовал устав для своих монахов из Трира. Есть большие основания верить тому, что римо-британец святитель Ниниан (ок. 360 – 432) основал монашескую общину на острове Уитхорн бывшего шотландского графства Уигтауншир (ныне графство Дамфрис и Галлоуэй) в 394 году, а также другие обители, по примеру монастырей святого Мартина.

Влияние еще одного монаха в Галлии было также велико. Святой Иоанн Кассиан много лет вел монашескую жизнь в Вифлееме и Египте, был хорошо знаком с жизнью и учением отцов-пустынников. Около 415 года он учредил мужской и женский монастыри в Марселе. В своих «Постановлениях» Иоанн Кассиан описывает традиции монашеской жизни и разбирает восемь главных пороков; в «Собеседованиях» подвижник изложил беседы с египетскими отцами-пустынниками. Его труды о монашеской жизни позднее были прочитаны на Британских островах, особенно святыми Колумбой и Колумбаном.

Современник преподобного Иоанна Кассиана святой Гонорат (ок. 350 – 429) основал монастырь на одном из крупнейших Леринских островов (сегодня он носит название Сент-Онора – в честь святого), близ города Канны на юге нынешней Франции. Здесь он и поселился около 410 года, после паломничества в Рим и Грецию. Там также стал монахом святитель Луп Труаский, которому предстояло в 429 году вместе со святым Германом Оксеррским совершить поездку в Британию. Святой Герман находился под немалым влиянием галльского монашества. Вполне вероятно, что некоторое время в Леринском монастыре прожил и святой Патрик, будущий апостол ирландцев.

Как видим, монашеский идеал и практика духовной жизни достигли Британских островов через Галльскую Церковь, путешествовавших через Восток паломников, духовную литературу (житие Антония Великого и творения Иоанна Кассиана, к примеру), а также, возможно, через пилигримов, странствовавших с Востока на Запад, таких как семь египетских монахов, похороненных в Ирландии.

Многие приписывают святителю Энгусу (Оэнгусу), епископу Клоненахскому († 824; память 11/24 марта) основание движения кульдов в ирландском монашестве, главным в котором были строгая аскеза и полная отрешенность от внешнего мира. Святителя Энгуса называют Кульдей, потому что благодаря его влиянию в Ирландии и Шотландии появились группы монахов, которые были настоящими анахоретами, но жили маленькими общинами в одном месте, обычно по 13 человек (по примеру Христа и 12 апостолов). Название кульдов, скорее всего, происходит от ирландского Ceile Dee («спутник, компаньон»), а не от латинского Cultores Dei («служители Божии»). Кульды делали прекрасного качества богато украшенные высокие кресты и создавали красивые иллюминированные рукописи, являющиеся настоящей славой ирландского монашества.

Еще одним ярким представителем движения кульдов был преподобный Маэлруайн, основатель монастыря в Таллахте нынешнего графства Южный Дублин († 792; память 7/20 июля) и составитель «Таллахтского мартиролога» с житиями многих святых. Под влиянием святого Маэлруайна святитель Энгус составил свой мартиролог с праздниками и житиями святых в стихах. Маэлруайн внес неоценимый вклад в возрождение высокой духовности и монашеской жизни в Ирландии во второй половине VIII века. Под его влиянием в стране монашество и аскеза поднялись на такой уровень, какой можно сравнить с эпохой великих отцов-основателей Ирландского монашества в VI веке. До наших дней сохранились письменные творения, авторство которых, скорее всего, принадлежит святому Маэлруайну: «Поучения святого Маэлруайна» – сохранились на раннем современном ирландском языке; «Устав кульдов» – предписания в монашеской и литургической жизни; «Монастырь Таллахт» – сборник поучений святого Маэлруайна, который, кстати, брал за основу поучения египетских отцов-пустынников и святого Иоанна Кассиана.

Он преставился 23 ноября / 6 декабря 615 года, впоследствии эта дата стала днем памяти святого. Через два года после кончины святого Колумбана монах Иона из Боббио написал его житие. Мощи преподобного были положены в раку монастырской церкви в Боббио, и от них происходили многочисленные чудеса. В 1482 году их переложили в новую раку и поместили под алтарем крипты этой церкви. Там они почивают и по сей день.

Задания для школьного тура олимпиады по истории, 6 класс

1.Выберите один правильный ответ.

Битва при Пуатье (732 г.) проходила между франками и:
а) остготами
б) арабами
в) славянами
г) норманнами

2 . Какое германское племя в основном заселяло Скандинавский полуостров:
а) вестготы
б) остготы
в) франки
г) норманны

3. Укажите понятия , относящиеся к исламу:
а) вотчина г) имам
б) мечеть д) герцог
в) гильдия е) минарет

4 . Соотнесите понятия и их определения:
1) оброк а) земли, пожалованные в наследственное владение сеньором

своему вассалу
2) феод б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала
3) барщина в) сбор продуктов или денег феодалом с зависимых крестьян

5. Решите кроссворд, в конце запишите ключевое слово.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1. Земля, предоставляемая на условиях военной службы и на определенный срок.

2. Поселение одного или нескольких монахов.

3. Один из создателей славянской письменности.

4. Арабы-кочевники.

5. Правители из одного рода, сменявшие друг друга на престоле.

6. Мусульманский священнослужитель.

7. Посланец папы римского, несущий идеи христианства язычникам. 8. Изображения из разноцветных камешков, смальты.

9. Основатель ислама.

Ключевое слово (по вертикали) – ________________

6. Что (кто) является «лишним» в ряду? Дайте краткие пояснения.

А . 500г., 622г., 800г., 843г.;

Б . Чехи, болгары, словаки, поляки;

В . Иконы, мозаика, арабески, фрески.

7. Проанализируйте данные документы и запишите исторические понятия, которые они раскрывают.

А. «Гунны набросились на аланов, аланы – на готов, готы, изгнанные со своей родины, захватили у нас Иллирию. И это еще не конец». (А. Медиоланский, IV век)

Б . «Увы! Где она, та империя, которая объединяла верой чуждые друг другу народы и наложила на покоренных узду спасения?.. Она утратила имя и честь. Вместо царя появились корольки, вместо царства – жалкие обломки».

8. Решите исторические задачи и запишите ответы.

А . Загадки Алкуина . Следуя традициям англосакских школ, Алкуин любил применять в процессе обучения загадки. Подберите правильные ответы на вопросы Алкуина.

1) Что делает горькое сладким?

2) Что не утоляет человека?

3) Я видел, как мертвое родило живое и дыхание живого истребило мертвое

4) Я видел огонь, который не гаснет в воде

5) Какой вестник бывает нем?

6) Кого нельзя видеть, не закрывши глаза?

Ответы: а) известь; б) сон; в) голод; Г) огонь, возникающий от трения дерева; Д) прибыль;

Е) письмо.

Б . Византийская задача . Курица, стоившая 40 аспров, кладет каждый день по яйцу. Яйца идут на базаре по 40 штук за аспр. За какое время курица оправдает свою цену? (аспр – мелкая монета)

Ответы по истории, 6 класс

1. б. (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, е. (3 балла)

4. 1в, 2а, 3б. (3 балла)

5. 1. Феод

2. обитель

3. Мефодий

4. бедуины

5. династия

6. мулла

7. мессионер

8. мозаика

9. Мухаммед

Ключевое слово – феодализм. (10 баллов)

6. А. 622 год, все остальные относятся к государству франков;

Б. Поляки, все остальные – славяне;

В. Арабески, все остальное можно увидеть в христианском храме. (6 баллов)

7. А. Великое переселение народов; Б. Феодальная раздробленность. (2 балла)

8. А. 1в, 2д, 3г, 4а, 5е, 6б; Б. 1600 дней. (7 баллов)

Итого – 36 баллов

Всероссийская олимпиада школьников по истории

(школьный этап)

6 класс

Ф.И. учащегося (полностью)__________________________________________________________

Класс ______ Оценка (макс. 40 баллов)

  1. Решите кроссворд и запишите ключевое слово.

1. Форма земельного держания, предоставляемого на

Условиях военной службы и на определенный срок.

2. Поселение одного или нескольких монахов.

3. Один из создателей славянской письменности.

4. Арабы-кочевники.

5. Правители из одного рода, сменявшие друг друга

На престоле.

6. Мусульманский священнослужитель.

7. Посланец папы римского, несущий идеи

Христианства язычникам.

8. Изображения из разноцветных камешков или смальты.

9. Основатель ислама.

Ключевое слово (по вертикали) – ________________

ІI. Расставьте события в правильной последовательности:

  1. Раздел империи Карла Великого
  2. Разгром арабов при г. Пуатье

3. Завоевание Англии герцогом Нормандии

4. Образование арабского государства

  1. Приход к власти династии Каролингов

Ответ:

III. Что (кто) является «лишним» в ряду? Дайте краткие пояснения.

  1. 500г., 622г., 800г., 843г.

2. Чехи, болгары, словаки, поляки

Ответ – _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Иконы, мозаика, арабески, фрески

Ответ – _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

IV. Проанализируйте данные документы и запишите исторические понятия, которые они раскрывают. Дайте определения этих понятий.

  1. «Гунны набросились на аланов, аланы – на готов, готы, изгнанные со своей родины, захватили у нас Иллирию. И это еще не конец». (А. Медиоланский, IV век)

Ответ – ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. «Увы! Где она, та империя, которая объединяла верой чуждые друг другу народы и наложила на покоренных узду спасения?.. Она утратила имя и честь. Вместо царя появились корольки, вместо царства – жалкие обломки».

Ответ – __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

V. Установите соответствие между именами исторических деятелей Средневековья и направлениями их деятельности. Ответы запишите в таблицу:

1. Оттон 1 А) Вождь гуннов, жестокий завоеватель

2. Хлодвиг Б) Представитель династии Меровингов

3 Роланд В) Король, почти 30 лет воевавший с датчанами

4. Аттила Г) Победитель венгров

5. Альфред Великий Д) Рыцарь, племянник Карла Великого

VI. Проанализируйте нормы права (правила поведения) и правовые принципы, сформулированные в Салической правде и Кодексе Юстиниана. Определите, какие из них относятся к Салической правде, а какие – к Кодексу Юстиниана. Ответ запишите в таблицу (укажите номер ответа).

  1. Если кто украдет гуся и будет уличен, присуждается к уплате 3 солидов.
  2. Король есть говорящий закон.
  3. Право есть наука о добром и справедливом.
  4. Если ответчик будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван в суд.
  5. И поспешно, в тот же день, прежде чем зайдет солнце, со свидетелями должен явиться в дом должника и просить об уплате долга.

VII. Исторические задачи. Решите задачи и запишите ответы.

1. Загадки Алкуина . Следуя традициям англосакских школ, Алкуин любил применять в процессе обучения загадки. Подберите правильные ответы на вопросы Алкуина.

1) Что делает горькое сладким? (); 2) Что не утоляет человека? (); 3) Я видел, как мертвое родило живое и дыхание живого истребило мертвое (); 4) Я видел огонь, который не гаснет в воде (); 5) Какой вестник бывает нем? (); 6) Кого нельзя видеть, не закрывши глаза? ()

Ответы: А) известь; Б) сон; В) голод; Г) огонь, возникающий от трения дерева; Д) прибыль; Е) письмо.

2. Византийская задача. Курица, стоившая 40 аспров, кладет каждый день по яйцу. Яйца идут на базаре по 40 штук за аспр. За какое время курица оправдает свою цену? (аспр – мелкая монета)

10 б.

Определение событий в хронологической последовательности

1 балл за верный ответ

0 баллов за любую ошибку в ряду

5 б.

III.

Определение лишнего в ряду

2 балла - за верное определение «лишнего» с обоснованием ответа;

6 б.

Определение исторических понятий на основе анализа исторических источников

2 балла за каждый верный ответ

1 балл – за верное определение без пояснения

4 б.

Установление соответствий

5 б.

Анализ исторических документов

1 балл за каждый верный ответ

5 б.

VII.

Решение исторических задач

1. Загадки Алкуина

2. Византийская задача

0,5б. за каждый верный ответ(3б.)

2 балла за верный ответ