Королевский флот. Обзор флагманов Швеции — Евгений Сизов. Смотреть что такое "ВМС Швеции" в других словарях Вмф швеции

Делегация ВМС Швеции посетила Санкт-Петербург, чтобы восстановить отношения флотов, прерванные событиями августа 2008 года. О том, в каких сферах могут сотрудничать российские и шведские военные моряки, командующий ВМС Швеции Андерс Гренстад рассказал Центральному Военно-Морскому Порталу .

- Господин Гренстад, расскажите о целях визита делегации ВМС Швеции в Санкт-Петербург.

В отношениях между нашими флотами в последние несколько лет образовалась пауза, связанная с известными событиями в Закавказье в августе 2008 года. Поэтому данный визит в первую очередь - шаг к обновлению в военно-морском сотрудничестве между нашими странами. Мы хотим вернуться к тем точкам соприкосновения, которые у нас были в 90-е годы прошлого столетия и начале 2000-х годов.

Нас объединяет общий взгляд на безопасность в регионе Балтийского моря. У меня уже были две очень хорошие встречи с главнокомандующим ВМФ России и командующим Балтийским флотом. Обе прошли в очень хорошей, положительной атмосфере. Наши страны стремятся к тесным двусторонним отношениям, в том числе на море, и сейчас штабы будут прорабатывать варианты дальнейшего сотрудничества. Конечно же, эти вопросы надо обсуждать и политикам, поскольку военные на самом деле - лишь средство в их руках.

Господин адмирал, что в Вашем понимании входит в понятие "безопасность Балтийского региона"? В своем интервью во время посещения Новой Зеландии Вы сказали, что не видите в настоящее время угроз на Балтике.

Вы хорошо потрудились, готовясь к нашей встрече. Да, я прекрасно помню эти слова, которые сказал в том интервью. Я, конечно же, не вижу никакой угрозы со стороны России. И в первую очередь, когда я говорю о безопасности на Балтике, то имею в виду безопасность гражданского судоходства и борьбу с криминальными элементами, которые здесь существуют. Подобное противодействие, конечно, не является той задачей, которую должны решать военные, однако мы можем обмениваться информацией с гражданскими ведомствами и тем самым помогать, к примеру, нашей береговой охране в ее работе.

Но кроме действий в Балтике, шведский флот выполняет задачи обеспечения безопасности в других регионах мира, например, у побережья Сомали. Так что, если мы говорим о Швеции и России, то я вижу наше сотрудничество не только в Балтийском море, но и по всему миру.

Шведский флот изначально создавался для действий в прибрежных водах Балтийского моря с присущей им спецификой. Как он чувствует себя в открытом океане?

Как говорит мой датский коллега: "У нас прибрежные морские силы, но они могут действовать по всему миру". В тех задачах, которые ставятся перед шведским флотом нашим правительством, особое внимание уделяется подготовке личного состава и развитию военно-морской техники. И, если мы можем использовать наши корабли в других районах Мирового океана, то мы, безусловно, должны это делать. Так что, несмотря на ярко выраженный прибрежный характер наших военно-морских сил, международные операции, в которых мы принимаем участие, будут продолжаться в том виде и таком количестве, в котором они существуют сегодня.

Почти 30 лет назад примерно в эти же дни на камни у шведского побережья села советская подводная лодка. Как Вы относитесь сегодня к этому инциденту и что вы думали по этому поводу тогда, когда были молодым лейтенантом и только начинали свою службу на флоте?

В то время, когда я был молодым лейтенантом, это был не первый случай. На тот момент уже произошли несколько инцидентов у побережья Швеции, но даже для "холодной войны", которая шла в то время между двумя большими группами государств, это был особый случай. Тем не менее, можно сказать, что благодаря ему мы научились более эффективно работать с противолодочными средствами и получили неплохой опыт штабного взаимодействия. Но действительную причину, почему подводная лодка оказалась на камнях в этом месте, мы, скорее всего, так никогда и не узнаем.

Господин адмирал, давайте углубимся еще дальше в историю и вспомним Вторую мировую войну. В 1941 году в шведских территориальных водах погибла советская ПЛ С-8. На самом рубеже веков она была обнаружена и в 2000 году над местом ее гибели совместными усилиями шведского и российского военных флотов была организована памятная акция по отданию воинских почестей погибшему экипажу, спущены венки с ЭМ "Настойчивый". Не думаете ли Вы организовать какую-либо памятную акцию совместно с российским флотом?

Я думаю, что на самом деле это может быть очень хорошим поводом для обновления наших отношений и более тесного совместного сотрудничества. Считаю, что нам необходимо создать рабочие группы для дальнейшей проработки этого вопроса.

- Господин адмирал, как семья относится к Вашим частым и долгим отсутствиям?

Я очень счастливый в этом отношении человек, мне повезло с женой, она часто со мной. Сейчас, кстати, она также находится в Санкт-Петербурге. Анна долгое время – около 10 лет – работала в России и очень рада тому, что сегодня снова удалось здесь побывать. А мои дети достаточно взрослые, им 25 и 28 лет, так что, я думаю, они не сильно расстраиваются, когда нас с женой не бывает дома. Скорее, они рады, что родители находятся рядом с ними не все их время.

Причина, по которой я на протяжении вот уже 6 лет очень много и часто путешествую, кроется в том, что Швеция стала активно участвовать в операциях по всему миру. В то же время мне приходилось участвовать в содействии продвижения шведских вооружений и военной техники. В частности это и было причиной, по которой я посетил Новую Зеландию, Сингапур, Австралию, США и другие страны.

- Благодарим Вас, господин адмирал, за то, что смогли найти время и ответить на наши вопросы.

Наша справка

Андерс Гренстад, контр-адмирал, командующий Королевскими ВМС Швеции

Образование

1977-1980 – учеба в Военно-морской академии;
1980-1981 – учеба в Военно-морском колледже;
1987-1988 – Национальный колледж обороны, штабные курсы;
1994-1996 – Национальный колледж обороны, курсы усовершенствования командного состава.

Присвоение званий

1980 – мл. лейтенант;
1983 – лейтенант;
1988 – лейтенант-коммандер;
1998 – коммандер;
2002 – кэптен;
2005 – контр-адмирал.

Прохождение службы

1980-е годы - занимал различные должности на кораблях и береговых объектах ВМС Швеции;
1991-94 – командир боевого катера;
1997 – командир 21-го дивизиона РКА;
1998-2000 – командир 34-го дивизиона РКА;
2000-2002 – служба в штабе ВС Швеции;
2003-2005 – командир 3-й флотилией надводных ударных сил;
2005, 1 января – командир военно-морской базы;
2005, май – командующий (военно-морской инспектор) ВМС Швеции.

Личные сведения

Женат, жена Анна, двое детей – дочь Валери 1983 г.р. и сын Винсент 1985 г.р.
Член Королевского общества военно-морских наук.
Увлечения: гольф, бег, водные виды спорта.

Здесь находится список подводных лодок, входящих или входивших в состав Военно морских сил Швеции Тип Представители Внешний вид Основные характеристики Годы службы Примечание HMS Hajen … Википедия

Svenska marinen Военно морские силы Швеции Эмблема ВМС Швеции Страна … Википедия

В галерее флагов ВМС стран Европы представлены все флаги военно морских сил независимых государств Европы. Единственная европейская страна имеющая ВМС, но не имеющая флаг ВМС Мальта. Содержание 1 Албания 2 Бельгия 3 Болгария … Википедия

В заключительной фазе холодной войны были отмечены многократные нарушения территориальных вод Швеции иностранными подводными лодками. В последние годы данная тема снова стала актуальной, благодаря новым документам. Содержание 1 Иностранные… … Википедия

Швеция в 1900 году История Швеции … Википедия

Флаг Королевства Швеция Швеция … Википедия

Позиции польских подводных лодок в соответствии с планом защиты от немецкого нападения Подводные лодки в составе Военно морских сил Польши появились в начале 1930 х годов, когда в строй вступили три торпедно м … Википедия

Эта страница информационный список. См. также основную статью: Подводный флот Дании … Википедия

Подъём кормовой части корвета «Чхонан» Корвет ВМС Южной Кореи PCC 772 «Чхонан» затонул 26 марта 2010 года недалеку от острова Пэннёндо в … Википедия

Korvett typ Visby … Википедия

Книги

  • Швеция под ударом. Из истории современной скандинавской мифологии , Борис Григорьев. В книге подробно описываются события, связанные с навигационной аварией советской подводной лодки С-363 в октябре 1981 г. в районе главной базы ВМС Швеции – Карлскруне. Эффект, произведенный…

Когда весь мир находился на грани войны, то было только одно действительно безопасное место - это хороший бункер глубоко под землей. Вот почему мир сегодня усеян подземными военными базами, многие из которых по-прежнему являются тайной, хотя большая часть таких были рассекречены, и некоторые даже открыты для общественности, как например военно-морская база Швеции Musko (Muskoanlaggningen), которая выглядит как декорация для хорошего голливудского фильма.

Вероятно крупнейший подземный военный объект в Швеции. Эта военно морская база построена под гранитной горой RockSolid. Базу невозможно уничтожить ядерным или прочим . Потребовалось 17 лет на строительство и она имеет 4 дока.

Док 1 и 2 - 145 метров длиной и примерно 40 метров в высоту. Оба имеют 250 метровый входной туннель.

Док 3 - 150 метров и в основном используется для подводных лодок.

Док 4 - 350 метровый туннель.

Musko - это остров, который соединен с материком через туннель под морским дном(так-как мосты легко вывести из строя в случае войны), около 3 км в длину который был построен в 1964 году. В мирное время на базе работали 800 человек.

Это не просто док находятся под землей, вся военно-морская база построена под горой. Есть ремонтный завод, больница, столовые, казармы и т.д., и все это внутри горы. Тысячи солдат будут служить там в военное время, только в больнице имеется более 1000 коек.

Для сравнения, при строительстве подземного объектов в горах Шайенн им пришлось удалить 350,000 м3 камня, в Musko пришлось вынуть 1.500.000 м3 камня (даже больше, если учитывать подземные дороги, которые ведут к Musko под морским дном.

Образ истинного подземного объекта был бы не полным без огромной противовзрывной двери. Она весят 45 тонн, и может выдерживать давление 200 тонн/м2

Хотя Швеция и не была вовлечена в мировую войну 1914–1918 гг., эта война и ее последствия все же наложили чрезвычайно сильный отпечаток на людей и события периода вплоть до 1920 г.

Когда 1 августа 1914 г. разразилась война, вопрос об обороне Швеции не был еще разрешен и партийные распри были особенно остры. К моменту начала мирового кризиса шведская политика была проникнута традициями, заложенными в основном во время кризиса унии 1905 г. Существовало единодушие по вопросу о необходимости сохранять безусловный нейтралитет. 2 августа 1914 г. Брактинг после речи на политическом собрании в Кисе телеграфировал премьер-министру, что, «поскольку правительство в условиях нынешнего угрожающего международного положения стремится всяческими способами сохранить нейтралитет Швеции», оно может «рассчитывать на полное доверие единого народа». И уже 8 августа Стаафф открыто заявил Хаммаршёльду, что «можно с уверенностью рассчитывать на то, что правительственный законопроект о сроке переподготовки пехоты соберет, при содействии членов объединенной либеральной партии, большинство как в особой комиссии, так и в палатах…»

Спорный вопрос был разрешен, единство достигнуто - «гражданский мир» был заключен, как говорили, пользуясь термином, употреблявшимся в Германии в начале войны. Законопроект о новой организации армии вскоре был принят голосами правых и большинства либералов, в то время как некоторые либералы и социал-демократы голосовали против. По новому закону о реформе обороны срок переподготовки для рядовых военнообязанных равнялся 340–365 дням, а для студентов, которые должны были стать младшими офицерами запаса, - 485 дням. Затем было принято решение о постройке новых военно-морских судов. После разрешения этих вопросов правительство Хаммаршёльда осталось у власти. Премьер-министр был известен как знаток международного права, и считали, что именно он сможет в дальнейшем способствовать соблюдению провозглашенного в начале войны строгого нейтралитета. Нейтралитет, осуществлявшийся теперь, соответствовал настроению, пока еще полностью господствовавшему в стране. В то же время как немцы, так и русские, казалось, считали возможным вступление Швеции в войну на стороне центральных держав. Но политика нейтралитета Швеции оставалась твердой. Она имела прочную опору в новой реформе обороны, в связанном с реформой перевооружении армии и во всеобщем желании соблюдать строгий нейтралитет. Вскоре эта политика была подкреплена демонстрацией сотрудничества Швеции со всеми воюющими государствами.

Король Густав V не терял надежды вернуть Норвегию в состав Швеции. На встрече в Христиании он сказал:

Густав V.
Король Швеции в 1907-1950 годах.

«Я не был бы честным ни по отношению к себе самому, ни по отношению к истории, если бы сказал, что все то, что случилось в 1905 г. (), уже может быть забыто. Разрыв союза, созданного королем Карлом XIV Юханом, нанес идее объединения нашего Скандинавского полуострова глубокую рану, в лечении которой я, со своей стороны, готов принять живое участие. Вот почему я сегодня нахожусь здесь, чтобы сказать бывшему брату по союзу: создадим новый союз, не по старому образцу, а союз разума и сердец, жизненная сила которого, я надеюсь, будет большей, чем раньше».

Объявленный в Христиании новый курс шведской политики приобрел в течение ближайших десятилетий большое значение. Основным принципом скандинавской политики этого периода король Густав выдвинул охрану и поддержку нейтралитета, который три государства обязались соблюдать. Для проведения этой политики нейтралитета Швеция выставила значительные силы, предоставив как политическое руководство, так и военный персонал, обеспечивающий охрану на море и на побережье. Давление извне временами было очень чувствительным.

Критический момент имел место в 1915 г., когда Антанта обсуждала план сообщения западных держав с Россией через Скандинавию. Черчилль ставил вопрос так: «Должны ли англичане нанести удар через Бельт в Балтийском море или через Дарданеллы по направлению к Константинополю и Черному морю»? Из двух предположений высказанных Черчиллем, было выбрано последнее.

Германия, со своей стороны, несколько раз пыталась склонить Швецию к союзу против России (1915 и 1916 гг.), но шведское правительство определенно отказывалось. Это критическое положение мало или почти совсем не было заметно в повседневной жизни Швеции. Зато народ сильно чувствовал затруднения, связанные с внешней торговлей и снабжением; при обсуждении этих вопросов шведским государственным деятелям приходилось считаться как с политикой блокады центральных держав Антантой, так и с немецким минированием и неограниченной подводной войной.

В начале войны Швеция не могла сама обеспечить свои потребности в целом ряде важных отраслей. Прежде всего это касалось некоторых продуктов питания. Сельское хозяйство продолжало развиваться, и хотя часть населения, занимавшаяся сельским хозяйством, уменьшилась не только относительно, но и абсолютно - она составляла приблизительно 47 % или около 2670 тыс. человек в 1914 г., - продукция все же увеличивалась благодаря улучшению методов обработки земли. Особенно увеличился урожай пшеницы. Но внутреннее производство зерна не удовлетворяло потребности страны. В годы, непосредственно предшествовавшие мировой войне, считалось, что Швеция нуждается в импорте 17 % необходимой для потребления ржи и 48 % - пшеницы; в отношении к общему количеству потребляемого зерна эта цифра составляла 29 %. В 1913 году Швеция импортировала 200 тысяч тонн пшеницы, 90 тысяч тонн ржи, 64 тысячи тонн овса и 60 тысяч тонн кукурузы. Кроме того, сельское хозяйство больше, чем раньше, зависело от международной обстановки, так как многие потребности рационально поставленного хозяйства, как, например, в искусственном корме, вызывали необходимость прибегать к импорту. Импортировался также сахар.

Лучше дело обстояло с продуктами животноводства, так как после большого кризиса 80-х годов XIX в. в этой отрасли хозяйства были введены различные улучшения. Но для развития животноводства требовалась, между прочим, кукуруза и иные корма, которые получались путем импорта. Шведская промышленность требовала угля, смазочных масел, жидкого горючего, машин и большого количества сырья (например, некоторых металлов и сырья для текстильной и резиновой промышленности). Перед Первой мировой войной Швеция импортировала по 5 млн. тонн угля и 180 тысяч тонн нефти в год. Наконец, Швеция производила на экспорт лес, древесную массу, машины, руду, железо и различные промышленные продукты. За 25 млн. тонн железной руды, 2 млн. тонн чугуна, 4 млн. тонн целлюлозы, 19 млн. м³ пиломатериалов, 100 тысяч тонн машин и механизмов. Крупнейшими потребителями шведских товаров в 1914-1918 годах стали . Таким образом, экономическая жизнь страны в значительной степени зависела от внешней торговли.

Между тем политика строгого нейтралитета вызывала неоднократные конфликты с воюющими сторонами. Антанта внимательно следила за импортом в Швецию, который мог быть использован центральными державами. В то же время немецкие мины и подводные лодки угрожали шведским судам, идущим в Англию. Воюющие стороны стремились приобрести как можно больше влияния на шведскую внешнюю торговлю. Торговля с Германией поддерживалась и значительно возросла в первые годы войны; между прочим, таким образом удалось покрыть потребность в угле и взамен экспортировать, например, руду. Но Швеция стала вывозить и необходимые для нее самой товары, как-то: продукты питания, кожу и прочее. Это имело неблагоприятные последствия для снабжения страны. Экспорт в Англию поддерживался в большом объеме, но импорт сильно сократился. Результатом всего этого в 1916–1917 гг. было очень значительное превышение экспорта над импортом.

Постепенно стали замечаться трудности в снабжении, между прочим и вследствие того, что обычно урожаи были ниже среднего уровня. Импорт сахара в 1916 году по сравнению с 1914 годом сократился в 9 раз, импорт пшеничной муки в два раза, ржаной в пять. Цены быстро повышались из-за недостатка товаров и большого выпуска бумажных денег. Стоимость жизни с начала войны до первой половины 1918 г. удвоилась и продолжала возрастать. Попытка установить твердые максимальные цены не удалась. Когда было введено нормирование цен, зерно начали употреблять для других целей и при посеве заменять другими культурами, на которые не было твердых цен. Как только стал чувствоваться недостаток товаров, начали процветать продажа из-под полы и спекуляция продуктами питания и другими предметами первой необходимости. Для урегулирования снабжения были созданы специальные комиссии; в середине 1916 г. введено было нормирование сахара, а в 1917 г. - нормирование муки и хлеба, жиров и кофе. Экономические и топливные комиссии, по вполне понятным причинам, были мало популярны. Хуже всего обстояло дело с топливной комиссией, испытавшей большие организационные затруднения и ставшей объектом насмешек.

Швеция вела с Англией переговоры об облегчении условий импорта, но они ни к чему не привели. Настоящие трудности начались тогда, когда немцы 1 февраля 1917 г. объявили неограниченную подводную войну. Вслед за этим вступили в войну Соединенные Штаты, и давление Антанты на торговлю нейтральных стран усилилось. Все большее количество шведских торговых судов становилось жертвами мин и подводных лодок. Общее число шведских судов, потерянных во время войны 1914–1918 гг., равнялось 280. Много судов, часто с ценными грузами, задерживалось в английских портах. Импорт искусственного корма в 1917–1918 гг. был очень низок, молочная продукция быстро падала. Промышленность медленно подстраивалась к новым условиям, и производство заменителей шло не особенно успешно. Правда, большой безработицы не было, так как лесозаготовки поглощали рабочую силу текстильных и других законсервированных предприятий. Но повышение цен в стране оставалось чувствительным, росло недовольство. В 1917 г. положение начинало становиться тяжелым.

В этой обстановке политическое единство, достигнутое в 1914 г., было нарушено. На сессии риксдага 1917 г. левые партии перешли в наступление против правительства, на которое они возлагали ответственность за трудности со снабжением. Оппозиция также заявила, что правительство в ряде случаев выступало самовольно и пыталось отстранить риксдаг от решения важнейших вопросов. Осенью 1914 г. при очередных выборах во вторую палату произошел ряд изменений: правые насчитывали, вместе с беспартийными, 86 представителей, число либералов, также вместе с беспартийными, упало до 57 представителей, социал-демократы насчитывали не менее 87. Таким образом левые имели серьезное большинство и перед угрозой их общего наступления правительство Хаммаршёльда в марте 1917 г. было вынуждено уйти в отставку. Его заменил умеренно-консервативный кабинет с Карлом Сварцем в качестве премьер-министра и Арвидом Линдманом в качестве министра иностранных дел.

Весной и в начале лета 1917 г. начали проявляться социальные последствия обострившегося кризиса, несмотря на все контрмеры правительства. В различных местах на почве недостатка продовольствия происходили беспорядки, особенно когда начал ощущаться недостаток картофеля. Шведское общественное мнение по вопросам внешней политики теперь не было таким единым, каким оно было в начале войны. Симпатии правых были в основном на стороне центральных держав, в то время как левые партии стояли ближе к странам Антанты, особенно к Англии и Франции. В вопросах кризиса это разделение симпатий привело к тому, что левые партии требовали приспособления курса торговой политики к западным державам, надеясь с их помощью облегчить положение со снабжением. Февральская революция 1917 г. в России, а также радикализация общественного мнения в центральных державах также оказали влияние на Швецию. Все настойчивее раздавались требования демократизации конституции. Гарантии, которые при реформе избирательного права в 1907–1909 гг. правые получили для первой палаты, особенно многостепенная шкала голосования при муниципальных выборах, стали теперь предметом оживленных дебатов. Социал-демократы давно стояли за всеобщее избирательное право без многостепенной шкалы и для муниципальных выборов, а с 1915 г. к этому мнению присоединились и либералы. Эту программу они внесли на сессию риксдага 1916 г., но безуспешно.

На сессии риксдага 1917 г. попытка эта была возобновлена, но и теперь с отрицательным результатом. Требования становились все настойчивее, и крайнее левое крыло социал-демократической партии откололось: оно образовало в мае самостоятельную фракцию «левых социалистов», насчитывавшую 15 членов. Брантинг, предпринявший поездку в Петроград, весною обратился к статс-министру Сварцу с интерпелляцией по вопросу о пересмотре конституции. В риксдаге происходили горячие дебаты: 5 июня, когда премьер-министр отвечал на запрос, произошло столкновение полиции с народом, собравшимся в целях демонстрации на площади Густава Адольфа. Но дебаты в риксдаге не внесли никакой ясности в этот вопрос.

Следующей осенью левые партии вступили в новую избирательную кампанию по выборам во вторую палату с лозунгом демократизации конституции. Благодаря этому они получили благоприятные исходные позиции для своей агитации; другим, не менее благоприятным обстоятельством для левых групп в происходящих выборах было так называемое Люксбургово дело. Обнаружилось, что немецкий поверенный в делах в Аргентине Люксбург пользовался шведской дипломатической связью для пересылки в Германию шифрованных телеграмм о ведении подводной войны против аргентинских торговых судов. Шведское правительство сделало вид, что не знало о характере донесений, но скандальность этого дела все же была велика. После выборов соотношение партий значительно изменилось. Правые получили 57 мандатов, либералы - 62, социал-демократы - 86 и левые социалисты - 11. В выборах, кроме того, принимали участие две новые партии, представлявшие крестьян; обе они выросли на почве противоречий между земледельцами и остальными группами населения; эти противоречия стали постепенно проявляться в период индустриализации и быстро обострились во время кризиса. «Крестьянский союз», имевший сторонников главным образом среди мелких земледельцев, получил 9 мандатов, а «Всешведский союз земледельцев», который был партией зажиточного крестьянства, получил 3 мандата. К ним впоследствии присоединились еще 2 депутата.

После выборов, в октябре 1917 г., премьер-министра Сварца сменил лидер либеральной партии профессор истории Нильс Эден. После смерти Стааффа, в 1915 г., он стал руководящей фигурой партии. Попытка создать коалиционный кабинет из представителей крупных партий, как это имело место в 1905 г., не удалась, так как слишком сильны были противоречия в вопросе о конституции. Социал-демократическая партия, придерживавшаяся реформистской тактики, выразила готовность сотрудничать с либералами по вопросу о создании правительства. В кабинет Эдена вошли, вместе с семью либералами, четыре социал-демократа с Брантингом в качестве министра финансов; его вскоре сменил член той же партии Ф. В. Торссон. Задачей нового кабинета было провести Швецию по опасному фарватеру последних военных лет. Кабинет вскоре взялся за разрешение вопросов снабжения. Уже правительству Сварца удалось достигнуть соглашения с Англией (в мае 1917 г.), по которому 33 шведским судам было дано разрешение покинуть английские и американские порты и вернуться на родину. Три из них были торпедированы немецкими подводными лодками, командирам которых не сообщили своевременно о полученном шведами разрешении пройти через немецкую блокаду. Остальные доставили на родину груз большой ценности, состоящий из зерна, искусственных кормов, маиса и т. д. Они прибыли в том же году, когда положение с продуктами питания было наиболее тяжелым.

В результате необычайно засушливого лета собранный урожай оказался исключительно низким. Сотрудничество Швеции в торговой политике с другими скандинавскими странами приносило только частичное облегчение. Нормирование коснулось почти всех важнейших продуктов, между прочим картофеля и гороха. Суррогаты стали более разнообразны: свекла, рожь и корни одуванчика заменили кофе, различные цветы употреблялись в качестве чая, для курения пользовались листьями черной смородины, веревки и мешки делались из бумажных отходов, керосин был заменен карбидом, были испробованы все заменители мыла. В целом страна находилась в чрезвычайно тяжелом положении; недостаток продуктов был значителен и в свою очередь стал причиной истощения населения. Проблема импорта обострилась вследствие неблагоприятной позиции, занятой США по вопросам торговли с Швецией.

1 марта 1918 г. правительство Эдена заключило соглашение с Англией (так называемое соглашение о modus vivendi), впоследствии дополненное новыми пунктами. Это соглашение обеспечило импорт хлебных злаков, маиса, искусственного корма, удобрений, масел и кофе; норма импорта была ограничена, чтобы гарантировать невозможность использования этих товаров Германией. В 1918 г. было ввезено или получено разрешение на ввоз около полумиллиона тонн товаров. Взамен Швеция согласилась на то, чтобы суда водоизмещением в 400 тыс. тонн - около половины всего шведского торгового тоннажа - были отданы, на условиях найма, Антанте; впрочем, сама Антанта одно время принудительно реквизировала для своих нужд шведские суда. Кроме того, Швеция обязалась ограничить свой экспорт в Германию. Избежать разрыва с центральными державами удалось лишь с помощью параллельных переговоров с Германией.

Несмотря на унизительные уступки, Швеция, по возможности, соблюдала свою политику нейтралитета, снабжение было до некоторой степени обеспечено. Но разногласия по вопросам торговой политики оставались особенно остры, и внутренний раскол усилился.

Вопрос о демократизации конституции послужил в 1917 г. поводом к горячим дебатам. Здесь также оказало свое влияние и мировое критическое положение; временами оно придавало конфликту особенно острый характер. Требования реформы стали очень энергичными. Это произошло потому, что левые партии усилились во время выборов и крайние левые образовали отдельную партию.

На сессии риксдага 1918 г. правительство Эдена в апреле внесло предложение о демократизации избирательного права при коммунальных выборах, но первая палата отклонила это предложение. Осенью того же года была созвана чрезвычайная сессия риксдага для разрешения ряда маловажных дел. Во время сессии этого риксдага пришло известие о ноябрьской революции в Германии, и можно было непосредственно наблюдать за воздействием этого события на шведское общественное мнение. Появилась угроза революции, и правительство сочло необходимым вмешаться для успокоения настроения общества. Эден уже искал контакта с правыми, чтобы путем переговоров достигнуть соглашения. Эти переговоры не осуществились: правительство, испугавшись мировых потрясений, подготовило (14 ноября) и внесло (22 ноября) на чрезвычайную сессию риксдага предложение о равном избирательном праве при муниципальных выборах. При этом правительство также заявило, что оно намерено на ближайшей очередной сессии риксдага поднять вопрос о расширении избирательного права. Теперь правые по многим причинам вступили на путь соглашения. Крайняя левая оказывала давление, имело влияние также и международное положение; некоторые представители самых правых партий, по-видимому, были принципиально также на стороне демократизации, и король, в свою очередь, воздействовал на правых для того, чтобы приблизить решение спорного вопроса. Правые в обеих палатах согласились на всеобщее избирательное право при условии дополнительных гарантий (в том числе, по образцу Дании, при условии повышения возрастного ценза при голосовании в ландтинг до 27 лет). В этот период между партиями установилось соглашение, охватывающее весь комплекс реформ.

На следующей сессии риксдага были, таким образом, приняты ранее обещанные новые положения о расширении всеобщего избирательного права: понижение возрастного ценза при выборах во вторую палату - с 24 до 23 лет, отмена некоторых ограничений, политическое право женщин избирать и быть избранными и т. д. После новых выборов эти основные законоположения при пересмотре конституции были утверждены в 1921 г.