Индустриальный туризм. Индустриальный туризм в России: лучшие места Начальный курс сомелье

В настоящее время поездкой за границу никого не удивишь. Поездка к бабушке в деревню не является диковинкой для окружающих. Что делать если душа требует новых ощущений и невиданных другими мест? На сегодняшний день существует множество видов туризма. Каждый сам на свой вкус может выбрать, как ему отдохнуть. Я же хочу поведать вам об индустриальном туризме . Если вас привлекает красота конструкций доставшихся нам с советских времен. Нравится гулять по крышам и наблюдать на городскую суету с высоты птичьего полета, а то и выше. Ощущать прохладу подземных сооружений и освещать фонарем эту кромешную тьму. Чувствовать адреналин в крови от чувства опасности или быть пойманным. Значит этот вид туризма для вас!

Интересное чувство толкает людей в одиночку или в компании друзей попадать на закрытые заброшенные территории или искать новые и не изученные места. Вероятно это утомление от обыденности, желание выделиться из серой массы людей или даже уйти от повседневных проблем. Жажда одиночества так же побуждает покинуть жилые городские районы и погрузиться в созерцание окружающего мира. Я уверен, что каждого из Вас хоть раз посещало желание сбежать от мира всего и побыть наедине с самим собой. Такие места привлекают к себе, прежде всего своей таинственность.

В наши дни благодаря интернету, любителей индустриального туризма становится все больше и больше. Города растут и развиваются, становятся хаотичней и полными загадочными местами. Этот вид туризма заслуживает развития хотя бы, потому что это поиск своего пути, удовлетворения исследовательского интереса и получение психологического удовольствия.

Что же такое индустриальный туризм ? Это исследование заброшенных территорий, проникновение на закрытые территории, исследование подземных сооружений и прогулки по крышам. На английском языке название этого увлечения звучит как «Urban exploration», иногда оно сокращается до «Urbex», что в переводе означает городское исследование.

В чем же смысл от такого увлечения спросите вы? Смысл для каждого свой. Кто-то ищет новых впечатлений, некоторые делают красивые кадры, кому то нравятся острые ощущения, другие же просто похвастаться перед товарищами. Но, во всяком случае, каждый для себя найдет что то привлекательное. Как и в любом увлечении есть свои опасности. Может внезапно проломиться гнилая доска под ногами или рухнуть крыша над головой. Есть возможность нарваться на диких животных или недружелюбных местных жителей. А возможно и быть задержанным сотрудниками нашей доблестной полиции.

Несмотря на все эти опасности, интерес к индустриальному туризму набирает все большие обороты. В Европе и США уже давно организовывают туры для тех, кто не готов в одиночку путешествовать по подобным местам, но очень хочется посмотреть на это своими глазами. Наши же соотечественники больше привлекает возможность самостоятельного проникновения и покорение неизведанного.

Индустриальный туризм (от англ. «urban exploration» - городское исследование) - это исследованием забытой, или запретной части человеческой цивилизации. Это современное направление туризма, заключающееся в исследовании промышленных территорий, инженерных сооружений, зданий производственного или специального назначения, а также других заброшенных или покинутых долгое время сооружений.

Исследуемые индустриальные объекты можно классифицировать следующим образом:

  • а) производственные центры (мастерские, металлургические заводы и фабрики, шахты и др.);
  • б) склады и хранилища (для хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции);
  • в) энергия (места, где энергия генерируется, передается и используется, включая энергию падающей воды);
  • г) транспорт (пассажирские и грузовые транспортные средства и их инфраструктура, состоящая из ж/д путей, портов, дорог и аэровокзалов);
  • д) социальная среда (места поселения рабочих, школы, церкви, больницы при фабриках и т.д.).

Существует классификация индустриальных объектов по хронологии:

  • 1) доиндустриальный период - включает промышленные объекты, созданные до периода индустриализации;
  • 2) первый индустриальный период - начался в западной Европе и Северной Америке в конце XVIII в. и характеризовался систематическим использованием гидроэнергии и угля, созданием железнодорожных путей, использование угольных бассейнов, а также и крупномасштабным производством хлопковых тканей;
  • 3) второй индустриальный период - начался в ХХ в. с использования электроэнергии и топлива, производства моторных транспортных средств, а затем и аэропланов;
  • 4) постиндустриальный период - созданные после 1960-х гг.

Любители индустриального туризма формулируют причины своего увлечения по-разному. В основном это тяга к новым местам и исследованиям, красота запустения, радость необычных находок и открытий. Некоторых привлекает возможность увидеть город с другой стороны, с непривычной точки зрения, познать историю местности, понять и представить, что было на этом месте десятки лет назад. Также немаловажная составляющая - современный человек устает от городского шума и нуждается в тишине и покое.

Городские исследования обычно не несут никакой материальной выгоды, это просто увлечение, целью которого являются фотографии, получение личного удовольствия и иногда адреналин. Люди исследуют индустриальные объекты с целью получения психического и эстетического удовольствия, приобретения новых экстремальных ощущений и удовлетворения исследовательского интереса. Цель исследований заключается в постоянном стремлении посетить новые участки, посмотреть на город с непривычной точки зрения. Для современных туристов такой вид туризма является очень интересным, появляется возможность познать с другой стороны даже родной город.

Индустриальный туризм пересекается с индустриальной археологией. Они как академический предмет исследует взаимовлияния изменений, происходящих в промышленности и технологии, с одной стороны, и общества в целом, с другой. Другая задача - сохранение материальных свидетельств индустриального развития. За рубежом существуют кафедры индустриальной археологии при университетах. Например в Мичиганском Технологическом Университете (США) и в Бирмингемском Университете (Великобритания). В Российской Федерации также ведутся подобные исследования. В частности, в Институте истории и археологии УрО РАН. Понятно, что полевая работа археологов связана с экспедиционной и туристической деятельностью.

Сегодня человечество живет в удивительное время, когда достижения технической революции превратили габаритные железные агрегаты прошлого столетия в нечто ненужное и непрактичное. Автомобили, изготовленные в советскую эпоху, становятся настоящим раритетом, также канули в Лету «коммунистические» заводы и фабрики, рабочие поселки, опустели пристани и так далее. В таких местах, как правило, господствует тишина и умиротворение, поэтому-то они так привлекательны для эстетов. Дело в том, что в настоящее время человек пытается по максимуму разнообразить свой досуг и испытать острые ощущения, планируя свой отдых не только на лоне природы, но и в экзотических местах: заброшенных предприятиях, шахтах, населенных пунктах, жилых домах и прочее. Именно поэтому в нашей стране развитие индустриального туризма нуждается в детальной проработке. Но для нашей страны это относительно новая сфера деятельности и далеко не каждый осознает в полной мере ее смысл.

Индустриальный туризм - это пребывание на территории бесхозных предприятий, зданий специального или производственного назначения и других, оставленных без надзора человека сооружениях с тем, чтобы удовлетворить исследовательский интерес или получить эстетическое удовольствие. Другими словами, люди, отправляющиеся на вышеуказанные объекты, хотят получить положительные эмоции от простого созерцания раритетных построек.

Безусловно, индустриальный туризм - это одно из перспективных направлений для представителей отечественного бизнеса, но вот как грамотно организовать дело и с какими трудностями придется столкнуться при этом - это большой вопрос. Рассмотрим его подробнее.

Историческая справка

Конечно же, развитие индустриального туризма - это одна из немаловажных задач для государства. Эта сфера предпринимательской деятельности могла бы пополнить государственную казну. И справедливости ради следует отметить, что в некоторых регионах нашей страны развитие индустриального туризма идет полным ходом. Мода изучать заброшенные места и находить в них интересные предметы пришла к нам с Запада.

В Европе и США развитие индустриального туризма - уже давно не «пустой звук». Проводить свой досуг столь необычным способом иностранцы массово начали в начале 80-х годов прошлого столетия. В Советском Союзе, благодаря «железному занавесу», лишь немногие знали о том, что можно лазать по крышам и посещать заброшенные церкви в развлекательных целях. Однако повышенный интерес к досугу в бесхозных промышленных зонах у советских граждан появился еще после выхода знаменитого романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» (1972 г.). Ну а еще сильнее подогрел его фильм «Сталкер», экранизированный по мотивам произведения Стругацких. Его срежиссировал всем известный Андрей Тарковский в 1979 году. Однако жесткая изоляция СССР от внешнего мира «давала свои плоды», поэтому консолидированная группа любителей нестандартного вида отдыха, на тот момент не сформировалась.

Но время шло, сменилась власть и нравы, а индустриальный туризм в России начал приобретать популярность после того, как в 2007 году появилась компьютерная игра под названием «S.T.A.L.K.E.R.». Именно сталкерами стали нарекать тех, кто гуляет по заброшенным предприятиям и изучает тоннели метрополитена.

Свою лепту в повышении интереса к такому нестандартному времяпрепровождению сыграла и Всемирная паутина. Появились целые сообщества людей, которым нравится экстремальные В отличие от США и европейских стран, индустриальный туризм в России имеет специфику. Его приверженцы никому не рассказывают о своих увлечениях и уж тем более о месторасположении объектов, которые они любят посещать.

Классификация

Существует несколько вариаций индустриального туризма. Перечислим основные из них. Речь идет, в частности, о диггерстве, урбанизме, руффинге, постпаломничестве.

Диггерство

Такой вариант проведения досуга подразумевает исследование заброшенных объектов, находящихся под землей, а именно: канализационные пути, метро («станции-призраки»), тоннели.

Исключение составляют каменоломни и штольни. Как правило, диггерами становятся физически крепкие люди, поскольку такой вид отдыха требует определенной ловкости и сноровки. К тому же не обойтись без специального снаряжения.

Руффинг

Этим видом индустриального туриста увлекаются те, кому нравится любоваться живописными видами с городских крыш. Очень многие готовы пожертвовать всем, ради того, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета. Особенно популярен экстремальный в городе на Неве, где местная архитектура оптимальна для занятий руффингом.

Пассивный туризм

Существует также вариант индустриального туризма, относящийся к категории «лайт».

Его сторонники также объединяются в группы и отправляются изучать старинные заброшенные домовладения или же военные базы закрытого типа.

Урбанизм

Не содержит «жесткого» экстрима и это направление отдыха. Оно предполагает совершение городских прогулок, но только в тех населенных пунктах, которые характеризуются высокой степенью урбанизации, технологического развития или же, напротив, разрухи и упадничества.

Постпаломничество

Данный вид времяпрепровождения предусматривает исследование и прочих объектов религиозного наследия. Его приверженцам нередко удается находить ценность которых очень и очень высока.

Пассивный вариант индустриального туризма коммерческой направленности

Безусловно, развитие индустриального туризма в России оставляет желать лучшего. И во многом это объясняется отсутствием объективных предпосылок к этому. Большая часть людей попросту морально не готовы к экстремальному варианту досуга и к не всегда законному проникновению на территорию, где расположены пустующие объекты.

К тому же далеко не все являются эстетами, когда речь заходит об оценке того или иного индустриального пейзажа: у многих к ним абсолютно равнодушное отношение. Поэтому вопрос о том, как развивается индустриальный туризм, будет еще ни один год стоять на повестке дня. А вот компании специально организовывают туры для тех, кто проявляет интерес к «неработающим» объектам промышленности, которые нуждаются в модернизации. И инвесторы для них действительно находятся. Это еще одна вариация индустриального туризма.

Можно ли заработать в этом сегменте

Естественно, отслеживая то, как развивается индустриальный туризм в России, сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что это высокорентабельное Безусловно, оно таит в себе предпринимательские риски. Но как известно: «Кто не рискует, тот…» И все-таки, прежде чем заняться этой сферой деятельности, следует тщательно взвесить все «за» и «против».

Во-первых, следует написать примерный бизнес-план. Во-вторых, необходимо определиться с конкретным видом индустриального туризма. В-третьих, ответьте на вопрос: «У вас будет профильное направление или вы намерены в будущем расширить бизнес?»

В-четвертых, проанализируйте, какие объекты индустриального туризма находятся в вашем населенном пункте или его окрестностях. В-пятых, вы должны разрекламировать свои услуги: для этого не лишним будет создать интернет-ресурс, на страницах которого вы в деталях опишите город-призрак или опустевшую старинную усадьбу, находящуюся неподалеку от того места, где вы живете. Также следует вступить в интернет-сообщество тех людей, которые предпочитают нестандартный отдых. И это только начальные шаги на пути к успешному бизнесу.

Реализация идеи в российских регионах

Необходимо отметить, что в настоящее время в некоторых крупных городах на периферии происходит постепенное развитие индустриального туризма. В России, как уже подчеркивалось, это новое направление предпринимательской деятельности. Объекты, находящиеся в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре уже не первый год привлекают приверженцев нестандартного времяпрепровождения.

Рассмотрим, как происходит развитие индустриального туризма на примере. Речь пойдет о Свердловском регионе. Здесь расположен один из крупных индустриальных объектов - «Старый Невьянский завод». Для туристов он был открыт еще пять лет назад. Только за последний год предприятие посмотрело свыше ста тысяч человек. Здание нуждается в ремонте, и в будущем здесь будет функционировать музей «Тайны металла» и Астрологический центр. Неподалеку от будет оборудована конгрессная и выставочная площадка Невьянского историко-архитектурного музея под названием «Господские хоромы». Также будет обустроена инфраструктура для туристов: появятся места для проживания, питания и проведения досуга. И этот только один из многочисленных проектов регионального министерства культуры.

Перспективы бизнеса

Конечно же, в нашей стране и урбанизм, и руффинг, и диггерство, и постпаломничество - это «свободная» ниша с точки зрения построения бизнеса. Но, каковы перспективы развития индустриального туризма в России? Чтобы они отчетливо были видны, необходимо проделать определенную аналитическую работу. Например, можно глухие, заброшенные деревеньки (они есть практически в каждом регионе) трансформировать в естественные музеи. Инвестиций на это много не потребуется, а прибыль можно получать круглогодично. Достаточно выгоден сегодня и промышленный туризм, в рамках которого человек может воочию наблюдать за производственным процессом. В частности, в Северной столице уже популярны экскурсии на пивоваренный завод «Балтика». Причем россиянам будет интересны предприятия различной направленности, будь-то кондитерские фабрики, винные заводы, пасеки, и прочее. Перспективы, действительно, «аховые», тем более, что Россия - это кладезь природно-рекреационных ресурсов.

Проблемы

Конечно же, не следует забывать о том, что существуют определенные проблемы индустриального туризма. Во-первых, не выстроена должным образом сама система организации экскурсий на заброшенные заводы, и туристические компании здесь не играют ключевой роли. Нередко очень трудно определить, кто является собственник того или иного заброшенного объекта и с кем конкретно заключать договор. И здесь была бы очень полезна помощь органов местного самоуправления, которые, к сожалению, пассивны в этом вопросе.

Во-вторых, проблемы развития индустриального туризма заключаются в том, что это направление деятельности никак не регламентировано на законодательном уровне. В частности, не определен круг субъектов и порядок предоставления услуг по урбанизму, постполомничеству и так далее. В-третьих, увлечение некоторыми видами индустриального туризма может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем и ли даже летальный исход. Перед тем как отправиться на тот или иной объект, необходимо проанализировать его с точки зрения безопасности: для этого может понадобиться специальное оборудование, а зачастую рядовые туристы его не имеют. С учетом вышеизложенного для развития индустриального туризма нам необходимо изучать и перенимать опыт у западноевропейских стран.

В последние годы индустрия путешествий в России активно развивается. Одним из подтверждений этого и важным стимулом для отрасли стал 21-й чемпионат мира по футболу, который привлек в нашу страну свыше 5 млн туристов со всей планеты. К 2025 году, согласно официальным планам, доля туризма в национальном ВВП вырастет с 3,47 до 5%. На фоне падения курса рубля и развития предложения на внутреннем рынке все больше россиян путешествует по России. Появляются новые форматы отдыха, среди которых — социально ответственный, экологический и промышленный туризм.


Фото: 1inter.ru

За последнее десятилетие из увлечения ограниченного круга людей индустриальный туризм вырос до самостоятельного направления, достигнув такого уровня популярности, что на него обратило внимание государство. 16 мая глава Ростуризма Олег Сафонов заявил , что власти планируют начать развитие данной сферы с этого года. Согласно исследованию специалистов из Оренбургского государственного университета, на сегодняшний день в России лидером по числу регионов, где регулярно проводятся промышленные экскурсии, стал Приволжский федеральный округ.

Самая обширная категория индустриальных туристов — молодежь, прежде всего школьники и студенты. Нередко посещение заводов и фабрик помогает им определиться с будущей карьерой. Но, разумеется, на промышленные объекты ездят люди всех возрастов — обычные потребители, у которых наибольшим спросом пользуются предприятия пищепрома и автопрома. А также журналисты и блогеры, чьи публикации формируют имидж компании.

Как закалялась сталь


Фото: apn-nn.com

Объединенная металлургическая компания (ОМК) решила удовлетворить любопытство промышленных туристов и разработала для предприятия сразу три экскурсионных маршрута: «Рождение труб большого диаметра», «Удивительные превращения стали» и «Мир горячих колес». Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб «русского» размера, из которых строят магистральные газопроводы «Северный поток» , «Сила Сибири» и многие другие. Кроме того, здесь можно наблюдать за тем, как в колесопрокатном цехе из горячего металла делают колеса для железнодорожных составов и поездов метро.

На заводе позаботились и о том, чтобы экскурсии были доступны для гостей с ограничениями по слуху: предлагаются туры с сопровождением на русском языке жестов.

Еще одна достопримечательность ВМЗ — роспись «Выкса 10 000» . Это мурал — монументальная роспись на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000». Живопись, созданная стрит-артистом Мишей Most в рамках фестиваля городского искусства «Арт-Овраг» , занимает площадь 10 800 квадратных метров. Работа попала в книги рекордов Европы и России. Над созданием мурала Миша Most работал 45 дней, затратив более 5 тонн грунта и краски. Он изобразил 6 сюжетов из жизни предприятия — от исследования к созиданию, от идеи к результату.

Здесь также проводят экскурсии по самой Выксе: в городе можно увидеть более 90 арт-объектов.

Дорога в детство


Фото: tver.chlclub.ru

В течение полутора часов гости предприятия могут увидеть все этапы производства мороженого: как осуществляются доставка и смешивание ингредиентов, фризерование, созревание, формовка, как наполняются вафельные стаканчики, как эскимо покрывается глазурью, как продукция упаковывается для продажи. Есть возможность пройти мастер-класс по украшению мороженого. По будням на фабрике проводятся платные групповые экскурсии для школьников и взрослых. А по субботам могут приехать индивидуальные посетители. Экскурсии адаптированы для людей с особенностями здоровья.

Начальный курс сомелье


Фото: wikipedia.org

Завод, основанный у живописного южного озера Абрау в 1870 году, регулярно принимает у себя туристов и профессионалов отрасли. Здесь в 2017 году проходил VII Всероссийский саммит виноделов.

Открывается «винная экскурсия» кинопоказом о заводе и его истории, после чего гостей ведут в винные погреба, параллельно объясняя им тонкости сложного приготовления шампанских вин — от посадки виноградников до розлива готового напитка. Тоннели созданы еще в XIX веке князем Львом Голицыным. Ходы тянутся на 5,5 километра под землей. На заводе можно сфотографироваться на фоне сотен бутылок, увидеть процесс изготовления шампанского в современных цехах, пройти краткий курс сомелье, посетить дегустационный зал и фирменный магазин. Правда, детей на время экскурсии придется отправить в игровую комнату, так как на мероприятие вход разрешен только взрослым.

Стать корабелом


Фото: sdelanounas.ru

Судостроительный завод совместно с центром профориентации «Про Мир» проводит профориентационные экскурсии для школьников и позволяет им посетить даже закрытые зоны верфи. В течение шести часов гостей знакомят с историей и традициями российского судостроения, а также экономикой отрасли. Школьники узнают, как развивалась Путиловская верфь, впоследствии переименованная в Северную, а главное — видят, как строятся современные военные корабли.

В фондах музея «Северной верфи», который посещают экскурсанты, содержится более 3 тыс. экспонатов, 200 из которых считаются памятниками культуры: это редкие архивные документы и фотографии, награды и личные вещи сотрудников, модели построенных заводом кораблей и судов.

Увидеть энергию воды


Фото: tgc1.ru

Старейшей действующей гидроэлектростанции России — более 90 лет : в рамках плана ГОЭЛРО она была построена первой. Сегодня это не только важный объект региональной инфраструктуры, но и туристическая достопримечательность. Путешественники нередко фотографируют историческое здание на реке Волхов. Но далеко не все знают о возможности изучить объект изнутри и узнать, как энергия движения воды преобразуется в электричество.

ГЭС принимает у себя школьников и студентов в рамках образовательных программ, журналистов, а также экскурсионные группы. Они осматривают дом-музей Генриха Графтио, строителя первых советских гидроэлектростанций, и производственные цеха. Гостям подробно рассказывают о способах минимизации негативного воздействия на биоценоз реки.