Южный газовый коридор: США — за, Россия — не против. «Южный газовый коридор»: пропагандистская конкуренция с Россией


Амбициозный проект доставки азербайджанского газа в Европу через Турцию и Балканы “Южный газовый коридор”, по идее, должен вступить в решающую фазу реализации. Однако у его главного концессионера – государства Азербайджан – может не хватить на осуществление замысла ни денег, ни газа, отмечает агентство ПРАЙМ . И если помочь материально может Европа, заинтересованная в ограничении роли “Газпрома” на своем рынке, то кто поможет с наполнением будущей газовой магистрали – неясно.

Европа, дай 10 миллиардов!

Нынешние финансовые затруднения Азербайджана неудивительны после двух с лишним лет низких цен на нефть. Экономика страны крепко привязана к экспорту углеводородов. Нефтегазовая отрасль до 2014 года обеспечивала 85% доходов госбюджета, до 78% ВВП и свыше 90% экспорта.

То, что Азербайджану нынче несладко, может наглядно подтвердить хотя бы статистика золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Азербайджанский Центральный банк свидетельствует: в середине 2014 года ЗВР превышали 15 млрд долларов, а в конце 2016-го – уже недотягивали до 4 млрд. Как следствие, Баку был вынужден взять под жесткий контроль финансирование проектов за рубежом, в том числе и газопроводов, составляющих “Южный газовый коридор”.

Между тем инвестиционный вклад Азербайджана в этот проект оценивается специалистами примерно в 10,5 млрд долларов. Эта сумма была вычислена на основе сложения долей Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (SOCAR) в различных составных частях “Южного газового коридора”.

SOCAR владеет 16,7% акций газового месторождения «Шах-Дениз-2» – сырьевой базы будущей трубопроводной магистрали, 58% в Трансанатолийском (TANAP) и 20% в Трансадриатическом (TAP) газопроводах. Суммарный объем вложений в освоение второй очереди Шах-Дениза (вместе с расширением Южно-Кавказского трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум), по данным , составляет 23 млрд долларов. Стоимость TANAP министр оценил в 9,3 млрд долларов, ТAP – в 6 млрд. Весь “Южный газовый коридор” раньше оценивался в 45 млрд долларов, однако Натиг Алиев полгода назад заявил, что на самом деле он стоит всего 39 млрд.

Конечно, из упомянутых 10,5 млрд долларов Азербайджан уже кое-что вложил. Так, по данным SOCAR на конец прошлого года, проект “Шах-Дениз-2” реализован уже на 87%. Хуже обстоит дело с продвижением TANAP и TAP.

Изыскать недостающие средства поможет Европа. Недаром в начале февраля президент страны , где встречался со всей верхушкой Евросовета и Еврокомиссии. От ведущих политиков ЕС Алиев получил заверения во всемерной поддержке “Южного газового коридора”. Теперь он закономерно ждет денег от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Разумеется, не оставят “Южный газовый коридор” без финансовой подпитки и другие акционеры, среди которых выделяется могучая британская BP. Их ряды, правда, в последнее время несколько поредели. Полтора года назад свои доли в Шах-Денизе, Южно-Кавказском газопроводе и TAP продал норвежский нефтегазовый гигант .

Откуда взять 16 млрд кубометров?

По “Южному газовому коридору” должно транспортироваться 16 млрд кубометров газа в год. Из них 6 млрд причитается Турции, остальные 10 млрд пойдут дальше, в Южную Европу. Согласно предварительным раскладам, 8 млрд кубометров в год будут экспортироваться в Италию, по 1 млрд получат Греция и Болгария.

Однако такого количества топлива у Азербайджана может не оказаться. Беда в том, что добыча газа в стране в последнее время падает. Ведь из-за снижения производства нефти (на 20% по сравнению с 2010 годом) растут объемы закачки метана в пласт.

В прошлом году добыча природного газа в стране составила 29,33 млрд кубометров – на 3,9% меньше, чем в позапрошлом. При этом на товарный газ пришлось только 18,71 млрд кубометров. Весь оставшийся объем пришлось закачать в пласт на блоке Азери-Чираг-Гюнешли, где добывается более 3/4 азербайджанской нефти.

По данным информационного ресурса Natural Gas World , совокупный экспорт газа из Азербайджана в 2016 году составил 7,78 млрд кубометров против 8,4 млрд в 2015-м. То есть газовый экспортный потенциал страны сейчас ограничен. Хотя глава Минэнерго Н.Алиев повелел увеличить добычу топлива в текущем году, но даже он скромно оценивает возможности Азербайджана. Согласно плану, прирост производства газа в стране должен составить всего 1%: извлечь из недр в 2017-м надлежит 29,561 млрд кубометров, включая 10 млрд – на Шах-Денизе.

Итак, кто поможет Азербайджану с наполнением “Южного газового коридора”? Изначально в Баку надеялись на соседей по Каспию Иран и Туркмению, но конкретных предложений оттуда пока не поступило. Примерно год назад желание влиться со своим топливом в будущую газовую магистраль выразил , имея в виду свое шельфовое суперместорождение “Левиафан”. Но с тех пор из Тель-Авива на эту тему ни слуху ни духу.

Впрочем, время у Азербайджана еще есть. Старт добычи на “Шах-Денизе-2” запланирован на конец 2018 года. Поставка топлива в Европу по “Южному газовому коридору” ориентировочно начнется в конце 2020-го. :///


«Администрация США полностью поддерживает идею реализации проекта «Южный газовый коридор», - эта телеграмма, подписанная Дональдом Трампом, была зачитана в среду, 31 мая, участникам проходившей в Баку Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия-2017».

400 делегатов от 289 компаний из 30 стран мира, прибывшие в столицу Азербайджана для участия в этом форуме, были воодушевлены такой поддержкой 45-го президента США. Эйфорию участников форума, среди которых присутствовали официальные представители Евросоюза, можно понять: поддержка Вашингтона для строительства газопроводной магистрали из Азербайджана в Европу в обход России намного увеличивает шансы на успех проекта.

Примечательно, что телеграмма Трампа была зачитана в Баку на следующий день после того, как заместитель главы МИД РФ Алексей Мешков выразил беспокойство попыткой определенных стран Евросоюза заблокировать реализацию российских проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

«Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь в первую очередь идет о проекте «Северный поток-2», - заявил российский дипломат. - В Еврокомиссии также нет ясности в отношении второй нитки газопровода «Турецкий поток». Мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта, чтобы не повторился печальный опыт «Южного потока».

Однако, судя по всему, Брюссель не торопится дать зеленый свет на реализацию указанных выше двух российских газопроводных проектов. Такая позиция руководства Евросоюза становится понятной, если проанализировать видеообращение официального представителя ЕС к участникам нефтегазового форума в Баку.

«Мы еще раз подтверждаем приверженность ЕС проекту «Южный газовый коридор», в котором Азербайджан играет ключевую роль, - заявил вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. - Этот проект обеспечит геополитический баланс и стабильность в Европе. Азербайджан является важным партнером Европы в этом вопросе, и мы уверены, что азербайджанский газ будет поставлен в Европу в 2020 году в рамках этого проекта».

Напомним, что проект «Южного газового коридора» (ЮГК) предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. На первоначальном этапе в качестве основного ресурса для газопровода будет использован газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз».

В дальнейшем к проекту могут быть подключены и республики Центральной Азии, в частности, Туркмения и Казахстан. В рамках второй стадии природный газ будет транспортироваться на европейские рынки путем расширения Южно-Кавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов.

По данным Natural Gas Europe, стоимость ЮГК составляет около 40 миллиардов долларов, включая девять миллиардов долларов на проект Трансанатолийского трубопровода, шесть миллиардов - на проект Трансадриатического трубопровода (TAP), 23,8 миллиарда долларов - на вторую стадию разработки «Шах-Дениза» и расширение Южно-Кавказского газопровода.

Итак, позиции Вашингтона и Брюсселя в вопросе «Южного газового коридора» полностью совпадают: постараться посредством реализации этого дорогостоящего проекта подорвать позиции «Газпрома» в качестве основного поставщика голубого топлива для старого континента.

«Азербайджан является значимым партнером США», - это строки из поздравления Дональда Трампа в адрес его коллеги Ильхама Алиева по случаю Дня республики Азербайджана, который отмечался 28 мая. По словам политолога Эльхана Шахиноглу, новая администрация США «рассматривает Азербайджан в качестве важнейшего гаранта энергетической безопасности Европы».

Руководство Евросоюза также делает ставку на Азербайджан как на ключевую страну для транзита огромных потоков природного газа из Центральной Азии и Каспия в Европу. Впрочем, здесь у Брюсселя есть повод задуматься.

Дело в том, что на первом этапе - весь азербайджанский газ, а на втором - газ из Туркмении и Казахстана (если вообще дело дойдет до второго этапа) - будут доставляться в Европу через территорию Турции. И именно этот фактор несет в себе определенные риски для европейских стран. Дело в том, что президент Турции Реджеп Эрдоган не раз доказывал, что он способен умело использовать имеющиеся у Анкары козыри для шантажа Европы.

К примеру, Эрдоган до сих пор не допускает депутатов бундестага ФРГ на военную базу ВВС НАТО в Инджирлик, требуя от Берлина заранее ему предъявить предварительный список немецких парламентариев, которых Анкара проверит на лояльность и отсутствие связей с террористами. Иными словами, Эрдоган рассматривает базу «Инджирлик» как политический рычаг давления на Ангелу Меркель.

И в связи с этим эксперты задаются вопросом: а где гарантия, что после начала эксплуатации «Южного газового коридора» Эрдоган также не использует эту транспортную артерию для оказания давления на Евросоюз. В частности, для возобновления переговоров о вступлении Турции в Евросоюз.

Создается впечатление, что Вашингтон и Брюссель несмотря на непредсказуемость внешней политики Эрдогана доверяют ему больше, чем Владимиру Путину. «Лишь бы не Россия, лишь бы подорвать влияние России» - таков девиз сильного антироссийского лобби за океаном и в Брюсселе.

Видимо, и сам Эрдоган поощряет своих партнеров по НАТО к проведению такой протурецко-проазербайджанской и антироссийской политики в реализации нефтегазовых проектов.

Турция хотя и является участником астанинского мирного процесса по межсирийскому урегулированию, она, конечно, не может рассматриваться в качестве союзника России в регионе.

Во-первых, Анкара продолжает транспортную блокаду Крыма, давая понять, что никогда не признает присоединение полуострова к России.

Во-вторых, Турция выступает за свержение режима в Дамаске и в отличие от России полностью поддерживает ракетный удар Трампа «томагавками» по военному объекту правительства Асада.

В-третьих, Анкара не отказалась от планов постепенного вытеснения России из региона Закавказья и Центральной Азии и усиления в этих регионах позиций самой Турции.

Подпишитесь на нас

Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.

17 мая 2016 года в греческих Салониках дали старт строительству Трансадриатического газопровода (TAP). Он станет последней частью «Южного газового коридора», который в ЕС считают самой мощной альтернативой поставкам российского газа. Суть проекта амбициозна. В Каспийском море вводят в эксплуатацию вторую очередь гигантского месторождения «Шах-Дениз». Из него азербайджанский газ поступает в Южно-Кавказский газопровод и через Азербайджан и Грузию попадает в Турцию. Там по Трансанатолийскому газопроводу доставляется через всю страну к западной границе, а дальше по Трансадриатическому газопроводу — в Италию через Грецию и Албанию. Общая длина маршрута — более трех тысяч километров, а стоимость проекта превышает $ 45 млрд. Как планируется, в 2020 году проект заработает и по нему в страны ЕС смогут подавать ежегодно 10 млрд кубометров азербайджанского газа. Еще 6 млрд будет поступать на нужды Турции. Основными участниками проекта выступают госкомпании Азербайджана, Турции и британская BP. Сегодня из четырех частей «Южного газового коридора» можно говорить только о готовности Южно-Кавказского газопровода, который проходит по территории Азербайджана и Грузии. На месторождении «Шах-Дениз» работы выполнены на 70%, как заявляют в британской BP. Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) газопроводы только начинают строить. Первый обещают закончить в 2018 году, а TAP — в 2019-м. В экспертной среде проект «Южного газового коридора» вызывает противоречивые оценки как по целесообразности, так и вообще реальности его осуществления. Из-за высокой стоимости работа над проектом уже не раз задерживалась, а ее активизация началась в последнее время — после того, как испортились отношения между ЕС, Турцией и Россией. Вместе с экспертами мы попробовали ответить на основные вопросы по «Южному газовому коридору», который должен стать альтернативой поставкам российского газа.

1. Насколько реален 45-миллиардный проект?

Самой большой проблемой «Южного газового коридора», как и всех подобных проектов, является финансирование и окупаемость. «У всех на слуху был проект Nabucco. И где он сейчас? TANAP и TAP — это как раз очередные интерпретации «Южного газового коридора», по теме создания которого есть масса вопросов, — заявил «Центру энергетической экспертизы руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Насколько высок инвестиционный интерес к этому проекту, учитывая сегодняшнюю низкую конъюнктуру цен на газ, сроки окупаемости, коммерческий смысл? Даже в так называемые «жирные годы» (2010−2013 гг., когда газ был особенно дорогим) европейцы не были так уж щедры на инвестиции в сетевую энергетическую инфраструктуру. В трубы Европа активно не инвестировала ни при ценах на газ в 300, ни в 400 и даже в 500 долларов за тысячу кубометров. Ожидания Газпрома по 2016 году колеблются вокруг цифры в $ 180 за тысячу кубометров, кстати, это еще оптимистичный вариант. И не стоит забывать, что инфраструктура не стала кратно дешевле вместе с газом. Сметное удешевление проектов если и есть, то это не более чем 10−15%».

Больнее всего падение цен на нефть и газ ударило по Азербайджану, чья госкомпания SOCAR и является крупным пайщиком каждой из частей «Южного газового коридора». Например, в строительстве Трансанатолийского газопровода через Турцию Баку владеет долей в 58%, а в Трансадриатическом — 20%. Стоимость их строительства — больше 14 млрд. и SOCAR надо выложить из собственного кармана сейчас около половины. Таких денег у Баку нет. Поэтому все проекты будут почти полностью осуществляться на заемные деньги.

— Реализация проекта Трансанатолийского трубопровода (TANAP) не сталкивается с какими-либо финансовыми проблемами, — сказал, например, журналистам начальник департамента инвестиций SOCAR Вагиф Алиев.

Подтвердить его слова из других источников сложно, однако то, что проект не получил полного финансирования — факт. Например, только в июле Всемирный банк рассмотрит вопрос выделения миллиарда долларов Турции, которая через госкомпанию Botas имеет в TANAP 20%. Также еще не определена судьба займа в $ 1,12 млрд от Европейского инвестиционного банка. А есть ли уже остальные $ 8 млрд? Тоже неизвестно, а участники проекта утверждают пока, что 20% газопровода готово и треть необходимых тендеров проведена. И такая же ситуация по Трансадриатическому газопроводу. Накануне торжественного старта строительства управляющий директор проекта Ян Брэдшоу заявил, что в финансировании TAP ожидает содействия международных организаций, а также коммерческих банков. Сейчас известно, что полтора миллиарда долларов на пятимиллиардный проект выделит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Не все просто и с ресурсной базой месторождения Шах-Дениз. Например, в прошлом году SOCAR договорился о закупке 2 млрд. кубометров газа в год у «Газпрома». А в мае его глава заявил, что в Баку готовы закупать 3−5 млрд. То есть у Азербайджана может уже сейчас не хватать собственного газа на внутреннее потребление или обеспечение уже действующих контрактов с Грузией и Турцией по Южно-Кавказскому газопроводу. И взять как из России или собственных месторождений пока неоткуда. Иран не откликается на предложения по участию в проекте, а объемы добычи на второй очереди Ша-Дениз уже расписаны под экспорт. Кроме того, у азербайджанской госкомпании сейчас, очевидно, не хватает средств даже на свою долю в месторождении Шах-Дениза, и она обратилась за кредитом в $ 1,5 млрд в Азиатский банк развития (АБР). При этом Иран отказался от предложения Баку увеличить свою долю в проекте.

Чего у Южного газового коридора достаточно, так это политической поддержки. Например, Трансадриатический газопровод так же, как и «Южный поток», строится сбытовыми и добывающими компаниями и нарушает тем самым третий энергопакет, но ЕС в отличие от российского проекта сделало для TAP исключение. США же официально объявили «Южный газовый коридор» одним из приоритетов своей нацбезопасности. А госсекретарь США Джон Керри даже прислал поздравительное письмо в Салоники.

США по-прежнему привержены поддержке новых газовых маршрутов, которые способствуют диверсификации и энергетической безопасности Европы, в том числе «Южного газового коридора», говорится в письме, которое зачитал спецпосланник Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштайн на церемонии закладки трубопровода TAP.

Насколько это поможет финансированию и эффективности проекта, неизвестно. Однако, например, расходы на «Северный поток» были cоразмерны с затратами на TAP, но через него можно подавать не 10, а 59 млрд. кубометров газа. И построен он был, как и планировалось, за два года.

2. Как «Южный газовый коридор» повлияет на поставки российского газа?

Добыча газа в Европейском союзе снижается. К 2018 году, по прогнозам европейской ассоциации Eurogas, она упадет на 40 млрд. кубометров — до 200 млрд. Таким образом, дефицит газа в ЕС составит более 200 млрд. кубометров ежегодно. По данным Eurogas, потребление до 2035 года может варьироваться от 400 до 600 млрд. кубометров.

Поэтому 10 млрд. кубометров могут не сказаться на позициях «Газпрома». Такого же мнения придерживается генсекретарь Форума стран — экспортеров газа (GECF) Сайед Мухаммед Хусейн Адели. «Азербайджан может быть подключен к ЕС не раньше 2022−2025 годов, Иран еще позже. В общем, они смогут заместить всего несколько процентов нынешнего потребления Европы. Сейчас около трети потребляемого ЕС газа приходит из России (31% или 158 млрд. кубометров в 2015 году), с появлением TANAP и увеличением спотовых поставок СПГ доля снизится до 25−28%, не более. Это понимаем не только мы в GECF, но и в ЕС. Мы придерживаемся позиции, что Россия будет занимать доминантное место на рынке ЕС», — заявил он «Известиям».

Другое дело, что «Южный газовый коридор» может стать первым камнем в российский «огород». Сейчас и Баку, и ЕС, и США уговаривают Туркмению, Израиль и Иран присоединиться к проекту. Тогда, как утверждают в Баку, после некоторых технологических усовершенствований по «Южному газовому коридору» смогут подавать до 31 млрд. кубометров в год. Препятствием этому сейчас служит позиция самих стран. Ашхабад не готов строить газопровод через Каспийское море, Тегеран больше ориентируется на азиатские рынки, а Иерусалим планирует вначале обеспечить из гигантских месторождений в Средиземном море внутренний спрос, а потом уже обсуждать перспективы. В их реальности пока уверены лишь американские и отдельные европейские политики, а не компании, которые считают деньги. И касается это почти всех нынешних проектов по обеспечению газа Европы в обход России.

В своей статье в издании «Эксперт» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов метко заметил: «Казалось бы, вопрос энергетики — история коммерческая, и Россию всю жизнь винили в политизации энергетической сферы. Точка зрения, что Россия является опасным поставщиком, надо ее убирать с рынка и любые альтернативы России — заведомо более правильные, продвигается постоянно. Фактически именно эту точку зрения много лет европейцам навязывают Соединенные Штаты. „Берите любой газ, кроме русского. Любой другой газ для вас более полезный“. И это не является какой-то там конспирологией».

10:15 — REGNUM Европейский союз за счет проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому должны осуществляться поставки азербайджанского газа на европейский рынок, надеется обеспечить себе энергетическую стабильность, пока не подготовится к серьезному сокращению использования ископаемых видов топлива. Об этом сегодня, 21 июля, сообщает издание Trend со ссылкой на заявление официального представителя Еврокомиссии.

По словам источника, ЮГК должен помочь странам — членам ЕС сохранить устойчивость к энергетическим шокам. Таким образом, проект является ключевым для обеспечения энергобезопасности Европейского союза, уверен официальный представитель ЕК.

Он также обратил внимание на то, что стратегия Энергетического союза ЕС включает в себя цель по уменьшению зависимости от ископаемого топлива, в том числе от газа. ЕС добивается успехов в этой области. Также представитель ЕК напомнил, что ранее Комиссия приняла пакет «Чистая энергия», согласно условиям которого устанавливается нормативная база для долгосрочных целей в области энергетики и климата. Так, главная цель пакета — продвижение, дальнейший переход к более чистой экономике. Речь идет о периоде после 2020 года, то есть после быстрой ратификации Парижского соглашения по климату и вступления его в силу.

Однако голубое топлива, как и прежде, будет играть значительную роль как дополнительный источник топлива в рамках долгосрочного перехода к низкоуглеродной экономике. Официальный представитель ЕК отметил, что поскольку газ является относительно низкоуглеродистым ископаемым топливом, то его могут использовать для дополнения поставок возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Что касается спроса на газ, то в ближайшие несколько десятков лет он снизится. Произойдет это в основном из-за влияния политики в области климата и энергетики до 2030 года. Ожидается, что объемы добычи собственного газа в странах ЕС тоже будут сокращаться. Поэтому до 2040 года импорт голубого топлива на европейском рынке останется стабильным, считает собеседник. В связи с этим ЕС настроен на повышение безопасности в энергетическом плане, поэтому, по словам представителя ЕК, Евросоюз остается приверженцем проекта «Южный газовый коридор» и ему подобных. ЕК утвердила список «Проектов общего интереса» и включила туда все компоненты ЮГК.

Напомним, что «Южный газовый коридор» — это проект расширения Южнокавказского газопровода от Баку через Тбилиси и да Эрзурума. Этот проект предполагает прокладку в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP общей мощностью десять миллиардов кубометров газа в год. Протяженность газопровода должна составить около 1300 километров, примерная стоимость — $45 млрд.

Труба пойдет от азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. Первую поставку газа по ЮГК планируется осуществить в 2020 году. При этом «Южный газовый коридор» является альтернативой «Южному потоку», который начала строить Россия по дну Чёрного моря из Анапского района в Италию и Австрию. В 2014 году на встрече между министрами энергетики восьми стран сообщества, входивших в проект ЮГК, то есть Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии, было принято решение о строительстве терминалов сжиженного газа.

Согласно условиям Третьего энергопакета ЕС, «Газпром» может потребовать предоставления ему 50% емкости газопровода, поскольку соответствующий европейский закон запрещает собственнику трубопровода использовать более 50% емкости. В ЕС уже не раз заявляли о том, что «Южный газовый коридор» — один из приоритетных для сообщества проектов. его также США.

Ресурсной базой для ЮГК должно стать месторождение «Шах-Дениз» в рамках разработки второй фазы, а впоследствии к проекту могут подключить и другие сырьевые источники. Однако, как ранее писало ИА REGNUM , с месторождением «Шах-Дениз-2» существуют серьезные проблемы. Так, на полях Петербургского международного экономического форума зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев говорил о том, что «Трансадриатический газопровод (TAP) может оказаться недозагруженным. Дело в том, что TAP, как и трубопроводные проекты Poseidon, могут быть только сухопутным продолжением «Турецкого потока».